К вопросу о судьбе Украины

Юрий Ольшанский
Первое, что приходит на ум, когда об этом думаешь – это вопрос: «Почему? Почему ничего не получилось? Ведь было все необходимое для дальнейшего развития и так не бедствующей республики. Самые лучшие стартовые позиции среди 15 «разбежавшихся сестер». А вот не задалось, и через 23 года обнищавшая, пронизанная коррупцией страна разродилась государственным переворотом, повлекшим гражданскую войну и потерю части территории.

Если посмотреть на остальных 14 «сестер», то здесь картина тоже не радужная, совсем не та, что рисовали своим гражданам их руководители в далеком 1991 году. Но если все же сравнивать стартовую позицию и теперешний результат, то украинские «достижения» самые неудачные, а точнее совершенно провальные. И вот у меня созрела своя версия причин этого.

Первой причиной я бы назвал особую ментальность украинцев, ее трудно назвать державной. Историки почему-то уделяют мало внимания генетике, а зря. Так сложилось, что южные славяне бывшей Киевской Руси формировались в иных условиях нежели их северные братья, в кровь которых было добавлено довольно много крови варягов и других северных народов. А Олесь Бузина в свое время отмечал их «мощный государственный инстинкт».

А кровь южных славян, и без того мятежная, была дополнительно разбавлена кровью степняков, детей Израилевых и сброда Запорожской Сечи. Получился «коктейль» совсем не державного содержания, с дефицитом государственного инстинкта. Кто-то называет это признаком свободных людей, а носителей государственного инстинкта, духа державности – рабами. Не будем с этим спорить, каждый вправе иметь свое суждение.

Теперь о причине второй. Нет смысла освещать позиции, но в 1991 году Украина имела все, чтобы стать успешным государством. Она имела все, кроме одного. В стране не было своей национальной элиты. В моем представлении элита нации – это достаточное (подчеркиваю: достаточное) количество успешных и влиятельных граждан, любящих свою страну, уважающих своих сограждан и понимающих, что только в благополучной, процветающей стране их личный успех будет не временным.

Мое определение нации не соответствует классической трактовке этого понятия. Для меня элита нации – это «сливки общества». Но чтобы в кувшине с молоком отстоялись сливки нужно время, прохлада и покой. А вы видели ведро с только что надоенным молоком? Что там плавает поверх молока? Правильно. Грязь и пена.

На протяжении веков украинские земли входили в состав Российской империи, а затем СССР. И чтобы сейчас не говорили о «гнете» Москвы, в России к малороссам-украинцам относились как к равным, их считали своими. И поэтому на протяжении веков происходил вполне естественный процесс вымывания элитной части населения из украинских регионов. Самые талантливые и успешные покидали Украину. Там, в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России формировалась наша общая элита.

От мужа императрицы Елизаветы Петровны светлейшего князя Разумовского, фельдмаршала Паскевича, канцлера Безбородько, главы синода Прокоповичи и до руководителей СССР Хрущева и Брежнева. На перечень маршалов, генералов, великих ученых, конструкторов, актеров, писателей, композиторов, режиссеров, губернаторов и министров с украинскими корнями не хватит бумаги.

Западные области Украины не входили в состав России. Может там сохранилась украинская элита? Ведь ни поляки, ни австрийцы их равными себе не считали и там не было этого процесса вымывания элиты. Увы, общепринято, что элита формируется в городах, а украинцы на западе жили по села и хуторам.

И вот после распада СССР именно наша общая элита и помогла России успешнее других республик пережить развал общей страны, восстановиться и начать наращивание экономического и военного потенциала. Совсем другая ситуация на Украине. Народ без элиты это, извините за грубость, стадо без пастуха. Можно сказать, что элита выражает разум народа. Нет элиты – нет разума. Он в Украине, конечно, есть, но пока ему суждено дремать где-то в безымянной гуще народной. Проснется ли он когда-нибудь? А тем временем, как говорят испанцы: «Сон разума рождает чудовищ».