Ч. 31Нашли покой на дне океана. Жертвуя собой

Владимир Врубель
Первый конвой после разгрома PQ-17 и PQ-18 отправился в Советский Союз под кодовым наименованием JW-51A. Под покровом полярной ночи он благополучно прошёл незамеченным немецкой разведкой и 25 декабря все 16 транспортов, и охранение вошли в Кольский залив.

Ободрённые успехом, англичане 22 декабря 1942 года отправили из шотландского порта Лох-Ю второй конвой, JW-51В, из 14 транспортов.

24-го корабли заметили с немецкого самолёта-разведчика.  Но погода портилась, и 28 декабря начался сильнейший шторм, который разметал в бушующем море транспорты и корабли охранения. Шторм продолжился и 29 декабря.

Когда ветер стал стихать, коммодор конвоя принялся собирать свои суда. Выяснилось, что нет сведений о пяти транспортах, одном эсминце и одном траулере.

На их поиски отправили тральщик «Bramble», который участвовал ранее в двенадцати конвоях. Это был тринадцатый конвой. Командовал тральщиком капитан-лейтенант Генри Раст, опытный офицер, награждённый орденом за храбрость.

Три транспорта соединились с конвоем на следующий день, а остальные пришли в Кольский залив самостоятельно.  30-го декабря корабли обнаружила подводная лодка U-354 . Её командир капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб немедленно доложил в штаб флота.

Командующий германской эскадрой вице-адмирал Оскар Кумметц получил приказ выйти на перехват конвоя. Две группы немецких кораблей во главе с тяжёлым крейсером   «Hipper» и  карманным линкором «L;tzow» по тревоге вышли в море. Их сопровождали шесть эсминцев.

Во тьме полярной ночи и при сильном волнении моря разъединились не только корабли англичан, но и немцев. Температура воздуха была минус пятнадцать градусов. Брызги замерзали на надстройках, палубе,  на  артиллерийских установках, превращаясь в лёд, толщина которого быстро увеличивалась.

Дополнительный вес  грозил опрокинуть маленькие корабли, поэтому их экипажи без устали скалывали ломами и лопатами лёд.          

Вскоре началась стрельба, но во мраке ночи было непонятно, кто и по кому ведёт огонь.

В 08.00 31-го декабря основная часть конвоя,  двенадцать транспортов и восемь кораблей охранения, продолжала следовать курсом к советским берегам. В пятнадцати милях от конвоя тральщик «Bramble» безуспешно искал отделившиеся  суда, пока не встретил немецкий отряд.

В 08.20 Командиру кораблей охранения конвоя капитану 1 ранга Роберту Шербруку, державшему свой флаг на эсминце «Onslow» доложили, что конвой догоняет немецкая эскадра в составе тяжёлого крейсера  «Hipper» и трёх эсминцев.

Шербрук приказал одному эсминцу остаться с конвоем и ставить дымовую завесу, а сам с тремя другими направился навстречу грозному противнику. Он имитировал торпедную атаку. Уловка сработала. Немецкий адмирал не захотел рисковать и принялся расстреливать  англичан на безопасном для него расстоянии.

Эсминец «Onslow» получил тяжёлые повреждения, 17 человек были убиты, несколько десятков моряков были ранены, а сам Шербрук получил тяжёлое ранение в голову, у него был выбит левый глаз. Командование перешло к командиру эсминца «Obedient» капитану 3 ранга Кинлоху. Англичане сражались насмерть.

Их эсминцы, как гончие в медведя, вцепились в немецкий тяжёлый крейсер, не обращая внимания на сопровождавшие его эсминцы. Английские моряки жертвовали собой, чтобы дать конвою уйти.

Ещё раньше экипаж тральщика «Bramble», увидев громаду немецкого тяжёлого крейсера вместо своих кораблей, с безумной отвагой  пошёл навстречу, ведя огонь по германскому флагману из своих орудий, которые не могли причинить вреда бронированной махине.

Достаточно было одного попадания из орудий главного калибра немецкого крейсера, чтобы тральщик стал тонуть. Его добил эсминец «Friedrich Eckholdt». Весь бесстрашный экипаж, сто двадцать один человек, погиб.

Английский эсминец «Achates», несмотря на обстрел немецким отрядом, продолжал ставить дымовую завесу, закрывая ею конвой, пока не был потоплен огнём крейсера и эсминцев. Уцелевшую часть его команды подобрал в море траулер «Northern Gem».

Второй отряд германских кораблей  во главе с линкором «L;tzow» подошёл с востока и открыл огонь по конвою, но стрельба была неэффективной, потому что конвой был закрыт дымовой завесой погибавшим эсминцем «Achates».

На помощь конвою пришли незамеченными немцами два английских лёгких крейсера,  «Sheffield» и «Jamaica», из отряда дальнего охранения, которым командовал контр-адмирал Роберт Барнет. Они немедленно открыли огонь по крейсеру «Admiral Hipper», причинив ему повреждения.

Два немецких эсминца в темноте перепутали свои крейсера с английскими и доверчиво стали к ним пристраиваться в кильватер.

Англичане не упустили такой прекрасной возможности и метким залпом потопили эсминец «Friedrich Eckholdt». Погибла вся команда во главе с командиром корветен-капитаном Гюнтером Бахманом, 341 человек.

Второй немецкий эсминец оказался более расторопным и ушёл без повреждений. Немецкий адмирал счёл за лучшее вернуться с кораблями в базу. Гитлер был вне себя от ярости и заменил командующего  гросс-адмирала Редера на Карла Деница.

Английские военные и торговые моряки действовали не только с исключительным мужеством и самоотверженностью, но и высокопрофессионально. Транспорты пришли в Мурманск и Молотовск без потерь.

Благодаря этому, Красная Армия получила в январе 1943 года 2 046 автомашин, 202 танка, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн топлива, 12 650 тонн авиационного бензина, 54 000 тонн различных военных грузов.

Затем союзники, также без потерь,  провели ещё два конвоя. Следует иметь в виду, что тогда был период, когда в Атлантике они несли самые большие потери военных кораблей и транспортов за всю войну, о чём уже упоминалось в предыдущих очерках.

Опасаясь потерь во время полярного дня, англичане приостановили проводку арктических конвоев до наступления полярной ночи. Остальные пути поставок вооружения, военных грузов и продовольствия продолжали действовать.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/10/1606