Точка невозврата. Глава 11 Ужин

Зюлёв Леонтий Михайлович
  11. Ужин
 
  Мы с Николой долго решали, на чём отправиться в Царское село - летнюю резиденцию царя. Выбрали ЛАТ - 2 решив, что царь не разглядел его подробно и не получил комментариев об устройстве, работе и производстве. Выбрали аппарат проще, двухместный и без вооружения, всё же мы собирались в гости. Конечно, совсем без оружия мы не могли обойтись, поэтому в грузовом отсеке лежала пара лучемётов, так рассмешивших дам. Этим сборы закончились. Начался обычный рабочий день.
  Прочитав утреннюю прессу, я с удивлением не обнаружил ни одного снимка, кроме коллективного фото на прощание. Позвонил Николе и услышал его смех, оказалось, он подстраховался от излишнего любопытства атташе. При посадке пилот не сразу отключил поле ЛАТа, оно стёрло все снимки, засветив плёнку в Кодаках. Я тоже рассмеялся на такую бдительность, но не счёл её излишней. Мы занялись своими делами.
  Мой обычный день начинался с информации о работе всех дочерних предприятий Компании, а они были уже во всех наиболее крупных городах страны, их директора докладывали о состоянии дел: потребностях, новых идеях и других вопросах, требующих вмешательства специалистов головного предприятия. Связь к 1918 году у нас была превосходно налажена, никому тогда неизвестным инженером Михаилом Бонч - Бруевичем. После докладов заместителей, я всегда обходил предприятие и потом работал в исследовательском центре, знакомясь с новыми разработками. После обеда был час отдыха и пара часов лекционных занятий с молодыми инженерами. Я преподавал у них методику решения творческих задач, дисциплину спорную, но приносившую результаты. Зарядившись энергией молодых людей, я занимался час в специальном спортзале и плавал в небольшом бассейне. Тесла, зная мой распорядок, присоединялся ко мне, когда был в состоянии безыдейности, как он сам выражался. Обычно он не признавал никаких расписаний и распорядков, иногда работая сутками без сна, что всегда меня поражало, но я не вмешивался, здоровьем он обладал отменным. В этот раз он пришёл и я понял, что он волнуется. Мы обсудили, что говорить на приёме. Поплавали: отдохнув и обсушившись, стали собираться. Царь пригласил нас в шесть часов пополудни, и об опоздании не могло быть и мысли.
  Выкатив аппарат на платформе из ангара, Никола сам проверил состояние накопителя энергии и работу двигателя, и пригласил меня в кабину, летать мы умели оба, но с пилотом, не управляли сами, тут пришлось бросать монетку. Выпало мне, я закрыл купол и по радио сообщил службе связи, когда включить маяк привода аппарата и освещение площадки. Обратную дорогу аппарат находил по радиолучу маяка. Подняв аппарат на высоту птичьего полета, и определив курс, я не спеша перевёл его в горизонтальный полёт. Тесла одобрительно кивнул, нам редко удавалось лететь без спешки и осмотреть творение Петра с такой высоты. Посадив аппарат на лужайку перед летним дворцом, мы сразу попали в гомонящий круг царских дочерей и фрейлин. Пока мы принимали восторги по поводу прибытия, Ольга уже сидела в кабине и вовсю крутила, всё что крутилось, Однако, поднять аппарат могли только Никола, или я. Скорчив кислую гримаску, княжна выпорхнула из кабины, и в окружении девиц, мы проследовали в зал приёмов. Здесь нас встретили Николай Александрович и его супруга; из царской свиты я заметил только премьера и министра обороны.
  Ужин прошёл непринуждённо и весело, да мы уже и порядком проголодались, и отведали всё, что предлагала царская кухня. Стол не показался очень обильным, но всё было необычайно вкусно. Пришлось выпить и вина, в гостях у монарха не принято отказываться. После ужина, княжнам хотелось затеять какие - нибудь игры, танцы, или иную кутерьму, но Царь пригласил нас прогуляться по парку, следом увязались и оба министра.
