Добрые дела

Марина Майер
ВТОРОЕ МЕСТО В 9-М НОМЕРНОМ КОНКУРСЕ КЛУБА СЛАВА ФОНДА




Анапе посвящается…


 - Маааам, что такое "последняя капля"?

Она судорожно смахнула набежавшие слезы, которые предательски пытались организовать водопад, внутренне собралась и посмотрела на свое сокровище в зеркало заднего вида. Ее всегда удивляло его умение не только интуитивно чувствовать все внутри нее происходящее, но и очень точно называть своими именами, от чего ей моментально становилось легче. Как тот враг, что страшен, пока не видим, но как только увидишь его и убедишься, что он обычен, то обесценивается моментально, и голова уже занята поиском способов победить его.

Он был прав абсолютно, её замечательный мальчик. Это пробитое на трассе колесо завершило череду неудач, последнее время преследовавших ее. Может, завершило и не колесо, а дождь, который беспросветно лил единым потоком, не давая ей возможности выйти из машины и поймать попутку. А может, неудачи ее и не закончились вовсе... И, конечно, весьма сомнительно, что найдется смельчак, который под дождем согласится помочь ей поставить запаску. Она бы могла поставить ее и сама, прекрасно зная теоретическую часть замены. Но на практике, ей просто не хватает веса, чтобы открутить болты на колесе, сколько ни прыгай на баллонном ключе. Да и полбеды открутить, главное же, хорошо потом прикрутить, чтобы не отвалилось оно в самый неподходящий момент где-нибудь на скорости да на повороте, чтобы не "утарахтели" они с Артемкой в какие-нибудь "тар-та-ра-ры".

***

- И как ты выпуталась?

Вечер. Уютное кафе. Приглушенный свет. Они сидят с подругой за столиком у огромного окна. Катя задумчиво следит за огоньками проезжающих машин. Замечает в отсветах фар, как капли дождя все больше перемешиваются с крупными снежинками и думает: «Нееееет, только не снег!!! Его еще не хватало!». Через два дня Новый Год и, казалось бы, снег неотъемлемая часть этого праздника, но в их южном городе он нечастый гость, поэтому зимней резины у нее нет, а если непогода задержится на несколько дней, это означает, что сидеть им с Артемкой все праздники безвылазно дома и грустить. И окончательно стало беспомощно и тоскливо. И в добавок появилась еще и злость. Непонятно на кого. На весь мир вокруг, наверное. Потому что отвечать на безобидный, в общем-то, вопрос Яны, начала она с наездом, на нерве, на эмоции.

- Как выпуталась?! Замечательно!!! Позвонила Андрею, он как всегда был с детьми у бывшей жены, у него там какие-то очередные бесконечные проблемы. Отчитал меня, что я ему звоню, как будто бывшая жена не совсем и бывшая, как будто я заранее должна предполагать, что он там торчит круглосуточно. Отчитал меня, что я поехала сама с ребенком по трассе на море, совсем забыв уже, видимо, что это он пообещал моему сыну свозить нас в дельфинарий в Геленджик и поплавать там с дельфинами, а потом выяснилось, что он наметил на этот день другие планы, совсем как-то не подумав, что ребенок до этой поездки дни считал… Я просто видеть не могла, как Темыч расстроен, когда узнал, что мы никуда не едем… Но разве же этому чурбану объяснишь? Похоже, что мой сын – это единственный мужчина, на которого я смогу положиться. Знаешь, что мне сказал? «Мам, как только я еще немного подрасту, то обязательно научусь менять колеса». Меня это так тронуло… передать тебе не могу… недавно статью про принцессу Диану читала. Когда она развелась с Чарльзом, Королева лишила ее титула "Высочество", так вот ее старший сын тогда сказал ей: «Когда я стану королем Англии, то верну тебе титул». Я так ревела, пока читала… это было так трогательно… и сегодня, после слов Артемки, чуть не разревелась... Еле сдержала слезы. Вышла из машины, конечно же, тут же поскользнулась в грязи, упала, на колготках две огромные дыромахи. Я вся мокрая, грязная, дождь льет сплошным потоком, туш потекла. Я выглядела как главная героиня фильма ужасов. Представь: горы, серость, едва заметный туман стелется дымкой, странная женщина, машина на аварийке… Стою с протянутой рукой. Все шикарно.

