Неожиданный Китай

Вера Кохно
Неожиданный Китай

Никогда не говори «никогда».  Теперь и я это буду утверждать.  Потому что раньше  я всем говорила, что никогда не поеду на отдых в Китай. Почему? Да потому, что живу в Благовещенске – единственном в России областном центре, который находится на границе, с Китайской народной республикой. Для нас, жителей Амурской области, запросто  «смотаться»  через пограничную реку  Амур в соседнее государство, в стоящий на правом берегу Хэйхе. Пройтись там по магазинам, посетить баню с восточным массажем, или дружеской компанией посидеть в кафе и отведать настоящую китайскую кухню.  Так что, я полностью была согласна с мнением большинства: «курица - не птица, Китай - не заграница».  В моем понятии заграница это – ого-го!..  Но выбраться туда из нашего дальнего региона не всегда по карману. И я предпочитала  отдыхать на родной земле – у нас столько замечательных мест!  Но так сложились обстоятельства, что однажды июльским днем  в руках у меня неожиданно оказалась путёвка на отдых в китайском курортном городе Бэйдайхе: нужно было свозить на  море часто болевшую пятилетнюю внучку.  Спустя несколько дней я, дочь и внучка с пляжными шляпками, сланцами и купальниками в дорожной  сумке уже стояли у желтой черты на Благовещенской таможне.

- Он говорит по-русски!

Мое устойчивое еще с начала 2000-х представление о соседнем государстве, сложившееся от шоп-туров в Хэйхе (мягко говоря, не самое приятное!),  начало меняться с момента прибытия на правый берег Амура. Хотя бы уже потому, что руководитель нашей туристической группы, очень приятная, обаятельная девушка, взяла на себя все заботы о нашем передвижении на чужой территории. Так что проблем не было никаких! Это но то, когда сам с баулами по чужбине носишься!...  Единственный человек, вернее, человечек, который испытал шок при пересечении китайской границы,  это моя внучка. Крошка впервые ступила на землю другой страны и с большим интересом рассматривала снующих на таможне  китайцев.

- Так интересно они говорят! Ничего не понятно! – веселилась она.

Спустя какое-то время настал ее черед предстать перед китайским сотрудником пограничного контроля. Она спокойно остановилась перед его кабинкой, ожидая, что сейчас будет дана команда двигаться дальше. Как вдруг неожиданно над ней нависла фигура китайского пограничника, приподнявшегося  над стойкой,  чтобы увидеть юную путешественницу из России (к детям, как известно, на границе особое внимание – мало ли что!).
    
-  Как жавут? - спросил он.

Лариса обмерла, побледнела.
 
- Как жавут? – повторил свой вопрос   пограничник.

Лариса молчала, в ужасе распахнув глаза. Губки ее затряслись  от страха и как, мы потом поняли, от неожиданности.

Спустя  еще какое-то время она, наконец,  выдавила из занемевших губ свое имя нависшему над ней офицеру.

- Ты чего так испугалась? – обступили все девочку, когда наша группа полностью оказалась за желтой чертой.

Лариса, уже придя в себя, обвела нас удивленными глазами:

 - Так он же говорит по-русски!

Едва ли не  в такой ситуации оказалась вскоре и я сама, когда в номере гостиницы санатория, куда нас поселили, обнаружила треснувшую чашку для чая. Держа ее в руках, минут десять пыталась объяснить дежурной по этажу, что из нее невозможно пить  - течет, поэтому надо заменить. Так ничего не поняв из моего толмачества, та пошла из номера. Уже открывая дверь, я услышала родное: «Sorry!»   «Do you speak english?» - тут же кинулась я к ней. «Yes!»  Через полминуты мы уже во всем разобрались, а еще через мгновение новая чашка стояла у нас на столе.


