Каша

Сергей Климкович
Зимой в доме печь топится ежедневно. И поэтому почти никогда не остывает до конца.
Манит она к себе всех в доме - и маленьких, и больших. Не говоря уж о кошках.
По лесенке взбираешься на теплую спину печи, падаешь на старое ватное одеяло, и тепло окутывает со всех сторон, как мамины руки. Пахнет сушеными грибами, травами, ржаными сухарями, сушёными яблоками - всё это находит над печью своё место. Те смешанные запахи слиты с детством, связаны с ним неразрывно.
Первый огонь в печи - жаркий, настырный. Хозяйка поспешает сделать жаренину - кусочки свинины, колбаску, яичницу. Огонь всё схватит быстро. Заверещит, заскворчит свеженина с яичницей. В один миг всё готово. Чуть погорит, появятся уголья, золотом отливающие, можно блинцов напечь. Тут уж у кого какая фантазия и охота - и на простокваше, и на дрожжах, и на сметане. Тут тебе и пшеничные, и гречневые.
А когда огонь совсем уйдёт, время юшки, супа, каш.
Есть каши разные. Гречневые, пшеничные, ячневые, перловые, рисовые...
Жар печи - ядрёный, стойкий. Побулькает каша, напитается печным духом - самое время масла добавить! Стоит, родимая, доходит под чугунной крышкой. Каждое зёрнышко раскрывает свой аромат.
Помните сказку о том, как солдат на постое в доме у гневливой и скаредной хозяйки сварил кашу из топора? Главное - крупы не забыть бросить, да маслицем заправить. Даже такую "каша из топора" стрескают с удовольствием.
Делалась каша и с мясом. Постоит такая чуть подольше, а потом получаешь её на тарелке... Батюшки! Мяско в ней - волоконцами, во рту тает!
Как придёт пора грибная, тут тебе и каша с грибами и лучком. Особенно гречневая. Упарится, распарится, задышит парком ароматным. И сыт уже сверх меры, а всё одно ещё пару ложечек себе добавишь!
Вот такая она - каша из печи!