Закон синусоиды Глава 2 ВПТО Часть 4 Баснин Ю. Ф

Дудко 3
Ю. Ф. Баснин очень любил рыбалку. Часто с Виктором, иногда и с Олежкой они ездили на рыбную ловлю.
И неважно, что чаще всего рыба не клевала. Глядя на спокойную поверхность водоёма – погружаешься в себя,
как бы – медитируешь, и уходят, накопленные за рабочую неделю: усталость, раздражительность и даже – недомогание.
Вода очищает, успокаивает…

http://sntat.ru/



ЗАКОН  СИНУСОИДЫ

ГЛАВА 2  ВПТО

ЧАСТЬ 4   БАСНИН Ю. Ф.



                БАСНИН  ЮРИЙ  ФЁДОРОВИЧ


  ВСПОМИНАЕТ  ВИКТОР…


  БАСНИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ - начальник Управления АСУ ГОССНАБА СССР.

  Ираида работала начальником отдела внедрения вычислительной техники в СОЮЗГЛАВХИМНЕФТЕМАШЕ Госснаба СССР.
 
  Юрию Фёдоровичу БАСНИНУ подчинялся вычислительный центр ГОССНАБА СССР и он курировал подобные отделы, созданные во всех СОЮЗГЛАВСБЫТАХ.

  Отделы работали в тесной связи с ВЦ, который являлся идеологом разработок и проведением расчётов на ЭВМ.

  Соответственно, являясь начальником отдела, Ираида часто общалась с Ю.Ф. по работе.

  Ко времени моего перехода в ВПТО, мы уже дружили семьями.
 Ю.Ф. был тяжело больным человеком. У него было вырезано одно лёгкое...

  Танечка (его жена), заботилась о нём постоянно, следя за тем, чтобы дома не было ни пылинки, чтобы он не ездил в обычном транспорте, чтобы не простудился, и т.д. и т.п.

  В этом плане вспоминается случай, когда мы ещё не знали о здоровье Ю. Ф. и допустили оплошность. Дело было ещё тогда, когда мы жили в Дзержинке.

  Мы пригласили Юру и Танечку к себе в гости. Из Москвы я привёз их домой на машине. К их приезду Ира постаралась накрыть праздничный стол. Посидели очень даже душевно. Поскольку я выпивал наравне со всеми, за руль сесть не мог. И, как само собой разумеющееся, мы проводили гостей до остановки автобуса, не заметив их растерянности. И только после этого случая, Таня рассказала о том, что у Юры - одно лёгкое, и в общественном транспорте он не ездит, боясь подхватить какую-нибудь инфекцию...

  Уже когда мы переехали в новую квартиру в Москве, они были у нас ещё пару раз в гостях. Судя по тому, что Стэлла уже училась в медицинском училище, это было осенью 1976 года. В это время у меня уже на работе конфликтная ситуация была в разгаре.

  Не помню, по какой причине была организована нами встреча, может быть - необходимость обсудить ситуацию на работе, а, может быть, ещё что-то, но на этот раз мы никого больше в гости не приглашали. Тем не мене, стол был раздвинут во всю комнату, а уж насчёт закусок и напитков Ира постаралась очень, как всегда.

  Когда хорошо закусили, и переговорили на все возможные темы, почувствовалось, что гости немного заскучали.

И, вдруг, раздался звонок в дверь. Мы удивились, так как никого не ждали. Открываем дверь - стоит наша дочка, а на лестнице ещё кто-то. Мы вернулись в нашу гостиную. За нами входит Ёлка, и говорит - "А ничего, что я не одна?"...

  И тут началось что-то неправдоподобное. Стэлла кому-то сказала - "Проходите!"... И в комнату стала просачиваться - бесшумно, с улыбками до ушей, молодёжь...

  Они рассаживались, тесно прижимаясь друг к другу, чтобы всем хватило места - сначала по одну сторону стола, потом на диван, по другую сторону стола.

  Те ребята, кому не хватило места, уселись на спинку дивана, сзади ребят, сидевших за столом.

  Стэлла быстренько организовала им бокалы, тарелки и вилки. И нам оставалось только смотреть, как всё содержимое медленно, но уверенно исчезает с сервированного закусками стола.

