Водитель такси - женщина

Нина Серёгина 2
      Третий таксомоторный парк был недалеко от дома, где жила Аня. Почему бы не пойти туда работать? - думала она. Ну, хотя бы курсы водителей закончить бесплатно. Конечно, машину купить бесполезная мечта, утопия. Если не пить и не есть в течение всей жизни - 100 лет, и получать хорошую зарплату, то всё равно денег на машину не накопишь. А вдруг мы и вправду будем жить при коммунизме? Тогда всем будет дано по потребностям. Кроме того, живя в Москве, она её не знала.
     Но директором таксомоторного парка оказался армянин. А что такое армянин, она уже знала.  Женщины у армян прав не имеют никаких. Она должна сидеть дома и рожать детей. А муж свободен, как ветер. Она вспомнила рассказы армянок о том, как устроена жизнь женщины в Армении. В Ереване недалеко от района Киликия есть мост над пропастью. Девушка, которая не смогла поступить в высшее учебное заведение, теряла шансы выйти замуж. И бросалась с этого моста в пропасть. Этот рассказ   потряс воображение. И не только. Кроме того, девушка должна иметь хорошее приданое. И это, не считая красоты. А что взамен? Семейное рабство, скрывающееся под именем любовь.
- Да наплевать, - подумала Аня. Москва – это не Армения.
     На курсы попасть не было проблем. Но работать водителем ей не позволяли. Требовали, чтобы она написала заявление об уходе «по собственному желанию». 
В газете «Московская правда» Ане дали письмо на имя директора третьего таксомоторного парка с просьбой оказать студентке факультета журналистики, то есть Ане, содействие по выявлению недостатков в работе коллектива. Это придумал зав.отделом газеты Илья Белецкий. И сработало!
В парке не хватало водителей. Много машин стояли «под забором», гнили.
На работу брали только водителей с опытом. Но это внешняя сторона медали. Как потом Аня узнала, в Армении (как и всюду в стране, но в разной степени) чтобы устроиться на работу, надо через знакомых заплатить, была даже такса. Кстати, такса существует и сейчас. Особенно на престижные должности. Но Аня, как, впрочем, и большинство молодых людей из «простых» семей России, не подозревала о существовании подобных правил.
     Когда директор увидел это письмо, он побагровел. И сделал предложение, от которого Аня не должна была отказаться. Самая высокая зарплата в парке у диспетчеров. И ей предложили работу диспетчера. Аня отказалась наотрез:
- Государство затратило на моё обучение деньги, и я должна отработать их, - озвучила формальный аргумент. Возразить было нечего.
Директор через секретаршу вызвал начальника третьей автоколонны Лопатина Николая Васильевича.
- Вот, не хочешь ли взять молодого водителя на стажировку?
Лопатин усмехнулся и ответил, что водителей не хватает, и он берёт Аню к себе на попечение.
     Это была победа! Но победа в первом раунде, а впереди…
Молодого водителя прикрепили к старшему наставнику. Для стажировки.
Задание у наставника было дать заключение о том, что она не способна управлять автомобилем. И такое заключение было дано. Аня не знала, что делать. Она, конечно, понимала подвох, но была в растерянности. И как-то в коридоре к ней подошёл юрист парка Слуцкий и сказал по секрету:
- Государственная комиссия тебе дала водительское удостоверение, и никто не может его опротестовать. Не бойся и не соглашайся.
И в конечном итоге Аня села за руль… подзаборной машины «ГАЗ-21». Тяжёлая и огромная. Тормозит колом. Но ничто не могло омрачить радость победы.
     Первый раз, когда она выехала за ворота, машина загорелась под капотом.
Огонь сразу потушили.  А ей дали другую машину. Несчастье случилось уже далеко от парка. Пришлось звонить начальнику автоколонны. Помощь прибыла быстро, машину завели.  Водить, как следует, она ещё не умела. Но надо было выполнять план.  Увидев пассажиров у станции метро «Парк культуры», Аня полетела к ним с разворотом. А ей засигналил мусоровоз, которого она «подрезала». Она  - по тормозам! И мусоровоз ударил её в задний бампер. Она выскочила из машины и стала извиняться. Я, говорит, первый день за рулём. Водитель говорит, что не имеет претензий. У него же нет никаких  повреждений.
В парке объяснила, что подала задним ходом, не заметила невысокий срезанный столб. Ремонт – за свой счёт. На ремонт деньги дала мама.
     На девятый день водительского стажа случилось ЧП. Наезд. Пострадали две женщины – мать и дочь. Аня сидела в машине в шоковом состоянии. Подошёл гаишник, сказал, чтобы из машины не выходила. И она не выходила. Потом подходили какие-то люди, что-то говорили, но она ничего не слышала. Что-то отвечала на автомате. Наезда, как такового, не было. Машина задела пешеходов задним крылом на зебре. Но об этом Аня узнала позже.
В сопровождении ГАИ приехала в Главное управление, где написала объяснительную. Капитан сказал, чтобы не писала в таком состоянии подробности, "потому что всё, что напишешь, может быть использовано против тебя".
     От работы отстранили. По повестке ездила на Петровку, 38. Там допрашивали о случившемся. Что сказала? Что увидела пешеходов, вывернула руль и затормозила.  Почему вывернула? Потому что ехавшая впереди машина резко взяла вправо, а впереди оказались две женщины на переходе. Какая была скорость? Разве она смотрела на скорость? Ехала в общем потоке.

