Отто и Эмма

Игорь Потоцкий
Я бродил по Одессе с замечательным архитектором Отто Зильцманом. Он учился в Вене и потом уехал в Чили, где спроектировал несколько грандиозных зданий.
С Отто легко. Он пьет воду и рассказывает дурацкие анекдоты. Они совсем не смешные, но я улыбаюсь, чтобы его не обидеть, а ему нравится в Одессе, особенно одесские женщины и голуби, которые не менее нахальны, чем одесситки. Голуби требуют от Зильцмана кусочки хлеба. Он понимает их язык и достает из своей сумки булку. Голуби моментально слетаютсяи у них сразу же проявляется хорошее настроение. Отто неторопливо бросает кусочки булки на землю.
Отто собирается снимать фильм об одесских женщинах. Он подбирает кандидаток на главные роли и роли второго плана. Кастингов он не любит.
- Я выберу прямо на улице, - говорит он мне на плохом русском языке. - Это так просто.
Мы шляемся по Одессе уже четыре часа, но пока с нулевым результатом. От нескольких женщин он в восторге, но как остановить их, привлечь внимание, предложить сниматься в его фильме.
Я бы мог ему помочь в этом, но Отто меня ни о чем не просит. Он привык все делать сам. И его простенькие анекдоты никак не заканчиваются, будто он придумывает их прямо сейчас. Наверное, ему надо было стать писателем, а не архитектором.
Возле гостиницы "Красной" он наконец-то останавливает молоденькую женщину. У нее сиреневые волосы и серые глаза. Она никуда не торопится, но в ее больших глазах застыл вопрос: что тебе от меня надо? К кому он обращен - ко мне или Отто?
- Вы прекрасны, - говорит Отто, - и загадочны. Я мог бы вам предложить свое сердце, но зачем оно вам? В таких странных мужчин, как я, никто не влюбляется.
А я внезапно вспоминаю своего друга К., философа. Он объяснил мне Спинозу и Канта. Я подумал, что он очень умный и ему наверняка не везет с женщинами.
- Какие они глупые! - говорит мне часто философ К. И почему в них нет парижского шарма? Почему они говорят о вещах, в которых ничего не понимают. Тьфу на них!
Философ К. так и не женился. Два раза в неделю к нему приходит девушка К., его студентка. Он не берет деньги за двухчасовые занятия с ней. Он диктует, а она записывает его мысли в тетрадь. Потом они полчаса занимаются любовью на его диване. Она делает вид, что в восторге от него. Она говорит: ты - завоеватель, а я твоя рабыня, мне с тобой хорошо. Молоденькая студентка - я ее видел у философа несколько раз - похожа на молодую женщину, которую только что остановил Отто. Молодая женщина знает о своей привлекательности. Она умеет кокетничать с мужчинами среднего возраста.
Отто явно волнуется. Говорит, что он - архитектор, из Вены, но живет сейчас в Чили. И у него есть две собаки, два кота и одна маленькая черепаха. И что он изредка звонит в Вену своим однокашникам и рассказывает им о своих собаках, котах и черепахе. А они ему рассказывают о своих женах и детях, а потом уже о собаках и котах. В каждом таком разговоре Отто поднимается к облакам по винтовой лестнице, но быстро падает, не достигнув ее вершины. А еще ему кажется, что он чрезмерно долго сидит в темной комнату без окон и дверей и его преследуют разные страхи, как пожилые и настырные уличные торговки. И вот, чтобы избавиться от этих страхов, подбирающихся к нему все чаще и чаще, он решился снимать фильм об одесситках.
- Почему об одесситках? - спрашивает молодая женщина. Она явно в замешательстве. Слова Отто ее ошарашили. Она привыкла, что мужчины часто стараются произвести на нее впечатление.
Я не выдерживаю и вмешиваюсь.
- Как вас зовут?
- Эмма.
- А я - Гарик, а мой австрийский друг откликается на имя Отто. Вы ему, Эмма, явно понравились. Он ищет героинь своего фильма на улицах.
- И кого-то уже нашел?
- Пока нет. Вы - первая.
Эмме явно понравилось, что она - первая. Она нам улыбается. И мы идем в бар гостиницы "Красной" пить пиво и закусывать его орешками.
- Все будет хорошо, - говорит Отто.
Я в этом не уверен. Никакого фильма Отто не снимет, но, вполне возможно, у него начнется роман с Эммой. И он увезет ее в Чили или в Австрию, куда она захочет. И в Чили или Австрии Эмма будет заниматься домашним хозяйством. Выращивать помидоры, огурцы и редиску. И читать - в Австрии - книги Стефана Цвейга. Они вместе войдут в туннель и не захотят из него выйти.
Друзья спросят у Отто:
- Как Одесса?
- Замечательный город, - ответит он, - со своими прибамбасами и красивыми женщинами. Похожими на Эмму.