Светлой памяти Семена Юрьевича Бендасюка

Игорь Бабанов
Светлой памяти Семена Юрьевича Бендасюка
 
Р. Денисов. Светлой памяти Семена Юрьевича Бендасюка, Календарь Лемко-Союза на 1967
http://lemko.org/books/index.html
Братска гробница русских журналистов на Лычаковском кладбище города Львова приняла в свои нидра 5-го января 1965 года Семена Юрьевича Бендасюка, достойного наследника плеяды талантливых тружеников пера Галицкой Руси: Б.А. Дидицкого, О.А. Мончаловского, В.Ф. Луцыка, О.А. и Д.А. Марковых, Н.И. Пелеха и многих других.
Кого же проводил узкий круг друзей и почитателей в послидний путь?
С кончином Семена Юрьевича сошол в могилу на 88 году праведной жизни человек, котрый всю свою трудову жизнь посвятил родному народу, не претендуючи ни на ниякы материальны выгоды, ни на ниякы почетны звания, умер человик хрустального характера, умер як нищий анахорет-отшельник, оставивший по соби память безгришного человика.
…С.Ю. Бендасюк родился в 1877 году в родини деревенского псаломщика и, закончивши гимназию в Коломыи в 1900 году, поступил на юридичный факультет львовского университета, посли окончания котрого в 1905 году был зачисленный в нотариальны кандидаты. Така должность не увлекала, еднако, Семена Юрьевича и он, слидуючи влечению свойого сердца, зачислил себе в "чиновники русского народа". Стал працовати в библиотеке Русского Народного Дома во Львови, сотрудничуючи едночасно в редакции ежедневной газеты "Галичанин” при редакции О.А. Мончаловского и посли смерти того послиднього при редакции О.А. Маркова. В газ. “Галичанин" был напечатаный в 1904 году первый його литературный опыт "Многострадалица" (т.е. Галицка Русь).
Коли в Австрии в 1907-1908гг. розвернулася кампания по выборам в парламент на основанию новоизданного закона о всеобщых, непосредственных, прямых и тайных выборах, Семен Юрьевич с самоотвержением включатся в тоту кампанию, розъизжаючи по карпатскых селах и устроюючи вича-собрания, на котрых выступат с пламенными патриотичными речами. Отзвуком той його поизкы являтся ряд статей п.з. "Сверхсчестный кандидат”, котры отражают богатый етнографичный материал карпатскых сел.
Kpoми упомянутой выше "Грамматики русского языка" Семен Юрьевич пише ряд монографий, в котрых проявлят себе, як популяризатор русской художественной литературы: А.В. Кольцов (1909), Н.В. Гоголь (1909), И.С. Никитин (1910), Л.Н. Толстой (1911) и др.
Стараючися о воспитанию молодого поколиния, Семен Юрьевич принимат с чувством глубокой любви и высокой ответственности возложение на него с 1909 года общественне поручение по дилу организации на надлежащом уровни русскых бурс и женскых пенсионов, котры при його умилом и скрупулезном содийствию розвиваются кроми Львова в такых галицкых городах, як: Броды, Бучач, Горлицы, Городок, Дрогобыч, Жолков (Нестеров), Золочев, Каменка Струмилова (Бугска), Коломыя, Новый Санч, Перемышль, Рава Русска, Рогатин, Самбор, Стрый, Станиславов, Сянок, Тернополь, Турка, Чортков, Яворов.
В тот же самый час Бендасюк посвящат много часу журналистики помищаючи свои очеркы и статьи в изданиях Общества им. Мих. Качковского, в ежедневной газети "Прикарпатска Русь", в изданиях "Галицко-русской Матицы", Временник Ставропигийского института, студенческом журнали "Новая Жизнь" и др.