  После первого насыщения, тишина нарушилась шепотком. Потом шепоток перешел в говорок. И, наконец, стеснение пропало, За столом стало шумно и весело. В ход пошли анекдоты. Неожиданно, появилась гитара (оказалось - кто-то с ней пришел), и нам исполнили серию песен - каких и о чём, я уже не помню.

  Как Вы уже догадались, Стэлла, зная, что готовится "большой" приём дома (большой - по количеству готовившихся блюд и закусок), привела после занятий к нам домой всю свою группу будущих медиков.

  Я и Ираида очень переживали - как отнесутся к этому Юра и Таня. Но, оказалось, они восприняли всю эту ситуацию нормально. Юра даже подпевал ребятам.

  ДОБАВЛЯЕТ ИРАИДА

  Был интересный момент. Мы с Виктором сидели, прижатые к краешку дивана. И, вдруг, я вижу, что Виктор как-то ёжится, шевеля ногами. Я заглянула под стол... И что же вижу? Одна девочка, сидевшая по другую сторону стола (обувь всю ребята сняли в коридоре), дотянувшись до ног Виктора Анатольевича, гладила их своими ножками. Я посмотрела на девочек, сидевших напротив, но у всех были невозмутимые лица...

  Позже Стэлла рассказывала, когда они ушли, эта девочка изображала всем, как менялось выражение лица Виктора, по мере того, как она "заигрывала" с ним таким образом...

  ПРОДОЛЖАЕТ ВИКТОР

  Кончился набег молодёжи так же неожиданно, как и начался. Это, как волна прилива - набежала на тихий берег, слизнула всё, что попало, и убежала назад, в море. Кто-то сказал - "Пора!". И все - сытые и счастливые, исчезли из нашего поля зрения. Наша дочка, естественно, растворилась вместе со всеми.
 
  Были и мы в гостях у Басниных несколько раз. Помню, как, после закусок и горячего, Ю. Ф. угощал нас коктейлями своего "производства". Все рецепты очень разнились друг от друга. Были молочные коктейли, и с сырыми яйцами, и с ягодами, и много разных других: и крепких и безалкогольных...

  Ираида загорелась желанием постигнуть это искусство. При случае даже купила книжку, в которой было огромное количество различных рецептов. Но в жизни это желание не воплотилось. И, хотя застолий у нас бывало много, дальше напитков в их натуральном виде - не заходило. Единственное, что иногда мы сооружали, это - "КРОВАВУЮ МЭРИ": чистый спирт, налитый в фужер, поверх томатного сока, присыпанного солью.

  Юрий Фёдорович, по состоянию здоровья, не водил машину, но, живя летом на даче, очень любил рыбалку. Часто приглашал меня. И, мы на моей машине ездили с ним на их дачу, а ночью - на рыбалку. Я был не заядлым рыбаком, а мой сынишка - Олежка, которому было уже 12, просто бредил рыбалкой. Поэтому мы всегда брали его с собой. Олежка с Ю. Ф. соревновались в ловле рыбы, и побеждали с переменным успехом. Юра говорил, что рыбная ловля - это вторично. Вода успокаивает, снимает напряжение, позволяет расслабляться и отдыхать. Оберегая Юрино здоровье, Танечка не очень приветствовала любые выпивки. Но, на рыбалку Юра потихоньку от Тани брал с собой небольшую фляжку с коньяком. И тогда, вероятно, отдых становился ещё приятнее...

  Особенно запомнилась мне одна рыбалка. Ездили мы несколько раз с Юрой и моим сыном - Олегом - на Клязьминское водохранилище. Въезд был в середине Ивантеевки, строго по пропускам, которые были у двух начальников Главков Госснаба СССР, как правило, частенько ездившими с нами. Мне кажется, что именно по их пропускам нас пускали в эту запретную и хорошо охраняемую зону.  По пути мы проезжали несколько шлагбаумов, милиционеры, у которых заранее открывали их, получая сообщение с начала въезда, отдавая честь сидевшим в машине людям. Проехав шлагбаум, мы двигались по дороге к плотине. С одной стороны дороги, по двум каналам, текла вода на Северную водозаборную станцию, которая находится где-то около Мытищ на Челюскинской (там стоят две башенки, которые видны из электрички). Т.е. - первичная обработка воды уже сделана. Вода в каналах охраняется особо тщательно. Останавливаться и подходить к воде строго воспрещается, хотя было видно, как в воде плещется крупная рыба.