Представив всю эту картинку, как со стороны, они сначала обе прыскают от смеха, а потом хохочут. Еле успокоившись, Катя продолжает.

- Один-единственный, кто пожалел меня, был какой-то дедуля на стареньком белом «Москвиче». Остановился, колесо заменил, подсказал, где ближайший шиномонтаж, еще, не поверишь, и чаем из термоса напоил. И от денег отказался. Взял лишь обещание не пройти мимо нуждающегося в помощи. И уехал.

- Так надо было Андрею еще раз позвонить, ну психанул бы, но приехал и никаких проблем, – безапелляционным тоном сказала Яна, осторожно разливая ароматный чай по чашкам. Она была эффектной блондинкой с короткой стрижкой и ярким маникюром, уверенно рулившая жизнью, своими мужчинами и красным Мерседесом. В ее жизни не было проблем, которых бы не мог решить ее очередной претендент на звание будущего мужа, и она просто искренне считала, что если помощи не было, значит, Катя о ней слабо просила.

- Таких как Андрей, надо … и в музей. Нет, не вынуждай меня грубости говорить. Я как домой вернулась, набрала полную ванну горячей воды, возлежала в пене, себя жалела, и о нем думала. Нет у нас с ним ничего! Понимаешь? Прозрачности отношений нет! Все "призрак и морок". Далекое будущее, в котором, может быть, все повернется к лучшему. Я даже толком не знаю, любит ли он меня, или ему просто со мной удобно. Приходит, когда ему вздумается, печалится о горькой судьбинушке, советы выслушает, поспит, поест и уходит. Зато когда меня требовалось поддержать – что я выслушала… Недавно написала статью о воспитании детей. Ну да, каюсь, увлеклась художественной частью. Слишком уж завуалировала свои мысли. Опубликовала в детском электронном журнале. Что тут началось в комментариях… Порвали меня на "английский флаг". К каждому слову цеплялись. Столько гадостей наговорили, о которых я даже и помыслить не могла. Непонятно как они их вычитали в моем простом и совершенно абстрактном тексте. Мне казалось, там все просто и с юмором, а общее мнение свелось к тому, что я неадекватная. Ну знаешь же, какие в интернете все смелые, и как ловко развешивают ярлыки. И лишь считанные единицы, кто в тексте прочел то, что я действительно имела в виду, робко пытались меня защитить. Со статьей-то все хорошо закончилось. Когда я разъяснила основную мысль, то несколько особо ретивых критиков, даже извинились… Мне не их нападки обидны. Они меня не знают, я - их. Могла нечаянно зацепить какие-то больные струны души, получила реакцию. Это уже так, прошлое, разобрались – проехали. Обидно было, при попытке найти моральную поддержку в Андрее, услышать лишь, что он всегда считал, что писанина – это не мое. И никогда не понимал, ради чего я эти статейки клепаю. И моя идея написать книгу о принцессе Диане – глупее не придумать, на его взгляд. И знаешь, может, я и правда плохо пишу, и критика от партнера, это, наоборот, дорогого стоит в таком случае. Но вопрос в том, как мне об этом сказать. "С плеча рубить" или слова правильные подобрать. В которых забота сквозить будет. От которых у меня ощущение появится, что критика эта, не ради унижений, а объективный взгляд со стороны. Мне от мужика стержень нужен. Чего ты хихикаешь? Ааа! Ну ты что! – отсмеявшись на пару с подружкой неожиданной двусмысленности фразы, Катя продолжила - если всерьез, то мне нужно просто ощущение поддержки. Что я ему нужна. Что ему хочется быть вместе со мной. Чтобы не ждать от него подвоха. Чтобы говорить с ним обо всем, и не искать в словах двойного смысла. И смеяться, так же легко и просто, как, ну вот с тобой мы смеемся. Настоящая любовь – она... простая. И прозрачная очень. В ней все понятно с первых минут.   

