А в Камельках идут дожди...

Владивик Федоров
   
«А в Камельках идут дожди …»
   Запало мне в память, нехитрое начало одной из путевых заметок, тогда ещё новоиспечённого корреспондента областной газеты. Со времени того - минуло полвека.
 
    Он, это мой добрый друг и коллега в ту пору вернулся из Москвы, где с успехом окончил литературный институт. И готов был больше к «писательству», чем к «репортёрскому ремеслу». В родном своём Саратовском крае тогда он поработал редактором на телевидении, корреспондентом в СМИ и редактором ведомственной газеты Главного управления мелиорации.
 
      А заголовок тот родился у него после одной из первых командировок. Его «литературный отчёт» о поездке в один из заволжский степных районов, по сути должен был рассказать о нелёгкой жизни скотоводов и о забытом всеми богами и властями, скромном уголке Саратовской области, напрочь лишенном «природных богатств». Направленность же повествования, менялась по мере того, как автор для начала познакомился с местной детворой.
 
   Это произошло на берегу небольшой речки, бурлящей и журчащей камешками и пузырьками. Для «обожжённых» степных просторов река казалась существенным и, пожалуй, единственным украшением этих мест. Здесь в бескрайнем океане пыли, изнурительной жары и звенящей тишины - особенно с непривычки досаждали рои мух над свежими коровьими «лепёшками».
   Вовсе не благое дело, описывать красоту природы, где она практически отсутствует. Отсутствовало здесь всё то, что должно было в первую очередь бросаться в глаза приезжему: и красота, и природа, и всё вместе - как необыкновенный обычный атрибут любования!
 
   Выражение “природа не терпит пустоты”, приписываемое греческому мыслителю Аристотелю в этих краях мало кому приходит на ум. Но литератору, человеку, изучавшему труды Аристотеля, хорошо известно его утверждение, что постоянство преобразований - это «эволюция представлений о пространстве и времени». А проще, – постоянное обновление и украшение жизни.
 
   В суете городских забот, такие многосложные философские мысли оцениваются, как мимолётные утверждения обо всём, то есть, о само собой разумеющемся. Пустота - и вправду не идеальна! В прямом понимании, нам привычнее предметное украшательство. А, впрочем, кому что нравится.
 
   Увлёкшись сравнениями «идеализируемого мира», любознательный репортёр познакомился и уже пробежался с деревенскими мальчишками по каменистому берегу речушки. Было неудобно бежать - одновременно не выпуская из виду самодельную лодочку с винтом и парусом. Увидел за поворотом куст и упавшее в воду от старости прогнившее дерево. Вот! Всё-таки есть за что «глазу зацепиться».
   А лодочка всё плывёт. Значит не без определённых знаний была сделана. «Парус» - то, вовсе не ветром надуваем, а течением гоним. Зато из вида долго не скрывается: в волнах чуть исчезнет, и снова выныривает.

   Предусмотрительно яркий цвет парусной «треуголки», едва трепещущей при лёгком ветерке – привлекает внимание стрекоз и бабочек. Ну откуда бы вот им здесь взяться? – Солнце печёт, всё вокруг от жары томиться, изнемогает - но живёт! Значит, всё живое и неживое - ко всему может приспособиться?!
 
   Каждый обитатель может выбрать: согласиться или не согласиться - ждать, терпеть и получать заслуженный   восторг или сдаться сразу, чтобы уйти в небытие и тлен. Ведь как природа быть не может пустотой, так в пустоте не может быть природы! Пустыня, степь и лес – всё(!) запах свой и вкус имеет.

   Природа бесконечно испытывает человека. - И всё, что его окружает... Вот тучки начинают хмуриться, а всё живое и не думает прятаться, и с грустью увядать. Дождь в степи – это, как новогодний праздник с ёлкой, с играми, с разноцветными флажками и цветной канителью. Поднял голову – тучи грозные, тёмные, облака-кучевые. И предвещает всё это –благоденствие и радость безрассудства!
 
   Лицо подставляешь под тёплые струи – они сначала мелкие и мягкие, потом крупные, сильно бьющие по щекам и лбу. Забавно! Собаки, оглядываясь на своих хозяев, визжат, подпрыгивают, хватают раскрытой пастью, как можно больше мокрых «вкусных» шариков-пузыриков.

   У лошадей свой восторг. Они голову высоко поднять не могут, зато целиком купаются в грязи, подставляя под «душ» то круп- то живот, это означает, что не успели перед грозой, как следует в пыли «выкупаться».

   Детвора и взрослые - все от мала до велика танцуют в лужах, скользят по глинистой солончаковой почве и падают прямо в раскисшую грязь. Детей никто не ругает. Все прекрасно знают, что их единственная радость - речка Камелик, сегодня наполнится «большой» водой. И купаться все уже будут не заходя в воду по пояс, а ныряя с подгнившего бревна «с головкой».
 
   Чудеса коротки. Зато Финал непредсказуем! – Там, где речка уходит за горизонт, распустила своё многоцветное коромысло чудо-радуга. Это и есть апофеоз торжества природы и «дар» зачарованным зрителям.

                *    *    *
   Небольшой лирический отчёт о командировке очень понравился всем. Хотя задание редакции официально считается невыполненным. Через некоторое время мы вместе поехали в это селеньице под звонким названием – «Камельки». Выполнили на этот раз всё, что было запланировано.
   Публикация того «лирического репортажа», конечно же не сохранилась. Но в памяти всё живо. В моём пересказе соединены наши общие впечатления: им увиденные и мной тогда впервые прочитанные. Одно утверждение осталось общим, и жизнеутверждающим! «А в Камельках идут дожди» …
 
© Copyright: Владивик Федоров, 2017
Свидетельство о публикации №217020800818