Освобожденный из тюрьмы в июню 1914 года и очутившися за границом Австрии, Семен Юрьевич весь час трудится с глубоком виром в освобождение подъяремной Руси от подневольного ига, пребывания временно в Роcтoви на Дону, в Таганроги и Бердянски и посвящаючи особенно заботом о воспитанию биженской галицко-русской молодежи. В чacи занятия русскыми войсками города Львова призжат сюда, штобы працувати в редакции "Прикарпатской Руси" и в школьной комиссии при "Русском Народном Совити Прикарпатской Руси". С уходом русской армии пришлося йому вести скитальческу жизнь в России. С продвижением австрийцов и нимцов к Чорному морю весном 1918 года Семен Юрьевич пробератся через Сибирь и Японию в США, где организуе и редагуе газету "Прикарпатска Русь" в Нью Йорку, а посли прекращения той газеты редагуе газету "Правда" в Филадельфии. Голос сердца звал, еднак, Семена Юрьевича на Родину и в 1928 году он вертатся во Львов и зараз впрягатся в общественну роботу, працуючи хранителем Ставропигийского музея. В тот час он печатат ряд научно-историчных робот: "Осип Андреевич Мончаловский" (1929), "Учено-литературне общество Галицко-русская Матица" (1930), "Первы памятники русской перепискы Д.И. Зубрицкого" (1932), "Ставропийгийский музей в настояще время" (1932). "Временник Ставропигийского
института. Историко-библиографический очерк, к 70-летию издания" (1933), "Общерусский первопечатник Иван Федоров" (1935), "Пушкинский год на Галицкой Руси" (1337), "Историчне розвитие украинского сепаратизма" (1939), "Австро-Угорщина и Талергоф" (1938).
Принимат тоже участие в редагованию "Талергофского Альманаха" (вып.3 – 1930 и вып.4 – 1932)...
Светлой памяти Семена Юрьевича Бендасюка
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_705.htm
 
Прикарпатская Русь. Орган Русской Народной Организации в Галичине. Ежедневная политическая, общественная и литературная газета. N 1453 Львов, Вторник 28 октября (10 ноября) 1914
Прикарпатская Русь
С. Бендасюк. Паразиты
1. С завоеванием русской армией Карпатской Руси отходит от Австро-Венгрии к России не только громадная территория, но и свыше десяти миллионов народонаселения, в своем составе довольно разнообразного, с яркими этническими оттенками и весьма различным политическим прошлым.
В русской печати и обществе начинают понемногу разбираться и высказывать предположения относительно будущей судьбы и роли каждой из заселяющих наш край народностей, сожительства и группировки вновь вступивших в русское подданство русских, поляков и евреев.
Остановимся пока на последних.
Задаются в последнее время все чаще вопросы, какое положение следует занять в виду евреев, число которых увеличивается ныне в России на круглый миллион.
Интерес к ним совершенно естественен. И без них, ведь, в России евреев довольно много, возни с ними пропасть, чтобы не следить за развитием этого вопроса в новой стадии, когда весь русский юго-запад очутится под более усиленным еврейским засильем, чем было доныне. Вспомним, вдобавок, известную кастовую исключительность и солидарность, сплоченность оседлости, дух и силу удивительной предприимчивости и изворотливости евреев среди нашего малорусского, забитого, добродушно доверчивого, тяжелого на подьем, и даже просто безпомощного простонародья, а тогда общественное внимание, посвящаемое ныне нашим евреям, станет вполне понятным.
Кстати, одна оговорка. Нас, русских галичан, часто допрашивают со всех сторон, какого мы взгляда на еврейский вопрос, не желаем ли мы вообще удалить их совершенно из нашего края, или же допускаем по отношению к ним некоторую долю терпимости?
Заметим, что нам вопроса в такой форме предлагать не следует. Нам известно, что в России существуют, по партийному антагонизму во взглядах на евреев очень сильные разногласия, и высказываются подчас резкие суждения. Принимать сторону одних, желающих изгнать из Империи всех евреев, или других, требующих для них чуть ли не больших прав и привилегий, чем для самого хозяина земли - русского народа, нам не приходится. Мы знаем только наших, доморощенных, соками нашей земли упитанных, потом и кровью нашего мужика выхоленных евреев, и только относительно них можем всесторонне и по совести высказать свое суждение.
Нам хотелось бы представить фактическую действительность, бросить луч света на положение, занимаемое доселе нашими евреями по отношению к нашему народу, в России и ко всему русскому, и на роль, которую они могут у нас сыграть в будущем.