Вообще, за все время отдыха в Бэйдайхэ не раз убеждалась в том, что нам с китайцами легко понять друг друга. Уже потому, что  очень многие знают русский язык, если и не очень хорошо, то хотя бы элементарные  дежурные фразы  - почти поголовно. Тем, у кого не хватало познаний в русском, помогал английский. Было очень приятно, когда  к нам, людям с ярко выраженной славянской внешностью, подходили китайцы  и спрашивали на том или ином языке, нужна ли  помощь.  Очень запомнился молодой китаец, который подошел к нам и сказал: «Россия – во! –  и поднял вверх большой палец. – Россия – хорошо! Люблю Россию!»  И в довершение, видимо, чтобы его слова не вызывали сомнений, размашисто перекрестился…

«Огоня надо?»

Так как отдыхали мы в санатории, то пребывание в нем началось с беседы с китайским  врачом. Пульс, давление, жалобы, пожелания  – все в присутствии нашего гида, прекрасно владеющего китайским.  Потом сразу касса.  Понятно, что чем больше процедур ты берешь, тем тоньше становится твой кошелек. Но не из-за кошелька, а из опасения какой-нибудь неожиданной реакции своего организма на китайское лечение (впервые же!) я ограничилась тем, что входило в стоимость путевки: по десять процедур  иглоукалываний, массажа стоп и парафинолечение. Оговорюсь сразу, что действие игл попробовала первый раз в жизни. Никакого впечатления не произвели. Как и эффекта. Парафин – всем понятно.  А вот массаж – это отдельная песня, да еще какая завораживающая. В общем, как говорят, только попади в лапы, прошу прощения, руки массажиста!
 
- Хандлоз! – тут же поставил мне диагноз суровый массажист по имени Степа.
 
У кого его нет, этого остеохондроза! И я соглашаюсь со Степой, интенсивно массирующего мои стопы.
 
- Массаза нада! – шлепает себя по загривку мощной ладонью Степа.

Соглашаюсь на один массаж воротниковой зоны. Так как сравнивать есть с чем, понимаю, что такой массаж мне не помешает.  Бегу  в кассу.
 
На следующем сеансе  Степа с сочувствием качал головой по поводу моего позвоночника: «Нада массаза!» Ладно, соглашаюсь на одну процедуру.  Опять бегу  в кассу.

Во время массажа спины Степа обнаруживает особенные болевые точки, от нажатия на которые я чуть не взвыла.
 
- Нада огоня! – тоном, не терпящим возражения, назначил мне лечение китайский массажист.

Ну,  уж нет!  «Огоня» - это когда  на болевой участок кладется полотенце, поливается какой-то жидкостью, и она поджигается, согревая тело. Многие шли на эту процедуру с охотой – помогает!  Я не рискнула. Бог его знает, что за жидкость, какая будет реакция на  этот жар потом – не знаю. Поэтому, гореть синим пламенем в прямом смысле этого слова я отказалась. 
Но Степа упорно стоял на своем: надо огоня и все! На мой такой же упертый отказ он требовал ответа: «Почему нет?» Пыталась объяснить, что, мол, врачи не разрешают, так  как сердце болит.
 
- Мозна! – махал на них рукой Степа. – Огоня – хоросо!
 
И каждый мой приход к нему на массаж начинался с вопроса: «Огоня надо?» Услышав «нет»,  сердито качал головой: клиент срывается. Хотя желающих у него  и на массаж, и на «огоня» было вполне достаточно.  Работал массажный кабинет едва ли не с половины шестого утра и почти до двенадцати ночи.  Некоторые отдыхающие настолько вверяли себя китайским  специалистам  и набирали себе столько процедур, что им на море некогда было сходить. И хотя массаж мне на самом деле понравился, все же море на отдыхе лично для меня было куда главнее.

Город света, фруктов и цветов

Услышать шум моря и ощутить его дыхание отправились всей группой сразу в день прибытия,  вечером. От санатория до пляжа ходьбы минут десять. Но какое удовольствие доставило это маленькое путешествие!   Прежде всего, поражала своей мощью и широкой цветовой гаммой вечерняя иллюминация – все было в подсветке, в  миллионах огоньков! Светящиеся разноцветные точки были рассыпаны повсюду: на деревьях, кустарниках, клумбах и даже на траве.  Зрелище восхитительное!   Днем вроде бы обычные здания, а  вечером они принимали такой сказочный  вид, что вызывали всеобщий восторг.

