Истории про козлов... Великое море арифметики9

Ермолаев Валерий
Истории про козлов,  ослов,  баранов
 и  Ученого Соседа

                9

Великое море арифметики


У Юнь-чжу, китайского мастера дзэна школы Сото, было много учеников. Один монах, прибывший из Кореи, сказал ему: «Я реализовал в себе нечто такое, чего не могу описать словами». – Почему же так? – спросил Юнь-чжу. – Это должно быть не трудно», – ответил монах. Юнь-чжу сказал: «Корея, Корея!» - и прервал разговор. Позже один учитель дзэна школы Окю так прокомментировал этот случай: «Юнь-чжу совершенно не мог понять монаха. Их разделяло великое море, хотя они и жили в одном монастыре».
         (Буддийские истории)

По улице идет Ослов и тащит в руках ящик водки. Рядом маленький сынишка идет и несет бутылочку пива. Вдруг, он неожиданно спотыкается, падает и разбивает бутылку. Отец  с размаху   кидает ящик на землю:
- Ну вот, блин, попили пивка, называется!
        (Российские истории)


Однажды Ослову-старшему взбрело в голову попросить дневник у своего сына Ослова-младшего.
-Пап, - там нет ничего интересного, - предупредил сын отца, вручая ему дневник.
И действительно,  в дневнике фигурировало только две цифры – три и два. И даже красовалась жирная единица по арифметике.
- Это…как? – вознегодовал Ослов - старший, - ты, когда учиться будешь? Ты что не понимаешь, что основа всему арифметика!
-Пап, наша училка по арифметике - дура!
-Что?
-Она говорит, что без арифметики мы не проживем и ничего не поймем. Что мы утыкаемся в компьютер, вместо того, чтобы решать задачки по арифметике. А я компьютер знаю лучше ее.
-Да наплевать на твой компьютер, я хочу, чтобы в дневнике не было раз, два, три.
Тут Ослов-старший почувствовал, что ему хочется выпороть недоросля Ослова - младшего, а Ослов - младший почувствовал, что его будет пороть Ослов - старший до потери сознательности.
-Пап, я больше не буду! Я все выучу!
- Поди, с глаз, а то я за себя не ручаюсь. И пока в дневнике не будут четверки, и пятерки не смей включать компьютер! Понял?! Не раз, два, три, а другие цифры – четыре, пять, - дал назидание Ослов. А потом с горечью добавил: - Я, как последний осел работаю на двух работах, чтобы прокормить семью и дать тебе образование…
-Ну, пап…, я больше не буду…. Компьютер знает только нолик и единицу и все… двоичное исчисление, нас учили на информатике…
-Не буду…, не буду…, иди с глаз…, совсем вас заучили. Забудь об информатике и учи арифметику… с цифр четыре и пять.
Ослов после воспитательного момента задумался.
«Компьютер, это хорошо. Век такой! А чему в школе учат? Это вопрос! Может не тому учат? И за то, что моего сына не тому учат, он получает один, два, три, а в компьютере  только нолик и единица».
Тут Ослов понял, что в вопросах образования без полулитры и совета Ученого Соседа  не разберешься.
Как обычно, с двумя бутылками водки для просветления, он постучал в дверь собрата по высшему разуму.
Выпив по сто грамм, они тут же обозначили тему.
-Вот как быть, Ученый Сосед, мой сын сидит за компьютером, но не сидит за школьными учебниками, и в результате носит домой тройки, двойки и даже единицы. Ну, ладно, тройка, удовлетворительная оценка, посредственная, но удовлетворительная, а вот единица и двойка в ворота не лезут. Ни в какие ворота!- твердо подчеркнул Ослов.
-Это и хорошо и плохо!
-Что хорошо?
-Компьютер.
-Что плохо?
-Что не сидит.
-Только это плохо?
-Да. Сидячая поза позволяет лучше медитировать.
-А учебники?
-В них нет правды!
-Но там есть знания?
-Да, там знания без правды!
-Не понял, ослом буду – не понял, - искренне признался Ослов.
-Надо выпить, - предложил Ученый Сосед, - вместо просветления у нас с тобой тупик.
Выпили.
Закусили.
Помолчали.
Подумали о смысле жизни.
-Я ничего не понимаю, - упрямо сказал Ослов.
-Ничего. Давай сначала будем понимать.
-С какого начала?
-С единицы.
-Мой сын получил единицу.
- Это ничего.
-Это единица!
-Ее нет!
-Почему?
-В школе нет оценки - единица, есть - двойка.
-Значит единица - это ничто?
-Это хорошо! Единица есть число Истины, символ Бога. Но и ты прав, единица - ничто. Она невидима.
-Почему?
-Потому что Бога не видел никто.
-Но Бог во всем.
-Так же как единица присутствует в любом числе. Такая арифметика.
- Бог с ней единицей, а как же – двойка? Двойка – это плохо?
-Выпьем и успокоимся, успокоимся и подумаем, подумаем и забудем о том, что надумали, - предложил Ученый Сосед.
Выпили.
Успокоились.
Подумали.
Забыли о том, что надумали.
Захмелели.
-Так что о двойке? Это плохо? - вопросил Ослов.
-Где плохо?
-В семье.
-В семье – хорошо! В Библии сказано: « Будут два одной плотью».
-Да я не о том, в семье, в которой сын приносит из школы двойку – плохо?
-Ничего хорошего! Но, если бы не приносил, было бы совсем плохо.
-Не понимаю, значит, двойка плохо?
-Это плохо для школы, но мудро для семьи!
-В чем же мудрость? Балбес принес двойку!
-Он принес и унес… и в этом мудрость.
-Я не понимаю.
-Потому что, когда он принес, он утвердился как Ослов – младший, а ты, увидев принесенное, утвердился как Ослов – старший. В своих утверждениях вы достигли мудрости.
-Но в чем мудрость?
- Мудрость в том, что даже когда человек утверждает, что нечто является чем-то, он теряет это всецело.
-Переведи!
-Из двух вы создаете каждый в себе самом одного нового человека. А  это хорошо.
Ослов отупел.
Ослов понял, что двойка это хорошо.
Ослов понял, что с двойкой все не просто – в ней мудрость.
Ослов только ничего не  понял, почему это так.
Ослов выпил залпом стакан, но облегчения и просветления не наступило.
Он сказал Ученому Соседу:
-Я чувствую, что во мне появилось нечто такое, чего я не могу описать словами.
-Но это совсем нетрудно,- сказал Ученый Сосед, опустошая вторую бутылку в стаканы.
-Тогда сделай это за меня!
-За тебя! – поднял стакан Ученый Сосед и выпил до дна.
- Нет, скажи это за меня!
-Арифметика, арифметика!- сказал Ученый Сосед и прервал разговор.
Их разделяло великое море арифметики.
А вначале было слово!
Или нолик и единица?