Король танго

Валентина Томашевская
Был день осенний,
И листья грустно опадали,
В последних астрах
Печаль хрустальная жила.
Грусти тогда
С тобою мы не знали,
Ведь мы любили,
И для нас весна цвела.

Черные глаза.
Музыка Оскара Строка.
"Черные глаза" - первое танго Оскара Строка, написанное в 1928 году.
Слова Александра Перфильева (1895—1973) — русский поэт.
Танго автобиографическое: у Строка, занявшегося в Риге изданием собственного журнала, вспыхнул роман с секретаршей Лени Либман.

Впервые "Черные глаза" вышли в 1929 году на пластинке фирмы "His Master's Voice" в исполнении берлинского оркестра Марека Вебера, пел Марек Белоусов. В СССР его первым исполнили Казимир Малахов с джазом Александра Цфасмана (в Москве). В начале 1930-х "Черные глаза" вошли в репертуар Петра Лещенко.

 Девушка приехала из Валмиеры. Работала в магазине Оскара Строка,   продавала ноты. Неожиданно для себя сказал девушке, что хотел бы показать ей Ригу и поужинать вместе. Лени посмотрела на него серьезно и покачала головой. Но он повторил приглашение, дотронувшись до руки девушки. И та вдруг ответила коротко, всё так же серьёзно глядя на Оскара: «Да».

И вот первый вечер, когда они вдвоём, в кафе вдали от центра Риги. Ужинали молча, и Лени всё так же серьёзно смотрела на Оскара.

Ради Лени Оскар собирался бросить семью - жену Луизу-Анжелу, дочь Веру и сына Евгения. Он перенес издательство своего журнала в Париж. Журнал развалился. Лени ушла к другому.

Kомпозитор Оскар Давидович Строк (1893 —1975) -  выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго».

Оскар Строк родился  6 [18] января 1893 года в Динабурге Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия), младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец композитора — Давид Маркович Строк (1840—1920) — был армейским музыкантом, затем руководил клезмерской капеллой в Двинске, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано).

Отец и мать будущего композитора (Хава Строк, родом из Екабпилса) поселились в Динабурге в конце 1860-х годов. Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, где он долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра» (заведение принадлежало предпринимателю Георгу Берзиньшу), где и началось его творческое становление.

Оскар Строк был пылким и влюбчивым человеком, и именно благодаря этому возникли его прекрасные, известные танго, как «Чёрные глаза», «Скажите, почему», «Лунная рапсодия», «Скажите, почему?», «Марианна»,»Не забывай меня». Жившая в его сердце любовь помогала рассказывать языком музыки о страсти и грусти и грусти, утраченных иллюзиях и надежде.

Многие  песни Строка исполнял Пётр Лещенко. Музыка Строка, его романсы звучали в 30-е годы 20 вела не только по всей Европе, но и в Китае, Японии и других странах.

 Композитор Раймонд Паулс учился у Оскара Строка и часто бывал в его доме.
Паулс посвятил Оскару Строку песню на стихи М. И. Танича — «Король сочиняет танго».

Танго "Мурка"

Легендарная Мурка - это танго Оскара Строка!

Автор «Мурки» — одесский поэт Яков Ядов. Из-под его пера вышли несколько «народных» — по устоявшемуся среди публики мнению — супершлягеров, в том числе «Бублички» и «Гоп со смыком». Ядов не был поклонником криминального шансона, но ярко и иронично описывал в стихах самые «классические» образы Одессы времен зарождавшегося в 1920-е нэпа. Особо следует отметить, что при этом он зашифровывал в своих произведениях реально происходившие в городе события того времени. Как считают одесские историки и краеведы, «Мурка» была написана Ядовым приблизительно в 1921–1923 годах.

Знаменитый музыкант Оскар Строк в начале 1923-го положил эти стихи на музыку. Причем в первоначальном варианте у него получилось танго!

Под такую «Мурку» одесситы часто танцевали во времена нэпа, и тогда история песенной Мурки знакома была всей Одессе. Но мало кто знал, что в реальности она агент МУРа…

В настоящее время известно около 25 вариантов.
Многие из них отличаются первой строчкой первого куплета. «Прибыла в Одессу банда из Ростова...», «Прибыла в Одессу банда с Петрограда...», «...банда из Амура...»  В  одном из вариантов первого куплета песни написано: «...банда из-за МУРа...» Вот это и дало подсказку к расшифровке всей истории.
По-видимому, первоначальный ее вариант - просто городской или, как его еще называют, жестокий романс..

Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая!
Помнишь ли ты, Мурка, наш роман?
Как с тобой любили, время проводили
И совсем не знали про обман...

А потом случилось, счастье закатилось,
Мурка, моя верная жена,
Стала ты чужая и совсем другая,
Стала ты мне, Мурка, неверна.

Как-то, было <дело>, выпить захотелось,
Я зашел в шикарный ресторан.
Вижу - в зале бара там танцует пара -
Мурка и какой-то юный франт.

Тяжело мне стало, вышел я из зала
И один по улицам бродил.
Для тебя я, Мурка, не ценней окурка,
А тебя я, Мурка, так любил!

У подъезда жду я, бешено ревнуя.
Вот она выходит не одна,
Весело смеется, к франту так и жмется -
Мурка, моя верная жена!

Я к ней подбегаю, за руку хватаю:
Мне с тобою надо говорить. (1)
Разве ты забыла, как меня любила,
Что решила франта подцепить?

Мурка, в чем же дело, что ты не имела?
Разве я тебя не одевал?
Шляпки и жакетки, кольца и браслетки
Разве я тебе не покупал?

Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая,
Здравствуй, моя Мурка, и прощай!
Ты меня любила, а потом забыла
И за это пулю получай.

Есть еще  одесский вариант, который знают лучше всего.

Прибыла в Одессу банда из Амура,
В банде были урки, шулера.
Банда занималась темными делами,
И за ней следило Губчека.

Знают,  потому что его пел Леонид Утесов и позднее - исполнитель городских и блатных песен Аркадий Северный. Своеобразие его - лирический припев.

Мурка, ты мой Муреночек,
Мурка, ты мой котеночек,
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!

Жил Строк больше всего в Риге, но долго проводил время в Париже, Берлине, Харбине. После временного присоединения Латвии к СССР, он работал в советской эстраде. Тогда же выступал на концертах с Клавдией Шульженко. Кстати, снялся в кинофильме "Котовский" в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском трактире.

В 50-ые годы западную музыку в СССР преследуют, Оскара Строка исключают из Союза композиторов Латвии, обвинив в безыдейности.
Скончался Оскар Строк 22 июня 1975 года. О кончине Короля танго в СССР   не объявили. Но мир чтит его до сих пор, исполняя его произведения.