3-е Открытое письмо наверх

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
                                Милейшие дамы и любезнейшие господа!

Да, да, нынче я напрямую обращаюсь к вам, уважаемые граждане помощники и помощницы всех рангов! Ибо почтовые вагоны на Олимп от простых смертных все равно проходят через вас! И вряд ли хотя бы одно из полсотни тысяч посланий ложится непосредственно на стол Зевса-Громовержца! Как правило, вы сами их спускаете своим коллегам, отбывающим службу у подведомственных богов и божков! Но не будете ли вы настолько любезны и милы, чтобы сделать величайшее одолжение – пропустить сквозь свои фильтры мое обращение непосредственно... Ну, сами знаете, куда и кому!..

Не ведаю, как сейчас, но в былые времена всех новобранцев Армии сразу же стригли под «нулёвку».

Так же, с вашей подачи, Командир Республики приказывает поступать с нами, пенсионерами.

В недавние года всех нас заставляли заводить пластиковые карточки. Даже отдалённых кишлаков не миновали эти ветры моды и прогресса. А там от «пластика» проку, что от ножовки и рубанка при получении услуг банка. Если, конечно, при возникновении каких-либо пререканий, препирательств, разночтений, не размахивать ими как холодным оружием. Правда, у нас в Узбекистане любая мало-мальски значимая дверь охраняется, и в банк со столярным инструментом клиента просто-напросто не пропустят. Ну, тогда другое сравнение: как от лыж и саней при мытье в бане. Хотя если «мытня» просторная, но удобств, что называется, кот наплакал, тогда лыжи можно приспособить под вешалку, а сани – под лежак и «сидяк».
А вот банковскую карту в глухомани – ни к чему не приноровишь. Полная бессмыслица и бесполезица. Пока человек с гор не спустится, или из степей не выберется. Да и тогда радости мало: на базаре продукты много дешевле. Но там – за наличные. Не то ведь и потерять можешь «пластик» в долгих промежутках между двумя посещениями городишка.

А теперь, значит, разом и для всех нас ликвидировали карточки. И все теперь будут топтаться на почте – и не один день, так как далеко не всегда хватает привезенных денег! – для получения своих пособий наличными.

Но мы же в Ташкенте живем, в столице! А не в Аллахом забытом кишлаке Худжаи-Пок в горах Дехканабадского тумана Кашкадарьинского вилоята! Зачем же и у нас полностью аннулировать карточки?! К чему возвращать в позавчерашний день?! За что и для чего отнимать возможности и преимущества века компьютерных технологий?!

«Вам, старикам, не угодишь! – молвит в сердцах кое-кто из вас. – То вы жаловались на карточки, то теперь в мечтах о «пластике» плачете!».

Нет! Не так! Не надо было всех нас стричь «наголо», как новобранцев, как салаг! Надо было оставить нам выбор: кто желает 100% наличными – хорошо; кому хочется часть суммы переводить на «пластик», как и было уже налажено путем немалых затрат и трудов со стороны банков и собесов, – тоже пожалуйста; а кому удобно всю пенсию иметь в безналичном виде, – так это вообще то, что надо, то, что выгодно и удобно всем, – и инстанциям, и банкам, и пенсионерам столицы вкупе с большими городами, и торгующим организациям.
А вы!.. Попробуйте своих наборщиц и секретарш усадить опять за тарахтящие пишущие машинки, отняв у них компьютеры! Примерно то же самое вы сделали с нами! В прейскуранте «меню» по-русски это значится как «медвежья услуга»! Узбеки на такую «стрижку» имеют давнюю пословицу: «Салласини олиб кел деса, калласи билан олиб келишади»! Толмач нужен? «Вели им принести чалму, так они вместе с головой ее доставят»!

Если же говорить в терминах демократического, цивилизованного государства, нацеленного на прогресс, комфорт и непримиримость к негативным явлениям, то лишение пенсионеров выбора в способах получения ими средств для существования, – это есть ущемление прав человека, а также отнятие у него возможностей пользоваться услугами банка, магазинов и других подразделений сферы обслуживания на уровне технических достижений текущего времени.

