9. Экспрессионизм, абстракционизм, формализм

Михаил Самуилович Качан
Для читателя, неискушённого в терминах, поясню коротко, что экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния.

И самые распространенные приемы художников-экспрессионистов – это различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров

Абстракциони;зм же – совершенно другое направление искусства. Он отказывается от приближённого к действительности изображения форм. Одна из целей абстракционизма — вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Это достигается «гармонизацией», созданием определённых цветовых сочетаний и геометрических форм.

Что касается формализма, то тут есть два аспекта – научное определение и идеологическое клише.

Формализм – это концепция в теории искусства, восходящая ещё к Платону, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено.

В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание.

В узком смысле формализм — художественный метод, в основе которого лежит абсолютизация, эстетизация формы в искусстве.

В СССР термин «формализм» превратился в идеологическое клише, использовавшееся в 1930—1960-е годы для идеологической борьбы с целыми направлениями в искусстве и гонений отдельных художников. Обвинению в формализме подвергались обычно зарубежные авторы и советские художники, писатели и музыканты, не выразившие достаточной преданности партийному руководству искусством.


Ярлык «формализма» тогда в СССР можно было приклеить любому явлению искусства, которое не укладывалось в рамки социалистического реализма, или противопоставляло себя ему.

Постепенно это понятие теряет научный смысл и приобретает вульгарный оттенок, поскольку употребляется только для дискредитации художников и направлений, не отвечающих официальным доктринам.

Но, как заметил ещё Сергей Эйзенштейн, «называть человека, интересующегося проблемами формы, формалистом равнозначно тому, чтобы называть человека, интересующегося проблемами сифилиса, — сифилитиком.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/08/592