А цветы!..  Их было столько и повсюду, что уму непостижимо, сколько человек и в какой такой мощной теплице их выращивали, чтобы к началу  курортного сезона они заполонили собой весь город!  Конечно, царицей цветов здесь была петунья. Она даже на фонарных столбах образовала шикарные клумбы. И еще в фаворе лилии. Их тоже много. Роз чуть поменьше, но они такие красивые! Прохаживаться неспешно по чистым, вымощенным плиткой улицам, вдыхать нежный цветочный аромат, любоваться на причудливые формы аккуратно стриженных газонов – чем не отдых для души и глаз!

И при этом еще нести в пакетике в номер вкусные фрукты. Они здесь на каждом углу. И хотя не такие уж и дешевые, все же не дороже тех, что мы покупаем дома: в два, три раза меньше.  Не сравнить и вкус! Впервые попробовали, как мы их назвали, «мизинчиковые» бананы.  На самом деле, очень маленькие, размером с палец. Из южных фруктов понравились  еще медовое манго и абрикосовый нектарин.  Других же экзотических яств даже названия не запомнила, равно как и вкуса.  По-видимому, тому, кто слаще морковки ничего не пробовал,  восхищения ими не понять.
 
Конечно, после возвращения на Родину многое увиденное там понимаешь и оцениваешь по-иному.  Но тогда казалось, что время остановилось  и что этот мир цветов, солнца и моря будет вечным. Особенно моря – сколько открытий оно таит  в себе!

Море, море, даль без края

Казалось бы, море оно и есть море, что о нем рассказывать. И все же несколько «морских» штрихов попытаюсь сделать. Прежде всего, пляж, который был ближе к нашему санаторию, оказался неожиданно чистым, как и вода возле берега. Почему неожиданно, да потому что не раз слышала от тех, кто здесь отдыхал, что там не море – помойка, столько там грязи. Не соглашусь с этим утверждением, хотя  цвет воды необычный – желтоватый. Так ведь  море и называется Желтым. Песок  - местами очень мелкий, местами покрупнее. Но все равно лежать на нем и принимать солнечные и воздушные ванны очень приятно. Вода теплая, волны – минимальные. Порой хотелось бы и побольше, чтобы покачаться на волнах.

С удивлением узнала, что есть «китайские» пляжи и «русские». Это по скученности тех или других отдыхающих. Хотя и там, и сям в море рядом виднелись и белесые головы и жгуче черные. Вообще, обстановка на пляжах доброжелательная, спокойная, разбавленная детским визгом и громкими вогласами: «Кузюзя! Кузюзя!» - это предприимчивые жители города  предлагают отдыхающим сваренную в початках кукурузу. Боже, как же им удается выучить такое трудно для них произносимое слово! Еще промеж отдыхающих тихонько шуршат песком продавцы морской бижутерии, ракушек и прочего добра со дна моря.  Массажисты с небольшими  чемоданчиками (весь массажный кабинет в нем!) выискивают  желающих помять стопы, ноги и спину прямо на берегу. Смотришь, то там, то здесь расслабленно колышется  на песке добротное белокожее женское тело от активных мануальных действий китайца (специалистом его назвать как-то язык не поворачивается). И что удивительно, без работы они не остаются: желающих подставить для чеса спинку хватает.

Чем еще запомнилось побережье, так это количеством китайских отдыхающих, особенно в выходные: недалеко Пекин и  офисные труженики семьями устремляются к морю, в том числе и в Бэйдайхэ. Они выделяются в общей людской массе своей белокожестью, опрятным внешним видом, печатью интеллекта на лице, приятной манерой поведения – это, конечно, не жители северных территорий…

На мою внучку в море нечаянно чуть не «наехал» резиновый дельфин с китайскими ребятишками на спине. Лариса, хотя и была со мной, почему-то очень испугалась и давай рыдать (подозреваю, что не из-за надувного дельфина, а от давящего на детскую психику количества иностранцев). Тут же к ней  кинулась вся эта шумная компания: успокаивать и извиняться, разумеется, на английском. В конце концов, все помирились.