Их разговор прервал официант, выставляя с подноса на стол бутылку шампанского и два бокала. На удивленные взгляды их, заговорщицким тоном доложил: «Комплимент от двух джентльменов за соседним столиком». Ловко откупорил бутылку, от которой послышался лишь слабый хлопок, дымок, с легким шипением разлил напиток по бокалам и удалился. Яна, со знанием дела, взглядом указала на бутылку:

- Не жадные джентльмены нам шампанское передали. Знаешь, сколько такая бутылочка стоит? Может, присмотришься к ним? Вполне себе респектабельные – заметив Катино выражение лица, грустно добавила - ты всегда хотела любви, идеала, но нет их таких, понимаешь? Так пусть хоть с деньгами будет. Машины, острова… райская жизнь…

- Скажешь тоже! Не хотела я идеала. Идеал – это принц, да еще и понимающий, открытый. Такие может и бывают, но как редкий вид, записанный в красную книгу красной ручкой. Ну их, принцев этих. Я же понимаю, что сама-то, мягко говоря, не принцесса. А деньги я тоже зарабатывать умею. Мне чужих не надо. И на острова полететь могу. Но хочу я полететь с тем, с кем можно радостью своей делиться, понимаешь? Тогда и остров не обязательно. Мне и нашего моря хватит.

- Но написать-то ты хочешь о Диане! О принцессе! О богатой жизни… Почему же не о любви в шалаше?

- Да потому что! Вспомни все детские сказки про принцесс? Она выходит замуж за принца, красивая свадьба и живут они долго и счастливо… И вот тебе Диана, исполнившая мечту миллионов девочек по всей планете, вышедшая замуж за принца, да не какого-то там принца, а самого лучшего. И была у нее шикарная свадьба. Все говорило о том, что должно было быть и счастье. А его-то как раз и не было. Потому что счастье не в принце, не в свадьбе, не в самом красивом платье. Оно может быть и без этого всего. Просто быть, понимаешь? Любви у них не было. Сплошная "тень на плетень" и только лишь взаимное неудовольствие, да претензии друг к другу. И как единственное оправдание их брака - двое замечательных детей… дааа, а с Андреем у нас даже детей общих нет, вообще не понимаю, зачем нам быть вместе? – как-то незаметно съехала обратно на разговор о себе, Катя.

Она возвращалась домой на такси. Уютно урчал двигатель, и поскрипывал на поворотах руль. За окном мелькали наряженные витрины магазинов, елки, гирлянды. Город укутался первым снегом и, словно, принарядился к празднику. Стал чистым, свежим и каким-то торжественным в блеске и сиянии новогодних огней. Попросила водителя остановить машину и высадить ее. Кате, вдруг, захотелось пройтись по городу. Подышать легкой морозной свежестью. Вспомнить, сколько восторгов вызывал в детстве снег, да если еще он выпадал под Новый Год. Она шла, ловила на перчатки крупные снежинки, разглядывала их причудливые узоры. Ей представилось, что сейчас идет она не одна, а с ним, тем самым, встречи с которым так давно ждет. Что идут они держась за руки под этим снегопадом, дурачатся, играя в снежки, а дома их ждет Артемка, и их собака, какой-нибудь лабрадор по кличке Архимед. И впереди Новый Год. И они будут прятать друг другу подарки под елку. И предвкушать, с каким восторгом Артемка будет разворачивать их совместный подарок ему. И поедут все вместе в горы, кататься на больших надувных плюшках, пить чай из горных трав… вспомнился чай в термосе на трассе, дедушка на Москвиче, и… обида на Андрея. Так тщательно придуманная картинка такого простого и возможного счастья, рассыпалась вдребезги на тысячу кусков. Нет. Предложи она Андрею погулять с ней под снегопадом сейчас, увидела бы лишь легкое недоумение глупости предлагаемой затеи. Не может с ним быть ни легкости, ни дурачеств. Ни-че-го.
 
