Картинки детства. Багульник

Елена Бездудная
          Иногда у меня возникает мысль: если бы вдруг я имела такое волшебное кольцо, как в сказке “Аленький цветочек”, где и в какое время я хотела бы оказаться? На это готов ответ. Первым делом я хотела бы оказаться на склоне сопки, у подножия которой расположено село Акша (районный центр Читинской области) весной, когда цветет багульник.

          
          Мне много раз снился один и тот же сон. Иду я по улице Акши, стараясь найти тот дом, в котором жила когда-то. От него через несколько домов начинается склон сопки, а на нем БАГУЛЬНИК. Я так хочу его увидеть, снова почувствовать его неповторимый терпкий, чуть горьковатый аромат. Но…  ни разу во сне мне не удалось сделать это.  Обращаюсь к памяти. Она поможет мне воскресить когда-то запечатленное.

          Ранняя весна. Начал сходить снег. На багульнике видны только остатки прошлогодних темно-зеленых кожистых листочков. А вот из земли уже проклюнулись первые, закутанные в теплые пушистые шубки забайкальские подснежники – ургульки. Их сиреневые лепестки, раскрывшись, почти не выступают над землей, стараясь спрятаться от еще холодного ветра в пожухлой траве. Это потом, когда станет теплее, они осмелеют и поднимутся на длинных ножках.

          А пока…, вездесущие мальчишки срывают беззащитные головки, нанизывают как на шампур на голую ветку, делают своеобразный первый весенний букет.

          Скоро больше пригреет солнце, ручьями сбежит со склона снег, а багульник покроется нежно-розовыми с багрянцем цветами. Они удивительно красивы:  и одна веточка с несколькими цветками, и цветущий куст среди березок, покрытых нежной зеленой вуалью молодых листочков, и пламенеющий, как небо на закате, склон сопки, лишь вверху обрамленный суровой зеленью сосен.

          В детстве мы не только любовались красотой цветущего багульника, мы его… ели…. Набирали полные горсти цветов и … в рот. Помню забавную сценку.  Тогда я училась в первом классе. С подружками пошли гулять на сопку. Туда же пришла новенькая молоденькая учительница. Видимо она слышала, что цветы  багульника едят, сорвала цветочек и осторожно пробует. Мы же, спрятавшись за кустами и посмеиваясь, запихивали цветы в рот горстями.

          Чуть позже цветы на багульнике опадут, появятся молодые зеленые листочки, и только дурманящий аромат выдает куст.

           Долгой суровой сибирской зимой так хотелось тепла, лета, красок. Тогда я шла в лес, срывала несколько веток  багульника и лиственницы. Дома ставила ветки  в воду, и… случалось чудо: лиственница выпускала нежные мягкие зеленые иголочки, а на багульнике распускались цветы. И стоял этот роскошный, благоухающий букет, напоминая о лете.

          Когда я уехала из Забайкалья, мне пару раз зимой присылали посылки с веточками багульника. На удивление, они стойко перенесли дорогу и порадовали меня цветами, пусть не такими яркими, но все же….

           Сейчас, благодаря интернету и друзьям, которые фотографируют и выкладывают снимки, я снова, хотя бы на фото и видео,  могу видеть прекрасную природу Забайкалья и сопки в пламени багульника….