  Мы прогулялись немного, переговариваясь о вещах незначительных, пока не достигли уединённой беседки в глубине парка, внутри неё, стоял накрытый стол, на приставном столике лежали: бумага, карандаши и посередине возвышался письменный прибор из малахита, с золочёным царским вензелем и гербом. Мы устроились за столом в удобных плетёных креслах. Разговор предстоял серьёзный. Царь кивнул министру обороны, и он начал говорить о вчерашнем показе, Своём впечатлении от оружия и реакции иностранных атташе. Вскоре, перешёл на нужды армии. Картина открывалась безрадостная. Армии нужно было срочно перевооружаться. В войсках не хватало буквально всего, кроме живой силы. Большинство вооружений поставлялось из за границы и устарело, ещё хуже дела обстояли на флоте, всё ещё не оправившемся от колоссальных потерь в сражении при Цусиме. Подводного флота практически не существовало. Затем заговорил Пётр Аркадьевич, общее экономическое положение России не вселяло большого оптимизма. Промышленность не обеспечивала страну необходимейшими товарами, которые, как и оружие, покупались за границей за золото. Положительными были только результаты аграрного сектора, зерно продавалось на экспорт и реформа общин начала приносить результаты. Премьер замолчал, и все взгляды устремились на нас. Я представил, что мог бы сказать в своём времени, но я оказался здесь именно потому, что не хотел, чтобы, то моё время когда-нибудь наступило. Коротко изложив то, что мы многократно обсуждали с Николой в часы, когда он не был погружён в свои идеи, я ожидал реакции.
  Программа заключалась в следующем. Мы обеспечим армию оружием, которого нет, и не будет, в ближайшее время, ни у одной страны. В силу его огромной мощности и эффективности армию придётся сократить и сделать профессиональной. Мы, готовы обучить людей управлять этим оружием. Сразу же я привёл расчеты потребностей в личном составе мощностях и затратах. Нам по силам оборудовать любые транспортные средства приводами, но сами средства нужно изготавливать, наших мощностей для этого не хватит. Для организации новых производств, в том числе, для сельского хозяйства потребуются ресурсы, их должно выделить правительство. Мы согласны передать государству технологии получения драгоценных металлов, всё равно оно монополист их производства. И, последнее, мы вооружим полицию новейшими средствами борьбы с организованной преступностью, но сама борьба - прерогатива государства. Все замолчали, тогда поднялся Никола. - К сказанному директором, я лишь добавлю, сказал он, что я бы хотел только одного, чтоб мне разрешили организовать Всероссийский научный центр. Отбирать в него специалистов и определять направления работы буду я. Ресурсы у нас есть, но землю и место его постройки необходимо определить. Петербург нам не подходит всилу климата, опасности предприятия и неимения участка нужной площади и рельефа.
  - Какие требования к участку спросил царь?
  - Удалённость от населённых пунктов, различный рельеф местности, желательно, чтобы были и равнина и горы и водоём достаточной глубины для испытания подводных аппаратов. - ответил Тесла.
  Решили сразу определиться. Подходило и неплохо черноморское побережье, но было густонаселено. Остановились на озере Байкал. Регион был депрессивный и центр позволял вывести его на новый уровень развития, а удалённость не играла для нас большой роли. После этого Тесла выложил все наши предложения на стол. Он как всегда был предусмотрителен. Царь медленно прочитав небольшой по объёму документ, обмакнул перо в чернильницу и подписал его, то же сделали и премьер с министром обороны. Мы с Николой тоже подписали документ. Выпив вина и закусив, мы все отправились к аппарату. Попрощавшись с царём, министрами и окружившими нас домочадцами, я открыл купол и послал сигнал включения маяка. Мы договорились о поддержании связи в делах, загрузились в кресла, и аппарат сам доставил нас на завод. Пока летели, мне не давала покоя мысль: почему Ольга расплакалась при прощании? Обиделась, что не разрешили прокатиться? Вряд ли! Списав слёзы на неудовлетворённый интерес к ЛАТ, я спокойно уснул прямо в кабинете на заводе. Добираться до дому в городе не хотелось, никто меня там не ждал.