Закон синусоиды Глава 2 ВПТО Часть 5 Поляков Н. Е

Дудко 3
Valderamobili: Luigi XVI: гостиная  (крем, позолота)

МЕБЕЛЬНЫЙ  ГАРНИТУР    ИЗ  ИТАЛИИ

 « Но, вот однажды (я не помню, кто выступал в качестве посредника), мне сказали, что нужно купить "для организации" дорогой мебельный гарнитур. На самом деле, он должен быть предназначен лично для Полякова (дочь Полякова получила жильё, и ей нужен был - заграничный мебельный гарнитур).

  Сначала я не понял, мне объяснили доходчивей. Я отказался это делать...

   Я не знаю – какой гарнитур нужно было оплатить. А фотографию поместили -  просто красивого гарнитура из Италии.»
----------------------------------------



  ЗАКОН СИНУСОИДЫ

  ГЛАВА 2  ВПТО
 
  ЧАСТЬ 5  ПОЛЯКОВ  НИКОЛАЙ  ЕФРЕМОВИЧ


  ПОЛЯКОВ НИКОЛАЙ  ЕФРЕМОВИЧ - заместитель Председателя Комитета "Россельхозтехника", отвечающий за экономику Комитета.

  Непосредственным моим руководителем после назначения и.о. директором являлся заместитель Председателя Комитета - Поляков Николай Ефремович, отвечающий в Комитете за экономический блок: Главное финансовое управление, Управление труда и зарплаты, Управления бухгалтерского учёта и отчётности, Планового Управления, а также Управления складского хозяйства и АСУ и две организации при Комитете: ВПТО АСУ и Механизации учёта.

  Я, конечно, старался приспособиться к новым условиям работы, к новым людям. Но ошибок допускал много, в том числе, не соблюдал и самой прописной истины - с начальством надо дружить и часто, нужно и не нужно - советоваться...
   
  В моем дневнике есть запись:

  31. 05. 75 г.

  29.V. Был у Н.Е. Полякова. Сначала решался вопрос перевода денег 50 тыс. вместе с нашим главбухом и зам. главбухом РСХТ.

  Было высказано пожелание Н.Е., чтобы мы нашли форму отчёта, устраивающую управление АСУ, финансовое и гл. бухгалтерию.

  Затем был разговор с Н.Е. о назначении меня и.о. (исполняющим обязанности директора ВПТО). Я спросил – временно ли, и будут ли подыскивать на пост директора другие кандидатуры?

   Н.Е. сказал:

  1) даём вам сроку 2 месяца - действуйте, как лучше для дела, не нарушая партийной этики и социалистической законности;

  2) Сейчас не будем искать, но искали -- это Дедюшко (уже известно), но в последний момент о нём поступили нехорошие сведения, это со стороны начальника ВЦ - Ленинградское и других людей. «Но мы, сказал Н.Е., пока воздержались и не будем искать.»

  Я сказал о слабой дисциплине в ВПТО и о необходимости постепенной замены, в том числе и В.В. Бурцева.

  Сам Н.Е. был отличным мужиком. Но трудно было попасть к нему так, чтобы он был один. Он провозглашал лозунг: ко мне приходите в любое время. (Такой вот демократ!).

 У него постоянно находился главный инженер ВПТО - Бурцев, или ещё кто-то из нашей организации.

 Кроме того, главный бухгалтер Масликова, по слухам, которые до меня дошли много позже, была его любовницей, хотя я этому до сих пор не верю.

 (Как-то в автобусе, несколько лет спустя после моего увольнения из ВПТО, я встретил её, и узнал, что она получила от В/О РСХТ жильё где-то в нашем районе - в Отрадном).

  Я так и не сблизился с Поляковым, хотя он делал усилия со своей стороны.

 Водил меня в столовую, где обедал Председатель Комитета, его заместители и начальники Главков и Управлений, пытаясь ввести меня в их среду.

 (Столовая для всех была расположена на первом, а элитная - на четвёртом этаже здания Комитета и называлась - буфетом).

  А я никак не хотел этого делать или не мог! (Из-за разбросанности организации мне приходилось ездить в разные концы Москвы, и, поэтому успевать к обеденному времени в Комитет, я практически не мог).
(Реплика Ираиды – Из - за отсутствия опыта товарищеского общения с руководством,  Виктор делал непростительные ошибки. Выбирая между работой и общением с непосредственным высшим начальником, он выбирал -  первое, хотя подстроить распорядок дня и организовать рабочее время так, чтобы ежедневно обедать вместе с Поляковым Н. Е.  было вполне реально.)