     Были показания свидетелей и потерпевших. Дознание длилось два месяца. Мама! Суши сухари!И снова помог юрист Слуцкий. Он был еврей. Почему-то так получилось, что именно евреи оказывали помощь этой белобрысой русской. Он сказал, что  бояться нечего. Просто расскажи, как было: перед тобой ехала чёрная Волга. Так? Да, так. Она резко свернула вправо, не снижая скорости. Вокруг было много машин, тебе деваться было некуда. Ты могла только чуть-чуть взять вправо. А сам подумал. Тормоза у ГАЗ-21 не по силам этой девчонке. И опыта нет. Вот и результат.
     Анна постоянно прокручивала в голове роковой момент. Когда она увидела двоих перед машиной, время словно застыло. Она вывернула руль, насколько было можно, чтобы не зацепить рядом проезжавший автобус. И со всей силы нажала на тормоза. Но они не нажимались Они стояли колом. Поэтому, хотя и удалось не наехать на пешеходов, но заднее крыло их задело, совсем чуть-чуть, но в результате падения были значительные травмы: перелом позвоночника и таза. У кого и в какой степени,и вообще, было ли именно так, Аня не узнала. Гаишники, юрист и другие «не советовали» ей общаться с потерпевшими. Анна, как законопослушная гражданка, хорошая дочь и бывшая в школе отличница, привыкла "слушать старших" и делать, что тебе говорят.
     Через два месяца в парк пришло сообщение: «Дело прекращено из-за отсутствия вины водителя». От сердца отлегло.
Мама говорила, что если она попадёт в тюрьму, там она не выживет. Аня страшно боялась тюрьмы. И старалась всё делать так, чтобы никто к ней не мог придраться и не мог ни в чём упрекнуть, что стало привычкой, оставшейся на всю жизнь. А ведь известно, что «посеешь привычку, пожнёшь судьбу».
     По поводу происшествия начальник колонны, кстати, очень хороший человек, сказал Ане:
- В любом ДТП виноваты оба водителя, потому что если хотя бы один был более внимательный и хороший опытный  водитель, то никакого происшествия не было бы. Запомни, всегда виноваты два водителя. Главная причина ДТП – самонадеянность. Заруби себе на лбу. И она зарубила.

