ОТЕЦ. Никифоров Юрий Иванович

Надежда Никифорова
 Ему было бы 80 лет. И я представляю себе, как на открытии своей очередной выставки он, с палочкой в руках, максимально выпрямив старческую спину, приветствует поклоном головы своих знакомых и приятелей.
 То, что спина была бы прямая - я уверена.Он постоянно бил меня между лопатками:"Выпрями спину!"и сам никогда , даже при самой острой боли, не сгибался. 
 Мой отец - художник. Известный и уважаемый в узких кругах.  За славой не гонялся.Как-то неважно это казалось. Рисовал,писал, творил постоянно.В молодости на всем, что попадалось под руку- на обрывках газетной бумаги, на оберточной бумаге, на картоне...За свою творческую жизнь перерисовал несчетное количество листов,картонов, холстов.Мозаики, сграффито, линогравюры.Работал в разных техниках и размерах. Творил сосредоточенно, не отвлекаясь ни на что. Запойно творил. И очень быстро.
 Вчера я прочитала сухую статью о его творчестве...Задумалась...Писал прекрасный уважаемый человек...Сегодня я , находясь под впечатлением от прочитанного, спросила своего мужа (технарь, совсем не лирик) :
 - Что ты думаешь о моём отце, как о художнике? 
 - Ну, в его творчестве основное отличие гротеск,сарказм...- И всё... Я всё поняла.Его, моего отца, просто не чувствуют. Смотрят на картины, ожидая эстетического удовольствия, а его нет!
 - Люди!Неужели вы не видите, что все его картины написаны болью!
 Наверно, пришло время рассказать, как их чувствую я.
         
                АМФОРА
Долго думала. с чего начать. На эту картину я могу смотреть и смотреть. Забавно, что каждый в нашей семье озвучил свою версию сюжета...
  Для меня изображен прекрасный сосуд, который вот-вот расплющит молот.Эта великолепная старинная амфора владельцу не нужна, он отдал её на растерзание. Вдалеке видна фигура человека. Думаю, что это - кузнец (спросить-то уже не у кого)... Последние минуты перед тем, как амфора навсегда исчезнет, и никто о ней уже не вспомнит... 
  Бывает, что мы дарим свою душу тем, кто её не умеет беречь, кто не достоин ею владеть. Эта картина о предательстве. О цене и ценности. О неизбежности.
Каждый увидит своё, на основе своего жизненного опыта.Кто-то увидит всего лишь натюрморт, кто-то зациклится на манере художника, на его мазках, композиции и т.д., а у кого-то "Амфора" заденет тонкие струны души и останется в воспоминаниях...
 Отец был прекрасным психологом. Есть в некоторых людях такая особенность, они чувствуют настроение собеседника, они будто считывают его мысли. Эмпаты. Сочувствуя моим подростковым горестям, он никогда не произносил фразу:"Сама виновата", он молчал рядом.Это было молчание сопереживания,при этом он всегда старался дотронуться, погладить по плечу, приобнять, чтобы я понимала, что я - не одна, что он на моей стороне. Это было лучше тысячи слов.
 Его картины такие же - они лучше тысячи слов.Будет невыразимо жалко, если творчество моего отца станет такой же амфорой в бесконечном потоке времени.
 Продолжение ... http://www.proza.ru/2017/02/10/1363
 (фото Никифорова Е.Ю.)