Барахтаемся в воде дальше. Еще одна девочка-китаяночка  с мамой рядом с нами оказались на большом круге. Лариса с опаской гребет от них подальше.
- Мама! Как здесь классно! – восторгается на чистом русском языке девочка, теперь уже понятно, что не китаянка. Оказалось, что они наши соседи – якуты. К слову, таких сюрпризов здесь предостаточно: отдыхать в Бэйдайхэ едут со всего Дальнего Востока и Забайкалья – все наши народности. Так что сразу и не разберешь, кто есть кто. Но морю мы  все одинаковы.
 
А какое оно великолепное ранним утром! Мы с группой бодрячков пристрастились в пять утра ходить на пляж. Думали, что он будет пустынным – ничего подобного! Китайских граждан к этому раннему часу было уже  видимо-невидимо: встают они традиционно чуть свет. Вместе с детишками они вдыхали утреннюю морскую свежесть, рылись в песке, что-то выискивая, просто сидели на берегу. Мы, ранние русские купальщицы, конечно, были объектом всеобщего внимания - фотоаппараты только успевали щелкать.  Но все это не сравнить с тем блаженством, которое испытываешь,  когда выходишь из моря, кутаясь в первые лучи солнца – столько сил, бодрости, спортивного задора ощущаешь в своем теле! Здорово!

- Хэллоу! – Нихао!

В отличие от многих туристов, в нашей группе не было особо охочих до экскурсий, большинство предпочитало пляж и море. И как ни были красноречивы китайские гиды, мы только в дождливый день согласились посетить местный зоопарк под открытым небом – сафари,  как его китайцы называют,  а также дельфинарий и океанариум. То есть, ориентировались на интересы внучки.

 Звери в сафари были необычны тем, что бродили совсем рядом с нашим автобусом за небольшой изгородью. Медведи, львы, тигры, волки, лисы, зебры, дикие кабаны  и прочее зверье проявляли интерес к нашему транспорту лишь с одной целью – подкрепиться.   Самые попрошайки -  медведи: стоят вдоль всего забора с протянутой лапой в ожидании булок, печенья, овощей и любой другой снеди. Слоны, жирафы, обезьяны содержатся большей частью в помещениях. Запах там, конечно…
В дельфинарий мы приехали промокшие до нитки,  с трудом пробрались на битком забитые и уже визжавшие от восторга трибуны: дельфины начали представление. Смотреть на них всегда удовольствие, а когда они еще и цирковые  номера показывают, вообще счастье.
 
Но меня, как и многих,  больше всего поразил океанариум. Масштабностью, обилием диковинных рыб, важно проплывающих то совсем рядом, то над головой.  И если бы не этот бесконечный мощный поток китайских экскурсантов, впечатления были бы еще лучше – увидели бы больше.  Но все равно мне там понравилось.

Так  как мы в этой толпе все растерялись, то гид обозначил место, где всем необходимо было собраться, чтобы вернуться в санаторий.  Стою, жду «одногруппников». Вдруг замечаю на себе не просто удивленный взгляд китайского малыша, а такой, будто он увидел перед собой что-то такое!..  Ну да, мало того, что эта женщина с белыми волосами, белой кожей, зелеными глазами выше его мамы-пигалицы  чуть ли не два раза, так она еще и разговаривает по телефону! Китайчонок ошарашено стоял напротив  и не мог сдвинуться с места, хотя его несколько раз окликала мама. Потом она подошла к нему и он, показывая на меня пальцем и не сводя с меня изумленных глаз, что-то   сказал ей. Мать засмеялась и что-то объяснила ему. Видимо малыш впервые в своей жизни видел представительницу женского пола с европейской внешностью. Мама, улыбаясь мне, что-то шептала ему на ушко (можно подумать, говори она громко, я бы все поняла!). Малышок вдруг сделал мне шажок навстречу и сказал: «Hеllo!»