     Начальник колонны Николай Васильевич Лопатин категорически посоветовал сначала научиться водить, а потом приходить на работу в такси. В отделе трудоустройства предложили на выбор: персоналку или скорую помощь. Выбрала персоналку. Как-то не хотелось общаться с врачами и с больными.
В персоналке целый день сиди. Пару раз куда-нибудь кого-нибудь отвезёшь. Зато машина хорошая - ГАЗ-24, с небольшим пробегом. Чёрная. Но скука. Сиди в машине и жди. А ведь нет ничего хуже, чем ждать и догонять.
     Однажды её отправили в числе других водителей в десятый таксомоторный парк  в качестве помощи дружескому предприятию по выполнению плана.
Хотя Аня и привыкла к восторженному приёму коллег, не реагируя на него, но после предыдущего тяжёлого опыта это отношение ей было приятно . После работы старший механик, организатор мероприятия предложил ей идти на работу в десятый таксомоторный парк. Аня была счастлива. Ей нравилось работать в такси. Разные люди, разные поездки по Москве и Подмосковью. Опыт вождения, знание Москвы, жизненный опыт от множества встреч... Не надо обивать пороги, чтобы взяли на работу. Больше всего на свете она хотела стать хорошим водителем. Даже во сне видела дороги и светофоры.Это было, как страсть, наваждение, колдовство.
     Приглашают! Просто подарок судьбы! Но ездить до работы целый час в метро в один конец. Метро Алексеевская. Работать разрешали только в дневное время суток. А днём много машин, много ГАИ, мало пассажиров. То есть не то, чтобы мало пассажиров, но много конкурентов и на каждого пассажира уходит много времени. Так ещё и не дождёшься, пока пассажир освободит машину. Иногда чуть не до скандала. Пока пассажир не расплатился, она не выключала счётчик.  Поэтому часто её упрекал начальник колонны:
- Посмотри, сколько у тебя денег на простое? Это с какой же скоростью надо ездить, чтобы накрутить столько километров? Тогда она не поняла намёка. (Оказалось, что скрутить или накрутить километры очень даже легко.)
     Действительно, ездили все по городу от 80 до 120  км в час. Радаров тогда не было. За городом вообще можно было ездить «в зависимости от условий движения».  но, разумеется, надо обращать внимание на запрещающие знаки. Поэтому водитель старался выбрать пассажиров на дальнее расстояние. Например, в аэропорт. И Аня стала впоследствии дальнобойщиком.
     Работать она имела право только днём. Сначала план везти было почти невозможно. Мужики подкалывали. Говорили, что она нахлебница, если не выполняет план. А как выполнить план на развалюхе? Особенно обидно было слышать, когда кто-нибудь скажет презрительно, как бы в сторону и с ухмылкой:
-Это не езда, коль за рулём п…да!
Убила бы!
     Анна думала, что ведь есть закон о льготах для женщин. Наверно, поэтому в такси женщин не берут. Надо им предоставлять особые условия. Да ещё и рожают они. Опять проблемы. Аня всё понимала и старалась выезжать во второй половине дня, чтобы прихватить вечер, когда было легче накатать план. Потом приезжала в парк, отбивала время, давала на воротах трёшку и уезжала на подработку для плана. Это риск. И она была осмотрительна. Нельзя попадаться гаишникам, нельзя допустить никаких  нарушений, чтобы не подвести людей и себе не заработать неприятности. И скоро стала везти не только план, но и числилась в передовиках. Начальство относилось нормально. А таксисты ругали:
- Ты зачем везёшь такой план? И так у нас высокие нормы, а из-за тебя ещё выше будут! Вникала в нелёгкую жизнь таксиста. Приходилось приспосабливаться к жизни в стае.
    Не раз поначалу устраивали проверки «на вшивость». Ведь «все бабы сучки». На пути следования от парка подсаживался провокатор и выяснял, что за птица за рулём. Например, один говорит:
- Сколько тебе надо за известные услуги?
- Выброси из головы. Тебе денег не хватит.
- А она у тебя что, золотая что ли?
- У каждого своя цена. Моя цена тебе не доступна.
    Были такие приключения, что мороз по коже, если вспомнить. Но всё обходилось благополучно. Ангел-хранитель спасал или, может быть, Бог, чья частица есть у каждого в душе. Жизнь учила уму-разуму.
   После работы таксисты часто подвозили коллег домой. Ну, чтобы не было холостого пробега. И ей предложили однажды подвести домой. Молодой красивый парень. Но у неё в голове не было мыслей о лёгких отношениях с противоположным полом. Слишком много наслушалась всяких баек во время стоянки. Да и от пассажиров столько узнала, что мужская половина её не только не привлекала, но и решительно отталкивала.
     Особенно произвела жуткое впечателине история с одной из женщин в такси. Она её видела однажды в непотребном состоянии. В каком-то тёмном углу. Таксисты часто пили после работы, снимали напряжение. И она там с ними. Старший механик объяснил, что она «слаба на передок», вот её все и «пользуют». Поэтому Аня всех сторонилась. И вскоре мужики стали к ней относиться как к коллеге, не более. И как к равноправной коллеге.
Её предложил довести до дома красивый молодой сотрудник парка. Села. Но вдруг видит, что он повёз не туда. Так, говорит, короче. Потом и вовсе: вокруг ни души, лес какой-то. Позже узнала, что это был парк Сокольники. Потребовала остановить. Водитель продолжал везти, не реагируя на требование. Тогда она открыла дверь машины и хотела выпрыгнуть. Он успел схватить за сумку и затормозил. Она выскочила из машины и убежала. Сумка осталась у водителя. А в сумке были ключи от квартиры и машины.
     На другой день старший механик отдал ей сумку. Мужики усмехались.
Что ещё поразило Анну в таксомоторном парке. На багажниках у каждой машины висел навесной замок. Надо было после работы снимать щётки. Иначе украдут. Следить за резиной, иначе заменят новую на старую. А платит за всё сам водитель. ТО-1 машина проходит один раз в неделю, ТО-2 – один раз в месяц. За ТО тоже надо платить Подпись механика стоит 20 копеек, получить новую машину стоит от 100 рублей. За любой ремонт были соответствующие расценки. На воротах тоже надо было что-то дать. Кажется 20 копеек. Когда сдаёшь деньги в кассу, надо было сдать больше, чем записано. Иначе тебе предъявят недостачу.
     Но особенно достали гаишники. В конце концов, пришлось выйти замуж за гаишника, тогда-то она и  узнала все их секреты. Ну, не все, наверно, но многие.
     Женщины за рулём попадались редко. И они почему-то особенно привлекали внимание. Наверно, потому что легче было войти с ними в контакт. Всегда есть повод. А при напряжённой езде по городу ошибок не избежать. Каждая ошибка – прокол в талоне. Три прокола - лишение водительского удостоверения. Значит, будешь работать с метлой. И Аня быстро попала в нарушители. Вместо того, чтобы с гаишником «разбираться на месте», она получала проколы. 
     Секретарём парторганизации парка был молодой высокий стройный светловолосый голубоглазый красавец Владимир Иванович Князев. И он взял Аню к себе в помощницы, потому что в трудовой книжке у неё было записано, что она работала секретарём-машинисткой и стенографисткой. Срок отстранения от работы водителем был два месяца. И это начало новой истории.

Начало:

 http://www.proza.ru/2017/02/09/270

Продолжение следует.