Что же касается негативных явлений, которых у нас, к великому сожалению, немало, то вот только несколько из них, с которыми мы, пенсионеры, постоянно сталкиваемся. Мало того, что нам приходится заблаговременно вставать в очередь к своему почтальону в ожидании привоза денег, что их, как уже было сказано выше, нередко не хватает, что 2-3 часа – это минимум затрат во времени при каждом посещении почты за пенсией, так еще и заведено у нас оставлять почтальонше «на чай» 2-3-4-5 тысяч сумов. И это – как общий, повсеместный закон: за последние 5 месяцев нынешняя моя почта, в которой я скоро буду получать впервые, – третья по счету. Если же не ходить в отделение связи, а дожидаться дня, когда почтальонша, наконец, принесет тебе деньги на дом, тогда тем более одним только «спасибо» не обойдешься.
«Не давайте!» – скажете вы. Говорить легко, плыть против течения – трудно. Кому же хочется выглядеть белой вороной! Выглядеть-то, в общем, не страшно! Хуже другое – «черные» клевать будут!
Второй момент – покупка нашей любимой буханки хлеба, обожаемого нами «серого кирпича», по 650 сумов. С карточки снимают ровно стоимость покупки. А в текущие дни «полтинников» (50 сумов) на всех покупателей  для сдачи – магазины не напасутся! И «стольники», когда и «тыщонка» не деньги, давно в дефиците! Добросовестные торговцы давали сдачу спичечными коробками, сосульками, бросовыми жвачками. Так у меня, некурящего и на кухне использующего электрозажигалку от сети, за последние 5-6 лет сложился мешок спичек!

А те, в чьей совести добра маловато... Ну, сами, наверно, знаете, повадки этой публики!

И дело не в «полтиннике», на что нынче и самую завалящую жвачку не купишь! Лишь прикурить можно на улице у тетушек-торговок! А в степени действительной развитости общества, в его моральном здоровье без макияжа и глянца.  Если ни одного сума у нас, граждан Узбекистана всех возрастов, не отнимали бы незаконно – неважно, преднамеренно или невольно! – так в обществе была бы атмосфера неприятия воровства – от мелкого до крупных взяток и экономических преступлений: всё в жизни складывается из мелочей и основывается на них.
Ах, наша юность! Ах, Москва второй половины 60-х 20-го столетия и первой – 70-х! Копеечку возвращали! Если же кто-то по рассеянности, недоразумению, или еще по какой причине, отходил, не взяв, вослед раздавалось требование: «Сдачу возьмите!» Приезжий, впервые попавший в Столицу, мог и рукой махнуть, а кассирша его тогда отчитывала: «Мне подачки не нужны! Я зарплату получаю за свою работу! Уберите!»

В январе с.г. я в собесе прошел оформление: мое заявление, виза начальства, ксерокопия паспорта, – чтобы с февраля вся моя небольшая пенсия переводилась на банковскую карточку (до этого было 30%). И вот – полное крушение всех моих планов. И финансовых (на карточке уже были бы деньги! а наличные – только через 10 дней!), и организационных, и технологических, и прочих. И разочарование. И недовольство, что меня без спросу взяли и сделали «лысым». И недоумение, что теперь так и пойдет, как во времена пишущих машинок. И удивление, что вопрос не могли решить, как говорится, по уму.

И еще. Случайно или в порядке скрытной шпильки, но, подложив главе государства на подпись сырой, непродуманный документ, вы поставили его в неловкое положение. При таких друзьях-помощниках и враги не нужны. Толмач нужен? «Шунака досту ёрдамчиларинг болса душман болиши хам хожати колмайди».

                С пожеланием всех благ, MAN (Marat Avaz-Nurzef).

09 февраля 2017 года.

P.S. Первое Открытое письмо Президенту Республики Узбекистан – http://www.proza.ru/2017/01/15/2028, второе – http://www.proza.ru/2017/02/06/1087

И еще одна мысль, мудрая, важная и нужная. «Дост ачитиб гапирар», – говаривал Аваз Усто Маматкул углы, великий человек, мой незабвенной памяти родитель.
Правду, хоть горькой бывает,
Истинный друг изливает,
Недруг в корыстные речи
Мёду всегда добавляет.

---------------------
Справка. С февраля 2017 года выплата всех видов пенсий в Узбекистане будет осуществляться в наличной форме, без ограничений. Постановление президента страны Шавката Мирзиёева, предусматривающее данную меру, было обнародовано 2 февраля.
Причины и подробности посмотреть можно, например, здесь -