  Вообще – работники ВПТО  обедать чаще всего  ходили в ресторан Будапешт.
  В ресторане днём кормили комплексными, относительно дешевыми, обедами.

  Однажды, во время такого обеда, у меня (я ещё был замом) из моей личной машины украли портфель, который я оставил на заднем сиденье машины, и в котором были документы на выделение мне квартиры, и некоторые другие (в том числе письмо от Полякова с просьбой отпустить с прежней работы по переводу.)

  Я обратился в милицию нашего Центрального округа, благо они были рядом с работой, на Большой Дмитровке. Когда я туда пришел, в кабинетах опера слушали песни Высоцкого, в то время не разрешённые. Выслушав меня, они развели руками, и сказали, что это бесполезное дело, и они им заниматься не будут - "ждите, может быть, кто-то найдёт документы и вернёт за вознаграждение или их вам подбросят".

  В милиции так никто ничего и не стал делать. Больше всего мне жаль было пропавшего среди многих других документов, - письма с просьбой о переводе из прежней организации в ВПТО. Письмо было за подписью Полякова. Когда меня снимали с работы, я не смог доказать, что меня приглашали на работу. Именно это письмо могло бы тогда мне помочь.
 
  Поляков относился ко мне с уважением. Так мне казалось, потому что он не раз обращался за какими-либо советами.

 Если я лишний раз стеснялся приставать к нему по поводу ускорения решения моих квартирных вопросов, он сам спрашивал меня об этом, и предлагал помощь.

  В моем рабочем дневнике есть запись:
   
  18. 06. 75 г.

  Поляков опять спрашивал совета. Он был у Босенко (Председатель "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ"), и тот не против организовать Управление АСУ.
Поляков просил 17, а тот выделяет всего - 12 человек (два отдела).
 Причем, начальник отдела и заместитель - одна должность, и ещё одна совмещенная должность - заместителя начальника Управления - директор РИВЦ.
   
 "Как ты думаешь - спросил Поляков, - если мы Антонова возьмём заместителем начальника, а затем к вам директором РИВЦ. Ты пойми, мы занимаем единицу, зато он будет везде представительствовать, Ну, как???".

  Я говорю - "Может быть, это хорошо, как же заместитель начальника Управления будет мне подчиняться? Это же невозможно. Или директор ВПТО должен быть тоже назначен заместителем начальника Управления, оставаясь директором".

  Поляков - "Давай это в приказ запишем, ну, а как относительно Антонова?".

  Я говорю - "Не знаю". Поляков - "Он был во Владимире, сейчас на Лобне. Пока жилья не надо. А как у тебя с жильем? Письма готовы?". Я говорю - "Нет, власть 15-го сменилась (имеется ввиду в Мосгорисполкоме), да и эти 2 недели было некогда". Поляков - "Готовь письма, да и к Босенко идём. Сначала тебе, а потом и ему поможем. Ну, как??? В общем, в пятницу с Антоновым и тобой идём к Босенко".
   
  Спросил Полякова про Липецк - ехать мне туда или нет.

   - "Нет, там говорильня".

  Спрашиваю - "Как быть с ИВЦ районных и областных организаций СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ? Может быть, сделать их филиалами?".

  Поляков - "Все - не нужно, а пяток сделайте филиалами: Ленинград, Омск - вот пойдут у них дела, значит - всё в порядке, можно распространять на остальных, а сейчас рано - много нужно будет им давать...".

  - "Кстати, дайте план командировок - куда и зачем. Я - за командировки".
   
  Я вспомнил, что перед тем, как идти к Полякову, зашел к Буланову. И Буланов показал мне Приказ от 12.6.75. ССХТ на приёмку ИВЦ в Ленинграде.

  А нашего представителя от ВПТО в Приказе нет, хотя Украинское ПТО есть??!

  А какое, собственно отношение имеет Украинское ПТО к Ленинграду?
   
  Это уже "работа" Крысина (сына), хотя Приказ готовился, наверное, до назначения Бурцев. И сам же Бурцев, вероятно для того, чтобы не подумали, что это его козни, первый полез в амбицию - "Нас нет - не поедем. Группу готовить не будем, так как - ни его, ни Чернышева, ни, наконец, Дудко в Приказе нет!".
   
  Я сказал Полякову, что в Ленинграде госкомиссия ведет приемку, а в Приказе о командировке в Ленинград никого от ВПТО нет.

  Поляков в ответ доверительно пожаловался - "Я назначен Председателем этой комиссии, а узнал об этом только из Приказа, так что, - не знаю...".

  Это характеризует отношения между Союзным и Республиканским Комитетами.
  А также - то, что Союзный комитет, минуя Республиканский, "управлял" Российскими областными СХТ.