  Мы подъезжали к плотине и машину оставляли "в отстойнике". Там стояли машины всех приезжающих рыбаков. На берегу водохранилища были устроены подмостки, на которых мы выбирали себе место. В основном, нам попадалась рыбка небольшого размера. Больше всех вылавливал Олежка. Оба начальника Главков любили на берегу на свежем воздухе опрокинуть одну - другую рюмочку привезённого с собой коньяка. Нам с Олегом, естественно не доставалось. Шучу, я же был за рулем.

  Мне особенно запомнился вид плотины, открывающийся нам, смотрящим со стороны. На саму платину пропуска выдавались по чину - не ниже министра. Видно было, как около этих высоких чиновников расставлялись раскладные столики, и сервировали их. Кроме всего, ловили они рыбку на удочки, которые забрасывали с другой стороны плотины, где был водосбор. Как говорится, там и дурак бы поймал рыбу. Видно было, как они часто вытаскивали рыбку, и не маленькую, как мы, а большую. Я помню, пошутил - "Может быть, им цепляют рыбу на крючки специальные водолазы?"... А Олег всегда порывался прорваться на плотину. Но нам всем было - не положено там быть...

  Дача у Юры и Тани была в Кратово - "казённая" - государственная, Госснабовская, а не собственная...

  Однажды мы с Ираидой были у них в гостях на даче. Стоят деревянные, старой постройки домики на две семьи, с отдельными входами. Для чиновников выше рангом выделялись и отдельные дома. Если кто-то увольнялся, то дачу обязан был освободить. В этом случае она предоставлялась кому-то другому в качестве улучшения, или очереднику. Основная меблировка на дачах была тоже казённая. Мне почему-то эти дачи больше напоминали какой-то пансионат, или старый санаторий. Заборов внутри территории не было. На участке было много старых деревьев. Грядки, если и были у каких-то домиков, и то - небольшие, не похожие на огороды. Чаще всего встречались клумбы с цветами.

  Была и другая Госснабовская дача, предназначенная для работников "высшей категории". Она располагалась в другом месте. Когда Ю. ф. занимал должность начальника отдела, дачу ему выделяли в Кратово. После того, как он стал начальником УПРАВЛЕНИЯ АСУ ГОССНАБА, его семья переехала на дачу, предназначенную для руководящего (элитного) состава... Рядом была дача зам. Председателя Госснаба СССР.

  Когда мы поздно вечером возвращались из Кратова в Москву на машине, произошел казус.

  На дороге перед машиной возникла женская фигура - босая, в мокром платье. Она махала руками, чтобы мы остановились. Мы и так не могли не остановиться, иначе задавили бы эту женщину. Она что- то бормотала, и просила её подвезти. Сердобольная наша Ираида попросила Юру подвинуться (он ехал на заднем сиденье) и посадила туда женщину. Проехав какое-то расстояние, она попросила остановить машину и вышла. Юра с укором попросил Ираиду больше не одаривать его таким соседством. Женщина оказалась просто пьяной...

  Я так подробно рассказываю о Ю. Ф., так как именно он предложил мне перейти на работу в Москву. И, когда я решился на этот шаг, Юрий Фёдорович рекомендовал меня на работу в ВПТО. Правда, сначала он меня рекомендовал заместителю Председателя Госснаба СССР Лагуткину Владимиру Мартыновичу, который уделил мне более получаса своего драгоценного времени (вместо отведённых 10 минут). Чиновником я не стал...

  (Реплика Ираиды  А зря. Стал бы разработчиком АСУ ГОССНАБА СССР. И не попал бы в это злополучное ВПТО…)

  Он и в дальнейшем, по возможности, опекал меня, одаривая нужными советами. Интересно, что он всегда был в курсе всего, что происходило у нас в ВПТО.

  В целом, Юрий Фёдорович был удивительный человек, честный, может быть, иногда излишне доверчивый, так как почему-то безоговорочно верил тому, что ему "доносили", или "наушничали" опекаемые им люди.

