Тайна каменных лабиринтов

Георгий Ивахненко
Тайна каменных лабиринтов.

 «В самой природе человека заложена склонность, извлекать смысл из хаоса бессмысленностия»

Ф Искандер.

 О лабиринтах  написано очень много, но никто так и не смог понять тайну этих загадочных сооружений. Сегодня известно, что древние лабиринты, сложенные из обломков камней, встречаются на огромных территориях: в Норвегии, и Южной Швеции, Дании, Исландии в Финляндии  всюду дальше вплоть до Британских островов. На территории России лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Новой Земле, а также в акватории Белого моря, в местности под названием Беломорье. Наибольшую известность получили лабиринты расположенные – в Архангельской области на Соловецких островах, в Карелии на островах архипелага Кузова, в Мурманской области, возле города Кандалакша и поселка Умба, а также в устье реки Поной. По данным независимых исследователей, подобные сооружения в значительном количестве встречаются в других регионах России, например в Восточной Сибири. Многие из лабиринтов имеют свои имена:  «Вавилоны», «Игрища святого Петра», «Троя», «Падение Иерусалима», «Нинивея», «Дороги великанов», «Пляски дев», «Пляски фей», «Кольца дьявола», «Плакальщицы», «Ведьмины круги» и пр.

Размеры «кругов», как высота камней, весьма различны – от 2 до 300 метров. Самые крупные валуны достигают веса в 50 тонн. Это глыбы сложной формы, с выточенными чашевидными выемками и выступами. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунов. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид клубка.  В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.

Эти таинственные сооружения могут быть разбросаны поодиночке или образовывать большие группы.

Иногда им сопутствуют каменные кучи разной величины, стены из валунов и другие малопонятные сооружения. Общее число северных лабиринтов превышает 500, из них в Швеции находится около 300, Финляндии – примерно 140, России – около 50, Норвегии -20, Эстонии -10 и т.д.

 

Археологи относят многие северные лабиринты  к эпохе неолита. Некоторые из них древнее египетских пирамид. Непонятно и то, почему почти все лабиринты находятся вблизи берега  моря. В глубине материка они не встречаются. И, наконец, главный вопрос: зачем они строились?

Сколько умов билось и бьется над тем, чтобы дать убедительное объяснение появлению и предназначению этих необычных сооружений. Ежегодно тысячи людей со всех концов света приходят к ним и, всматриваясь в таинственный каменный узор, пытаются  проникнуть в их тайну.

Попробую и я вложить свою лепту в объяснение этих сооружений.

По-видимому, причина возникновения каменных лабиринтов определялась в способе проживания на исчезнувшей земле Арктиды. (см. Крамола или мятеж истины. «Арктида»).

Арктида располагалась на северном полюсе, где продолжительное  время стоял полярный день и полярная ночь. Во время полярной ночи, жители Арктиды каждый раз ждали наступления полярного дня, и боялись наступления полярной ночи, так как их жизнь зависела от Солнца. От Солнца зависела флора и фауна Арктиды, которая обеспечивала пропитание жителям Арктиды. Солнце в течение полярного дня восходило и по спирали поднималось в высшую свою точку, затем также по спирали опускалось и заходило за горизонт — наступала полярная ночь. Так как Арктида вокруг была окружена океаном, то создавалось впечатление, что Солнце рождалось в водах океана, и умирала в океане.

Отсюда, по-видимому, каменные  лабиринты создавались, как ловушки для заходящего Солнца, дабы замедлить его заход.

Поэтому каменные лабиринты находились, почти всегда на берегах и вход в них был со стороны материка. Жители Арктиды в течение полярной ночи читали религиозные гимны, чтобы ускорить восход Солнца, а сам восход отмечался как праздник (Тилак, «Арктическая родина в ведах»).

Если рассматривать каменные лабиринты то можно отметить, что они отражают символический образ самой  земли Арктиды.

Сам каменный лабиринт представлял собой проекцию блуждающего Солнца по полярному небу. Так крест в центре лабиринта – символ огня, Солнца.  Почти во всех каменных лабиринтах в центре устанавливали каменные пирамидки – своеобразную Ось мира, Полярный Полюс, Пуп Земли или легендарную гору Меру.

Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.

Естественно, что каменные лабиринты, эти символические ловушки для Солнца, обязаны были сопровождаться определенными заклинаниями.

 

Рассматривая каменные лабиринты можно уловить некое сходство с найденными дисками. Вообще каменные лабиринты  очень напоминают граммофонные пластинки. Граммофонная пластинка – диск с отверстием по центру, на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. В 1962 году немецкий журнал «Вегетарианская Вселенная» опубликовала заметку о загадочных 716 табличках с письменами из Тибета. Они были подобны граммофонным дискам 30 см диаметра и 8 мм толщины с отверстием в центре и двойной спиральной бороздкой. Таблички были вырезаны из гранита и содержали на своей поверхности иероглифы.

Далее в Древнем Китае примерно в 5000 году до нашей эры большие каменные диски из нефрита клали в могилы местной знати. Их назначение, а также способ изготовления, до сих пор остается загадкой для ученых, ведь нефрит – весьма прочный камень. На некоторых из дисков были идентифицированы древнекитайские иероглифы, но в плохом состоянии. Находки дисков со спиральными надписями были обнаружены как на Крите, так и в других частях Эгеиды, а также в Этрурии (этрусская спиральная надпись на свинцовом диске из Мальяно 1200 год до н.э.).  В 2001 году в журнале «Донская археология» была опубликована история находки так называемого Владикавказского диска. Находка представляла собой обломок глиняного диска, на одной стороне которого читались знаки, аналогичные знакам Фестского диска. Фестский диск – уникальный памятник письма, найденный на острове Крит, предположительно минойской культуры. Уникальность Фестского диска заключается, прежде всего, в том, что это, вероятно, самый ранний довольно длинный связный текст, набранный с помощью заранее изготовленного набора «печатей», каждая из которых могла использоваться многократно.

Естественно предположить, что на камнях лабиринта также были нанесены, по-видимому, мелом или красной охрой  письмена, которые читались как заклинания к Солнцу. Вообще рисунки на камнях наносят выбивкой или прочерчиванием, такие рисунки сохраняются продолжительное время. Для рисунков нанесенных охрой, не говоря уже о меле, требуется особый температурный и влажный режим иначе они исчезают. Так как камни для сооружения каменных лабиринтов специально не подбирались, а использовались те, что были под рукой, то письмена наносились по всей вероятности мелом или охрой. То, что каменные лабиринты располагались не только поодиночке, но большими группами, указывает на то, что на них были нанесены целые религиозные тексты в заклинаниях. Почему же до сих пор не замечены надписи на камнях лабиринта? Каменным лабиринтам несколько тысяч лет, располагались они под открытым небом, возле моря,  там, где сложные климатические условия. Даже если на камнях лабиринта и были нанесены письмена, то они давно уже исчезли.  Отсюда каменные лабиринты, по-видимому,  выполняли символические условия ловушек для северного Солнца, а также несли религиозные заклинания посвященные Солнцу. Также можно предположить, что каменные лабиринты послужили прообразом для дальнейшего  написания текстов по спирали вплоть до граммофонных пластинок и нынешних компакт- дисков.