В ответ я, улыбаясь как можно добрее, чтобы понравиться мальчику, сказала почти на «чистом» китайском: «Ни хао! (Привет!)»

Дитё от такой неожиданности вообще  чуть не упало на маму! Но та,  торопясь, уже тащила его за руку в другую сторону от меня. А он всё оборачивался на  необычную тётю, которая что-то там еще и выдала по-китайски. Да, запомнится малышу океанариум!..  А впрочем, я имею к нему самое прямое отношение: я ведь рыба по гороскопу.

Замок чудес и  танцующие фонтаны

Вечерами мы с удовольствием (и совершенно безбоязненно!) прогуливались по сияющему разноцветными огнями городу. Любимые места: местный Арбат - с поющими, жующими, танцующими, играющими и просто отдыхающими семьями китайцев; парк фонарей - со своим волшебным замком, наполненным всякими чудесами и великолепным видом с крыши самой высокой башни; олимпийский парк – с «танцующими» фонтанами  и бесподобным лазерным шоу на воде; кафе «Марина» - с необычайно вкусным шашлыком.

Нам вообще нравилось ходить по красивым и опрятным  улицам.  Некоторые из них вечером превращались в стихийные рынки. Здесь продают все! Начиная от жемчуга и заканчивая жареными креветками.  Особое внимание прохожих, и прежде всего иностранных, привлекают изготовители халвы и иных восточных сладостей. Это производство представляет собой огромный в полроста человека пень. Наверху оборудовано нечто наподобие чашки с высокими бортиками.  На ее средину кладется «сырье» - жаренные в сахаре орехи, семечки  и прочие ингредиенты будущей халвы. И вот два добрых молодца (в прямом смысле этого слова!), обычно в национальных китайских  костюмах облегченного варианта, берут в руки большие деревянные кувалды и начинают ими охаживать эту вкусную массу: «Э-э-х! Э-э-х!» Смотреть за их работой очень любопытно. А есть такую халву еще большее удовольствие.
 
Побывали мы  и в китайском бэби-парке. Внучка сначала с опаской, а затем с таким удовольствием  вместе с китайскими малышами каталась на качелях, ныряла в «шариковое» озеро, лазала по лесенкам, в лабиринтах и на прочих аттракционах- совершенно безопасных! Плюс к этому каждому и, родителям в том числе, выдаются чистые носки, а самым маленьким и памперсы. Одним словом, всё для удобства людей.

На посошок

В общем, неожиданный отдых в Китае лично мне очень понравился.  Не доставил огорчений, вопреки расхожему мнению,  и железнодорожный транспорт: чисто, комфортно. Особенно впечатлила электричка, которая мчала нас от Харбина до  места назначения со скоростью почти 200 км в час. Было такое ощущение, что мы в салоне самолета и только быстро мелькающие за окном пейзажи возвращали на землю.
 
Не разочаровала китайская еда, которая здесь уже давно сориентирована на европейцев. «Шведский»  стол каждому предоставлял свободу выбора и насыщение.   Я была довольна, что в путевку входило трехразовое питание. А то, как рассказывали якутские женщины на пляже,  им с их двухразовым, не смотря на  свои  седины и возраст, приходилось на завтраке   «тырить» в пакетики некоторые продукты: до ужина ждать долго, в кафе постоянно обедать – дороговато.
 
Вот о чем еще хотелось бы сказать. Как огромна и как мала наша планета! Сколько на ней замечательных мест! Как стремятся туда люди самых  разных национальностей, вероисповеданий,  сословий: потому что это дает позитив, дарит радость открытий, пусть даже самых маленьких. И как мы все похожи в своих желаниях, восторгах, эмоциях!  Так пусть таких красивых мест будет как можно больше! Ведь красота  на самом деле способна спасти мир.