  На Российских ОСХТ -  Союзные ЦПТБ и институт АСУ апробировали свои наработки, а мы только платили по договорам - за работы, выполненные как для нас, так и для всего Союза.
   
  По работе мне приходилось встречаться с Поляковым часто. Решали вопросы по оборудованию, кадровым и другим вопросам. Надо отметить, что во многих вопросах он принимал решения быстро, и в пользу ВПТО. А поскольку он был заместителем Председателя Комитета РСХТ по экономике, то иногда нам перепадали и денежные "бонусы".
   
  23. 06. 75 г.

  Были с письмами у Полякова. Пока решали с Поляковым вопросы по оборудованию, а затем - по письмам, Чернышев (отдел № 3 типовых алгоритмов и программ, позже переведён на должность зам. директора), пожаловался на проблему с путёвками для работников ВПТО. Тогда Поляков пообещал - "Я вам достану 100 - 150 тыс. на строительство (долевое участие для 30 - 40 человек). Берите специалистов, ищите".

   Да 100 тыс. - это неплохо.

  Поляков прочёл акт. Он говорит - так, а я - так... Но решение всегда, конечно, оставалось за Поляковым. Наверное, это правильно. Тем более, что в большинстве спорных вопросов, он принимал правильные решения. Ну, а так как Поляков для нас был главным "ГЕНЕРАЛОМ", нам всегда оставалось только взять под козырёк.

  -"Ну, иди исправлять. А по отделу комплектования - надо разобраться с Масленниковой (зам. начальника Управления труда и зарплаты...)".
   
  Поскольку Бурцев был моим оппозиционером, не удивительно, что часто общаясь с Поляковым, он старался постепенно создать у Полякова негативное мнение обо мне. Как говорится - вода и камень точит.

  Несмотря на все наговоры, Поляков всё-таки, до определенного момента, придерживался хорошего мнения обо мне. Когда Полякову стали наговаривать, что я хожу по женщинам, он твёрдо ответил, что этому он никогда не поверит (так он был уверен во мне в этом смысле!).

  Мне не хватало опыта во многих вопросах. Особенно, это касалось вопросов финансирования. Честность для меня была одной из заповедей, по которым я жил. Причём,  я имею в виду - честность во всём, в том числе и - "не укради"...

  Со временем я постепенно познавал неписаные законы, по которым жило общество и организации. Самый простой пример. Все знают, что периодически в любую организацию приходят разные проверяющие, работают комиссии, приезжает с проверками вышестоящее начальство. Их нужно хорошо встретить, и, соответственно - проводить. А денег на такие мероприятия не предусмотрено. Вот и крутятся хозяйственники: выписывают фиктивные премии, да и существует для этого много всяких ухищрений. Ну, такие финансовые нарушения ещё можно понять, и при  необходимости - принять...

  Но, вот однажды (я не помню, кто выступал в качестве посредника), мне сказали, что нужно купить "для организации" дорогой мебельный гарнитур. На самом деле, он должен быть предназначен лично для Полякова (дочь Полякова получила жильё, и ей нужен был - заграничный мебельный гарнитур).

  Сначала я не понял, мне объяснили доходчивей. Я отказался это делать...

  Я не думаю, что такие мои поступки, каким-то образом повлияли на мою судьбу, но то, что они не прошли бесследно, это допустить можно...

  По крайней мере - с такими предложениями ко мне больше не обращались...
 
  Мне очень жаль, что именно Поляков настаивал на моём снятии (хотя я этому не очень верю).

  Такой прожженный управленец не мог, не должен был так поступать. Неужели он поверил всем наговорам Бурцева.

  Вскоре после того, как я добился прописки и получения квартиры, Бурцев тоже получил жильё - в районе ВОДНОГО СТАДИОНА, И ПОЧТИ РЯДОМ С ЖИЛЬЁМ ПОЛЯКОВА. А, имея машину, Бурцев, вероятно, мог почти ежедневно подвозить Полякова на работу, тем более, что и ему надо было ехать на работу в Управление, находящегося на Новокузнецкой.

  В пути Бурцев мог постоянно "капать", что рано или поздно Поляков стал принимать за чистую монету.

  Мне жаль Полякова! Если он поверил в грязные вымыслы и наговоры обо мне, значит, Бурцеву удалось использовать его, как разменную монету...
 
  Или всё-таки Поляков не мог простить мне тот мебельный гарнитур?

  Но, когда настал  критический для меня момент -  именно его мнения ждали для визы на приказе о моем снятии с должности.

  И он завизировал тот Приказ...