  Здесь нужно пояснить, что безотказно действовала "не телефонная связь". Естественно, он делал это через людей, которые были Ю.Ф. чем-то обязаны. Скорее - тем, что и их он устраивал туда на работу.
 
  Мне почему-то кажется, что именно Юрий Федорович рекомендовал в ВПТО Тригубенко В. В. на должность директора. Поскольку тот работал в институте повышения квалификации Госснаба СССР, вероятно, с Юрой они были хорошо знакомы. Возможно, именно это позволяло Баснину устраивать на работу в ВПТО своих протеже. Скорее всего, опять же Юра устроил перевод из Госснаба Бурцева Вадима на должность первого заместителя Тригубенко. А спустя год, он рекомендовал им и меня.

  Соответственно, у них же периодически Ю.Ф. спрашивал - как зарекомендовал себя Виктор Анатольевич Дудко, и справляется ли с работой. Получив необходимую информацию, он периодически давал Ираиде советы - на что нужно мне обратить внимание.


  В дневнике записано:
 
  31 мая 75 года

  Был у Иры. Она сообщила, что Ю.Ф. сообщают, что мне нужно за собой следить - гладить брюки, ходить в чёрном костюме с галстуком и быть стриженным (свои люди донесли - свинство?).
   
  РЕПЛИКА ИРАИДЫ

  (Насчёт внешнего вида, Ю. Ф.  конечно, был прав. В Дзержинке, хотя институт был огромным по численности, все привыкли, что это - большая семья, в которой можно выглядеть, ну, скажем так, не по-домашнему, но и не строго официально. Не обязательно в чёрном костюме и т. д. Да и стрелки на брюках отутюживались не каждый день. И, естественно, костюмы, покупаемые на каждый день, по цене отличались намного от тех, которые береглись для торжественных случаев.

  Мы ещё не осознали разницу между социальными уровнями. Поэтому нужно было срочно пересматривать привычки одеваться и следить за собой. Кроме костюмов, накладывались и особые обязательства на аксессуары: галстуки, портфели, носовые платки, носки, обувь и т.п.

  Но привычки брали верх. И, поэтому...)
 
   
  04. 06. 75 г.

  С утра хотел поехать на выставку, но???....

  Приехав на работу, позвонил Баснину. Он говорит, что нужно увидеться - "ты уже в кресле? Позвони, что же ты где-то пропал?"

   К вечеру, созвонившись с Юрием Федоровичем ещё раз, подъехал к нему, забрал, и мы поехали к нему домой. Договорились о рыбалке (в пятницу вечером к нему приеду, а в 1 час ночи поедем).

   Ю.Ф. сказал, что он отругал Бурцева и сказал ему, чтобы он поддерживал меня.
(Вот и раскрылся источник информации, рассказывающий обо мне Ю. Ф. – подробности о моих действиях на работе.

Ю. Ф. дал мне  кучу советов - одеваться, держаться, опираться. Расчищать. Убирать и т.д. - советы все правильные, но не всегда выполнимые.

  Дома у Юры должны были быть гости и меня задержали. Были старые приятели Ю.Ф. по Ангарску, где Ю.Ф. работал начальником лаборатории. Поздно приехал домой.
  Встреча была полезной!
   
  06 - 07. 06. 75 г.

  Приехал к Ю.Ф. ночевать. Поспал 2 часа и поехали на рыбную ловлю. Всю дорогу он меня наставлял по работе: нужно всё переложить на замов и требовать с них, нужно встречаться с людьми чаще, и запланировано, нужно иметь группу по подготовке планёрок и пусть кто-то другой докладывает, чтобы пинки шли на него (нужно взять молодого настырного инженера). Если зам не подготовил что-то, например, совещание, -- закрыть его и записать в протокол, нужно одеваться лучше и следить за собой, нужно привлекать всякие общественные организации (он сказал, моя ошибка - я мало уделяю этому внимания) и целый ряд правильных замечаний: нужно, нужно, нужно...

  Ю.Ф. сказал, что Бурцеву дал нагоняй, чтобы он поддерживал. - "И, если ты его не ругаешь, то, значит, он правильно воспринял критику...".

  Вообщем, он говори много, долго и правильно...
   
   
  08. 06. 75 г.