Прежде всего присмотримся ближе к карте разселения миллионной еврейской массы в Карпатской Руси. Мы видим, что на сравнительно небольшом пространстве и в перемешку с русским большинством, живет самый высокий процент евреев в северо-западной половине Буковины; этот процент несколько понижается в восточной Галичине, в направлении с востока на запад, и еще ниже становится в западной Галичине. Или же, - выражаясь прямо, - евреи, особенно и с незапамятных времен облюбовали и избрали себе те места, где живет сплошной массой русский народ, неохотно же и не смело садятся на места, занятые другими народностями. Они и сами с откровенным цинизмом обьясняют это явление тем, что русского мужика обирать легче всего. В этом отношении вполне характерен ответ, который дали они в свое время бар. Гиршу, желавшему приобресть и подарить для переселения своих разорившихся единоверцев целую провинцию в южной Америке, именно, что они согласятся переехать туда разве тогда, когда, до их приезда, там будут находится по крайней мере по 10 галицко-русских крестьян на одного еврея, которых бы можно эксплуатировать.
Громадное большинство здешних евреев заселяет города и местечки, а только отдельные семейства живут разсеянно по селам. В некоторых городах (напр. в Бродах) и в многих местечках их столь много, что число их превышает цифру всех жителей других народностей, вместе взятых. В прочих же городах они, хотя и не составляют большинства, все таки придают им свой яркий еврейский отпечаток и высокой степени (в отрицательном смысле) влияют на их жизнь, характер и строй.
В общем без преувеличения можно сказать, что полнота власти в этих городах находится всецело в руках евреев. Произошло это в особенности оттого, что евреи посредством своего капитала закрепили за собой всю торговлю и промышленность в крае.
Замечательно при этом, что наши евреи, принадлежа почти поголовно к социалистической организации и, как особенно крикливые ея члены, возставая и протестуя против капиталистического общественного строя и капиталистической тирании, вместе с тем, свои капиталом последовательно и планомерно закрепощают весь рабочий пролетариат, а весь социалистический шум и крик адресуется не к ним, а только вообще к капиталистам...
Кроме этого, огромную долю нынешней своей власти захватили евреи коммерчески обманным путем, выдавая себя, как всегда и везде, за принадлежащих, в национальном смысле, к народности, в данной момент политически более сильной (к немцам и румынам в Буковине, к полякам в Галичине и к мадьярам в Венгрии) - это т. наз. поляки, немцы, румыны и т.д. - мойсеева закона -. Поразительно, право, сколько политически зрелых народов, в наш век повышенного национального самосознания, дало себя евреям поймать на эту хитрую уловку.
В последние два десятка лет евреи жадно бросились скупать в нашем крае землю, не с целью вести на ней рациональное хозяйство, а с чисто торговым разсчетом выжать из нее последние соки, не вкладывая в нее взамен ничего, а затем перепродать ее с многократным барышом. Сельское хозяйство евреев стало для страны прямо опустошительным. Оно и ложилось страшным бременем на убогое малоземельное или вовсе безземельное сельское население, тяжкий труд которого одинаково безсовестно эксплуатировали и еврей-помещик, и еврей арендатор.
Став землевладельцами, купцами картельниками и промышленниками капиталистами, евреи сделались полными хозяевами края не только в экономическом отношении. Они стали решающим и всемогущим политическим фактором, с которым пришлось считаться другим нациям и самому правительству. Не вдаваясь в подробности, припомнил только их роль и подвиги во время парламентских и сеймовых выборов. В последние годы полякам бойкот прусских товаров отчасти удавался, но борьба с еврейским натиском оказалась далеко непосильной, лишенной даже тех скромных успехов, которыми могли похвастаться их соотечественники в Царстве Польском.
Прямым последствием роста политической силы наших евреев был быстрый захват и подчинение себе политической печати во всей Габсбургской империи. Этим фактом и обьясняется, главным образом, решительно руссофобский, враждебный России и Славянству, тон последней.
Дальнейшим же последствием политического преобладания евреев явилась страшная публичная порча нравов, вносимая им в общества, сословия, и даже в высшие круги наций и государства. Подкуп, политические шантажи и скандалы исходили преимущественно от евреев. Если приходилось когда нибудь поднимать шум и протесты против взяточничества в австрийских судах и администрации, до покупки орденов и кресел в верхней палате парламента включительно, то всегда зачинщиками и маклерами во всех этих темных делах являлись непременно евреи.
С. Бендасюк
Прикарпатская Русь. Орган Русской Народной Организации в Галичине. Ежедневная политическая, общественная и литературная газета. Львов, 1914-1915
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_754.htm
От Карпато-Русского Освободительного Комитета
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_481.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_479.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm