Мы ждали этого дня сорок один год...

Инна Коротаева
Люди и судьбы

     Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Но жива память о всех, кто погиб на полях ее сражений, люди ищут следы родных, надеются найти сведения о пропавших без вести. Так, долгие годы вела поиски сведений о своем отце, лейтенанте Николае Лунине, старший научный сотрудник партийного архива Ярославского обкома КПСС Эльза Николаевна Лунина. Ее упорство и настойчивость оправдали себя. Как это произошло, вы узнаете из интервью, которое взял у нее польский корреспондент Тадеуш Бартковяк.

     Голос моей собеседницы дрогнул, она улыбалась сквозь слезы. Смотрю на ее хрупкую фигуру и думаю: что пережила она за минувшие годы, что ждет от польского журналиста? Только одно ясно: Эльза Лунина приехала в Польшу впервые после окончания войны, чтобы положить цветы на найденную могилу отца Николая Лунина. Записываю слова женщины, для которой время как бы остановилось 41 год назад.

     - В момент нападения гитлеровской Германии на Советский Союз я была ребенком и немногое помню о тех годах. Знаю одно – отец с первых дней войны стал воином Красной Армии. Нам было нелегко, случалось, не было в доме и куска хлеба. Поддерживали себя мыслью, что война скоро кончится. Вернется отец – все будет, как раньше.

     - В 1945 году эти надежды исчезли…

     - Но все же мы надеялись, что отец жив. В письмах он не сообщал деталей, но мы знали, что бои на фронте очень тяжелые, потери большие. И пришел самый горький день. В середине февраля 1945 года мы получили письмо от неизвестного солдата, который писал, что его друг Николай Лунин пропал без вести 28 января 1954 года.

     - Как это случилось?

     - Часть, в которой воевал отец, принимала участие в освобождении Познани. Фронт быстро продвигался вперед, и советские войска вышли на прежнюю польско-германскую границу. В окрестностях города Грец группа разведчиков, в числе которых был и отец, попала в засаду. Утром следующего дня местность была освобождена нашими войсками, но отца нигде не было. Мы долго не могли примириться с этим: пропал без вести – не значит погиб. Но с течением времени все больше сживались с мыслью, что никогда больше не увидим его. Мама долгое время болела, а мы с сестрой не осознавали полностью, в какой ситуации оказалась семья. Так минули годы.

     - Когда вы решили начать поиски сведений о событиях 28 января 1945 года?

     - В Советском Союзе развернулась широкая работа по розыску мест захоронения погибших солдат, в том числе и на территории Польши. Мы обратились в Советский и польский комитеты Красного Креста. Нам ответили, что населенного пункта Грец в современной Польше нет, в связи с этим установление каких-либо сведений об отце не представляется возможным. Мы писали еще несколько раз, но ответ был всегда одинаков.

     - Однако ваш поиск наконец принес результаты?

     - Можно сказать, что произошло это случайно. Я историк, временами пишу в нашу областную газету. В прошлом году к 40-летию освобождения Варшавы подготовила статью. Перед отправкой ее в редакцию решила проверить несколько дат и фактов. Когда взяла в руки воспоминания маршала Советского Союза Г.К. Жукова, на одной из страниц обнаружила информацию о боях, которые проходили … под местечком Грец. Я не верила своим глазам. Перечитывала еще и еще раз. Ведь именно там и в это же время пропал без вести наш отец! Снова написала в комитет Красного Креста. Ответ получили в декабре 1985 года. Нас проинформировали, что после установления контактов с комитетом Польского Красного Креста было выяснено: старший лейтенант Лунин Николай Васильевич погиб 28 января 1945 года в районе Гроджиска и захоронен на советском воинском кладбище в Глинно, могила № 23. Грец – это сейчас город Гроджиск.

     - У вас тотчас появилось желание поехать в Польшу?

     - Да, я узнала, что Глинно находится недалеко от Познани. Я выехала с сыном Андреем. С собой взяли горсть русской земли и букет ромашек. Я счастлива, что спустя 41 год после его гибели могу положить цветы на могилу отца. Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность всем, кто ухаживал и ухаживает за могилами советских воинов.

     В Познани я узнала много прекрасных людей, которые отнеслись к нам с большой теплотой и сердечностью. Убедилась, что могилы наших солдат на советском  воинском кладбище «Цитадель» в городе Познани также старательно и любовно ухожены.

     Тадеуш Бартковяк
          «Газета Познаньска»

     Северный рабочий, 13 ноября 1986 г.

     Перевод Инны Копыловой (Коротаевой)
P.S. Газеты хранятся в семейном архиве Эльзы Николаевны Луниной, дочери погибшего в Польше отца Николая Васильевича Лунина.