Катя шла и вспоминала, как часто, когда она была маленькой, они с мамой, именно зимой, под Новый год, уезжали на поезде на Смоленщину, к прабабушке. Как вкусно пахло поездами на перронах, как приятно было спать под мерный стук колес и чувствовать, как плавно поезд укачивает ее, унося в страну грез. И бабушка всегда встречала их на пригорке, возле дома. Топила жаркую баню, к которой надо было пробираться через огород, среди сугробов в Катин рост. Называла ее ласково «дитятко», разливала чай из самовара, стелила ей на настоящей русской печке, и Катя представляла себя то Ильей Муромцем, который на печи лежал, то Емелей, который на такой же печке разъезжал… Там оживали все сказки. И даже часы были такие, настоящие, с кукушкой. Катя прислушивалась к ночному скрипу половиц, и ей казалось, что если притаиться и долго не шевелиться, то обязательно увидишь и домовенка Кузю с Нафаней. Потому что где же им еще жить, как не в таком же доме, как у ее прабабушки… А папа с ними не ездил никогда. Кате даже не приходило в голову спросить у мамы, почему. Не поехал и не поехал. Не смог, наверное.

А сейчас она шла и думала: «права Янка! А я не права. И принцесса Диана не права. Она хотела, чтобы мужчина был с нею всею душой. И я так хочу. Но так не бывает, видимо. Наверное, мужчины просто другой народ и то, что нам кажется совсем просто, для них слишком сложно. Открываться, впускать в свой внутренний мир - это просто не их история. Похоже, что все мужчины такие, как папа и Андрей. И других просто не бывает».

***

Тридцать первого декабря она проснулась с настроением: «празднику быть!». Неважно, присоединится к ним Андрей или нет, но они с Темой будут кутить! Весь день она изо всех сил пыталась поймать ощущение предвкушения какого-то волшебства. И все с большей грустью понимала, что чем старше возраст, тем, видимо, меньше магии в жизни и тем больше обыденности в ней. И тем сложнее поймать ощущение ожидания чуда. Вроде и способы были задействованы все: и елку с сыном старательно наряжала и огоньки развешивала, и готовила, и готовилась, и пыталась удержать в голове все те сто тысяч мелочей, которые так необходимы в эту ночь, и шампанское под куранты пила и салюты смотрела, а ощущение все не приходило.

Утром первого января они проснулись с Артемкой, когда казалось, вся страна еще спит. Попили чай с праздничным тортом, посмотрели на снег из окна и решили выйти погулять. Артем открыл дверь, и в нее зашла собака. Живая, настоящая такая собака, с черным кожаным носом, и четкой уверенностью, что пришла она по правильному адресу. Выгнать собаку они не смогли. Тема спросил: «Ты не укусишь?», и протянул руку, чтобы погладить ее по голове, а она подставляя голову для ласки, тут же, на радостях, надула лужу прямо в их коридоре. Видимо, чтобы они сразу осознали всю степень серьезности принятого ими решения. Предположив, что живет она у кого-то из соседей, прошлись с ней по всем этажам, но каждый раз она делала задумчивую морду, как бы говоря: «Ну не знааааааааю, кажется, я не здесь живу…». Отчаявшись, расклеили объявления по всем подъездам и терпеливо принялись ждать хозяйку.

Тема устроил с собакой веселую возню и подкармливал ее конфетами из новогодних подарков, и той вроде все нравилось, но временами она скулила и смотрела с такой печалью в глазах, как тот беспомощный ребенок, который понимает горе, но не может о нем сказать. Уже поздно вечером, Катя нашла на ошейнике крошечный кулончик, раскрутила его, оттуда выпала бумажка, в которой было написано, что собаку зовут Анапа, а также адрес ее и телефон хозяев.

«Так ты Анапа, да?!» – воскликнула Катя и собака тут же навострила уши, засеменила, забегала по кругу, замахала хвостом так, что он превратился в пропеллер, всеми доступными ей способами говоря: «Да! Да! Я! Анапа!». Катя рассмеялась счастливо, чмокнула ее в нос и принялась набирать номер, а Тема вцепился в собаку, зарылся носом в мягкую шерстку, уже предвидя неизбежную разлуку и нашептывая ей что-то свое, только их двоих касающееся. Счастье, едва начав загораться, снова померкло в ней, да и у любого бы померкло, кто мог бы вместе с ней наблюдать эту трогательную грусть. К огромному Катиному удивлению, владельцем маленькой коричневой пушистой собаки оказался мужчина, но с мягким и довольно приятным голосом. Он моментально ответил ей по телефону, пообещав тут же приехать и Анапу забрать.

