11. Сговор

Михаил Самуилович Качан
Подготовка событий в Манеже, как мне представляется, была сговором Суслова и Серова. Суслов, терявший позиции в руководстве партии – он был только что отстранён от обязанностей спичрайтера, – увидел в этом возможность восстановить свои позиции.

Серов, теряющий авторитет, проигрывающий в свободных дискуссиях, понимал, что близок момент потери им своих постов – президента Академии художеств СССР и первого секретаря Союза художников РСФСР.

Всё дальнейшее было срежиссировано этими двумя интриганами и гонителями. Причём они это сделали так, что до последней минуты никто не только из студии Белютина «Новая реальность», но даже в отделе культуры (зав. отделом Д. Поликарпов) и даже некоторые члены Политбюро (Полянский и др.) не понимали истинной цели приглашения белютинцев на выставку.

Впрочем, некоторые участники считают, что в сговоре участвовали и Ильичёв, и Поликарпов, и Фурцева, но убедительных доказательств этого нет. А вот относительно Суслова и Владимира Серова свидетельствуют все известные сегодня факты. В любом случае, это две главные фигуры сверху и снизу.

Никто не знал, что Хрущёв уже был предварительно настроен против «абстракционистов и формалистов». Он не собирался посещать выставку 30-летия МОСХ, – обычно первые лица страны посещали (причём далеко не все) лишь всесоюзные выставки, – но его уговорили, мотивируя это тем, что необходимо немедленно посмотреть «мазню» этих абстракционистов и пресечь «чуждое народу» буржуазное искусство.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/09/493