  Отвозил Ю.Ф. на дачу -- только туда (на госдачу, где сосед по домику -- зам. Председателя Госснаба СССР).
   
  13. 06. 75 г.
   
  Чернышев сказал, Таня Баснина искала. А в 5 назначено совещание по 3-ему этапу с Юрием Кормилициным, Булановым. Послал Чернышева и Бурцева, а сам отпросился у Буланова.
 
  Уехал в 14 00. Заехал за Ю.Ф.

  По дороге Ю.Ф. сказал, что спрашивал у Бурцева, ну, как новый?

  А он ответил - "С нами советуется, не зазнаётся, лучше пока не надо".

  Ю.Ф. сказал - "Это лучше, чем я ожидал. Костюм у тебя ничего, а вот галстук надо сменить".
   
   
  20. 06. 75 г.
   
  С утра приехал в Управление. Пришёл Моргунов. Зашёл к Анисимову (начальник Управления складского хозяйства РСХТ). Он мне говорит - "Я готовлю доклад для Липецка, а ты давай делай так - неделю готовь, размножай и за своей подписью отдай главкам. Пусть готовят замечания. А когда Поляков приедет через месяц, соберём Совет главных конструкторов и обсудим. Но никуда на сторону не давай - особенно в институты. С Булановым можешь обсудить".

  У меня возникли сомнения. Управления складского хозяйства только что разделилось на два. Анисимов возглавил прежнее Управление. А начальником нового Управления АСУ был назначен Буланов. Анисимов, соответственно, уже не являлся моим непосредственным начальником. И к тому же доклад для Липецка не касался непосредственно работы ВПТО. Почему я должен подготовить доклад, который Анисимов должен был написать сам?
   
  Поехал к Юрию Федоровичу посоветоваться. Он сказал мне - "По возможности, не соглашайся. Поручать может, например, - заместитель начальника Управления, у которого вы в подчинении, но никаких этих - двусмысленностей быть не должно - может, это подкоп?" - Я сказал - "Не знаю"...

  Раз уж коснулись в разговоре с Юрием Фёдоровичем вопроса организации нового Управления, я рассказал о разговоре с Бурцевым, о том, что он просит меня дать согласие на его переход в новое Управление АСУ.

  Они с Булановым - друзья,  и тот предложил ему вакантную должность начальника отдела.

  Юрий Фёдорович советовал не задерживать Бурцева, если будет уходить.

  Возможно, потом Баснин упомянет Бурцеву, что именно он посодействовал переходу Бурцева в Комитет.

  Переход Бурцева в Управление АСУ имел для меня -  двойной смысл.

  С одной стороны – он уходил из ВПТО и таким образом исчезала возможность ежечасно ожидать от него подставы и подлянок.
С другой стороны он считал переход в Управление АСУ – временным явлением и не расставался с надеждой – вернуться в ВПТО в качестве директора. А это означало, что теперь, объединившись с Булановым, ему легче будет возобновить свои действия, направленные на то, чтобы вынудить меня уволиться и освободить это место для него.

   
  Когда вернулся в ВПТО, Чернышев сказал, что меня искала Таня Баснина.

  Вскоре она позвонила ещё раз и напомнила (была еще раньше договорённость) в пятницу после 2-х отвезти её к маме и вместе с мамой и Мариной - на дачу. Придётся делать!
   
  Впоследствии, идя на поводу совета Баснина, я дал согласие на переход Бурцева В. В. в Управление АСУ.

  В тот момент я действительно подумал, что наконец-то избавлюсь от постоянного присутствия Бурцева и его каждодневных подстав. И только позже я понял, какую ошибку совершил. Бурцев, заняв место - начальника отдела Управления АСУ становился моим непосредственным "руководителем". А это позволяло пакостить мне с позиций силы в десять раз больше.
   
  После моего ухода из ВПТО - АСУ, как-то так получилось, что мы с Басниными перестали встречаться. Может быть, в глубине затаилось чувство, что не оправдал его доверия?

  Ираида ушла из Госснаба через три года, в 1980 году.

 Пока работала там, встречалась с Юрием Фёдоровичем регулярно. Иногда он спрашивал - "Как там дела у Виктора?". Ответ - "Нормально"...