И когда неслась Анапа со всех своих собачьих лап навстречу хозяину, весело прихлопывая лопоухими ушами, на Катю снизошло таки вот это ощущение Новогоднего Чуда. Неповторимого в своей магической простоте. И все было бы отлично, если бы, совсем по детски уткнувшись в нее, так отчаянно не всхлипывал Артемка.

- Парень, ну ты чего так расклеился? – хозяин Анапы присел на корточки и участливо пытался заглянуть к Теме в глаза – ну послушай, я недавно только переехал в ваш город, у меня здесь никого знакомых нет, а по работе приходится часто уезжать в командировки. Я как раз искал подходящего паренька, кто мог бы присматривать за моей собакой, пока я в отъезде. Я, правда, искал постарше, но Анапа – зверь небольшой, так что и ты легко справишься. Если, конечно, твои родители не будут против.

- Папы у нас нет, а мама не будет, - со всей детской непосредственностью тут же выдал все нюансы их семейной жизни Артем, уже поверивший в своем маленькое, но такое настоящее счастье, но все же, робко подняв глаза на маму, уточнил: "правда же?".

А Катя стояла, старательно разглядывала потолок, как будто там было написано, что-то очень для нее важное, но на самом деле, чтобы мужчины не поняли, что глаза ее полны, взявшихся неведомо откуда, слез. А собравшись, ответила:

- Я не против. Все это так невероятно, что тянет на какой-то сказочный новогодний рассказ.

- Так напишите... я бы с удовольствием почитал, если бы позволили. Никто и никогда еще не писал рассказ о моей собаке. Да у меня и собаки-то до этого не было никогда, - он улыбнулся искренне и открыто, поглаживая Анапу и осторожно расправляя сбившиеся кудри ее.

- Как же она убежала от Вас и как оказалась под нашей дверью?

- Как пришла именно к вам – не знаю. А убежала… вышли мы с ней салюты посмотреть. Мимо пацаны шли, кинули петарду, рядом с ней рвануло, и помчала Анапа не разбирая дороги. Я побежал за ней, звал. Но темно, салюты везде, грохот стоит... народа высыпало на улицу… толпа целая. Новый год! Расстроился ужасно... так привык к ней. Я и не задумывался раньше, как это важно, когда дома ждет тот, кто действительно любит.

- Ну скажите же, почему она – Анапа? Надо как-то объяснить читателям, откуда такое необычное имя, - Катя протянула руку и нежно провела по мягкой, шелковистой шерсти. Анапа зевнула, как будто улыбнулась ей, и, довольная собой, свесила набок язык.

- Я сам с Урала. И с детства мечтал увидеть море. Никак не получалось. Как-то у родителей денег не было, потом я много работал, карьеру строил, и было не до отпусков. А теперь переехал сюда, к вам, открывать новое направление для нашей фирмы. И в первые же свободные выходные, сел в машину и поехал на море. В Анапу. А там встретил эту собаку. Она как-то сама пришла ко мне, и весь день ходила по пятам, куда бы я ни пошел. Как будто она моя собака. Ну а к вечеру, как пришло время домой ехать, я просто забрал ее с собой. Как бы я ее бросил? Вот Вам и моя Анапа. Кстати, может завтра съездим все вместе туда, к морю? А что! Отличная же идея, по-моему! Надо мне вас как-то отблагодарить. Не шоколадкой же одаривать, в самом деле. И это так необычно - погулять возле моря второго января... Да и им же надо как-то привыкнуть, чтобы пареньку потом было проще присматривать за ней…   

Они стояли, смотрели друг другу в глаза и смеялись неизвестно чему, наверное, этой невероятной истории о собаке, которая всегда очень точно знает, куда ей надо прийти. И в Кате потихонечку снова просыпалась та робкая уверенность ее в том, что любовь, когда она "взаправду", это очень просто и сразу понятно. Главное, верить и успеть дождаться ее… 


Иллюстрация из интернета