Пионерская романтика

Алексей Браницкий
А если послушаешь пластинку "Пионерские песни" в исполнении детского хора или посмотришь,например, фильм "Бронзовая птица", переносишься в некую загадочную страну героев и сплошного детского кайфа - у меня такое ощущение  подобных произведений в середине 1980-х в пионерском возрасте возникало . Говорили, что это про нашу страну, но в реальности я такой романтики в наших железно-бетонных крупнопанельных массовых микрорайонах не ощущал. Рассматривал марки,  картинки и фото с пионерами в книжках - про Артек, про дружбу народов и путешествия, а в реальности мы видели каждый день улицу с обильным движением транспорта и тягачи с "романтическими" полуприцепами с железобетонными изделиями - Минск расширялся. Но чего-то романтика первых пионерских отрядов как-то со временем рассеивалась. Где же всё-таки она была? Как-то солнечным летним  днем часа в 4 я посмотрел с балкона где-то метров на 700 вдаль, туда, где улица спускалась, а потом начинала снова подниматься. Там была лужайка и деревья и прошла звеном группа школьников, как мне показалось,все в белых пионерских шапках, как в фильме Бронзовая птица, человек 20. "Так вот она где пионерская романтика!" подумал я - "Она наверное, там, в 99-й школе." Да и в нашем районе не так далеко, сохранились двухэтажные дома конца 1950-х-начала 1960-х. Они мне казались симпатичнее и уютнее многоэтажных домов индустриального домостроения. Двускатная крыша, закругленные вверху окна. В похожем доме в журнале Веселые картинки проводил собрания Клуб веселых человечков с Незнайкой, Самоделкиным и проч. По моим представлениям, в таком доме могли проживать если уж не Папа Карло с Буратино, так уж какой-нибудь скрипач,  играющий классическую музыку, как в песне "Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант". И не для кабака, и не для денег, а из ощущения прекрасного . Мне казалось , что такие дома- свидетели той пионерской романтики, вытесненной микрорайонным техногенным бытом. В дошкольном детстве по ТВ я услышал песню, завершающую художественный фильм  про пионеров, кажется это была "Песня о веселом барабанщике" на стихи Булата Окуджавы. Она в миноре была. И я тогда подумал, что наконец встречусь с этой романтикой, когда пойду в школу и поступлю в пионеры. А пока надо потерпеть, пока все же в жизни не совсем так, как в фильмах, но когда-нибудь я наконец со всем этим встречусь. И вот в 3 классе нас начали готовить к вступлению в пионеры. К нам в класс регулярно приходили пионервожатые - девушки, работавшие у нас в школе. Каждый завел себе альбом, куда под руководством пионервожатых  вписывались, врисовывались и вклеивались материалы на пионерскую тему.  Вожатых было несколько, среди них была одна симпатичная вожатая с русыми прямыми не слишком длинными волосами и голубыми глазами, которая мне как-то приглянулась, не смотря на дистанцию в возрасте. Кажется, Наташей звали. Ничего я ей такого не говорил, просто смотреть на нее как-то приятно и интересно было, даже если ее просто в школьном коридоре видел. Потом еще пару других стало приходить, иногда они с нами занимались по очереди. Нас благополучно приняли в пионеры, и где-то в конце мая-начале июня я гулял по краю нашего квартала, где были уже не многоэтажки, а эти двухэтажные домики, я случайно глянул с улицы в окно на первом этаже и вдруг увидел её. Так вот в чем она, пионерская романтика этих симпатичных двухэтажных  домиков! Девушка была не в пилотке и галстуке, а просто в светлом платье. Вроде мы встретились взглядами, но я как-то смутился и поспешил дальше..  Может она там жила, хотя до нашей школы был почти километр. "Профессия чудесная, такая интересная" Хотя не по зарплате и престижу, особенно в последние годы СССР. Обычно в пионервожатые шли в возрасте 17-18 лет, в основном девчонки, которые  не поступили на дневное отделение ВУЗа. 30 летний пионервожатый и старше - это был по-моему нонсенс, хотя может, я ошибаюсь? А облик у нее в неформальной обстановке был уже не пионерский, она скорее напоминала героинь фильма "Берегите женщин". А зеленая листва кругом добавляла романтизм, это все же не выжженная пустыня изобилия многоэтажек.
Как-то я случайно  посетил интерьер подобного дома в р-не метро Пролетарской, уже в 2010-е годы.Людей не было видно. Лестница на 2-й этаж, перила внутренней лестницы  и деревянное ограждение, в которое они переходят образуя что-то вроде балкона внутри помещения  на 2-м этаже. Деревяшки уже староватые, облокачиваться страшновато. И снова почему-то воспоминания про героев в стиле Булата Окуджавы, семьи с участием юных подпольщиков и подпольщиц, комсомольцев, ходящих на демонстрации, семей репрессированных, красные галстуки, надежды, старания - много чего помнят эти лестницы (на самом деле дом построен около 1950 г.) Теперь это в виде подсознательной памяти и легенд и не очень верится, что это было былью. Хоть и не совсем такой, как краткая мифология.