О тех, кого помню

Зоя Агаева Десницкая
 
       " Есть воспоминания, которые хранит не память, а сердце. И их ничем не сотрешь" ( Из интернета)
   
      Февраль радует морозами, снегопадом  и, конечно,   гололедом. Наконец-то наступила  настоящая зима! А то все время по - осеннему: то теплый  дождь, то  солнце ,   недолгий снег и  бешеные скачки  атмосферного давления, которое так сильно отражается на  нашем здоровье  и настроении.
       В эти холодные дни никуда не спешу. Чаще нахожусь на кухне и  стряпаю. Нравится  мне что- то готовить для сына. Умиленно смотрю на него, когда он  садится за стол и медленно начинает  есть. Закрывает иногда глаза от удовольствия и говорит, что  как же я вкусно готовлю. И кто же меня этому научил?!
       Всегда, когда я что -то готовлю, обязательно вспоминаются  дорогие и близкие мне  люди, на кухне которых я испытывала тепло , спокойствие и желание немедленно попробовать то или иное блюдо, которое было приготовлено и специально для меня.
        Так, когда я  пеку, то всегда при этом вспоминаю свою маму, которая всегда баловала меня вкусными лепешками, лавашем и пирожками. Помню запах свежего теста, разогретого тандыра,  где пеклись лепешки  и  ее, мамочку,  розовощекую от горячего воздуха. О, кто  только не пробовал ее  пышные  вкусные  лепешки! Вот раскатываю  теперь себе тесто и понимаю, что не научилась я так вкусно, как она, их печь. Все время мама меня баловала, говорила, незачем мне этому учиться, ведь она всегда будет рядом со мной! Не   такой  воздушный  и тонкий у меня получается  лаваш и тесто  потому чаще получаю из автоматической    хлебопечки,   но,  спасибо маме,  за то, что навсегда привила мне любовь к  хлебу. Без него никакой стол - не стол. Кстати, и плов я  люблю готовить в казане,  как мама. Чтобы  рисинка  к рисинке  и, обязательно,  с айвой,  и из мяса говядины.
      Когда вожусь с мясом, всегда вспоминаю свою свекровь, Валерию Лукиничну.  Замечательные у нее были руки:  чтобы она ни делала-  все получалось безупречным.  Котлеты, жаркое, биточки, утка с яблоками или домашняя колбаса  получались у нее - ну просто пальчики оближешь! Умела она быстро,  легко и с настроением накрыть стол и порадовать вкусным  обедом или ужином.

       Мягкое, душистое, свежеприготовленное, аппетитно пахнущее мясо было коронным блюдом в доме моего мужа. А бульоны, борщи, рассольники  любили поедать не только все домашние, а  и  наши  друзья, благо,  еды в доме всегда было много.
   Если чищу картошку, то  опять вспоминаю руки своей свекрови,  пахнущие карамелью, припухшие от тяжелого труда на кондитерской фабрике, но так бережно и аккуратно обращающиеся с любыми продуктами. Как она долго и  тщательно  отмывала сырую картошку от песка, затем очень  аккуратно и тонко очищала от кожуры и бросала в кастрюлю с кипящей водой. Когда картошечка была готова, вода выливалась и несколько раз нужно была струсить кастрюлю для того, чтобы  клубни аппетитно разложились. Ох, ее картошка с котлетой и селедочка с зеленым луком ,ну и, конечно,  всякие разносолы из холодного погреба из банок и кадушек,  без которых просто  -никак! Спасибо моей замечательной маме, а она такой и была для меня,  за то, что до сих пор помню запах,  приготовленной ею пищи и стараюсь, стараюсь приблизиться к оригиналу, чтобы и мой сын запомнил,  как пахнет настоящая домашняя еда.  А вот жареную картошку никто не приготовит лучше моего свекра. Я так же,  как и он, аккуратно режу  картофель тонкими кружочками и бросаю в раскаленное масло на сковородку. Жду,  когда подрумянится   и только потом  переворачиваю на другую сторону. И лучка не забываю добавить,  и посолить в конце жарки , но она никогда не бывает такой вкусной и румяной, как у него.
    Когда квашу капусту, вспоминаю свою соседку и   подружку Надю Кочкину из Пянджа,  города моего детства и юности, с которой в детстве, после школы  в обед ,шли в дровяной сарай в конце двора , где в деревянной кадушке хранилась квашеная капуста. Подруга  без страха   входила в темный сарай, хлопала палкой по кадушке, на всякий случай,  отпугивая разгулявшихся крыс, открывала крышку и зачерпывала в миску капусту. Ох, и вкусная была у них капуста,золотистая от моркови , хрустящая и кисло-сладкая на вкус ! Это потом мы, сыто развалившись на диване, слушали  новые пени группы «Самоцветы и мечтали, где бы нам , у кого,  раздобыть почитать    тогда, так популярные,  сочинения Артура  Конан  Дойля,  Цвейга, Теодора Драйзера… Городскую библиотеку мы уже всю перечитали.  Вот так и вспоминается мне Надя, капуста , музыка и книги, которые мы просили у друзей и знакомых.
    А вот любит у меня сын пекинскую  капусту. Острую, приготовленную по- корейски. Ее  квасить научила  меня подруга моя покойная, светлая ей память, Галя Щербакова. В ее уютной квартире, на просторной кухне,  ели   мы  эту капусту всю зиму. Ждали мужей с моря, о чем-то мечтали , перекусывая этой вот жгучей острой  капустой  с какими- то  бутербродами , а  в перерывах -  пили  бергамотовый чай с пресным печеньем. Галя очень любила его.  И меня приучила к нему , и я  теперь внимательно принюхиваюсь в магазине к пачкам чая, выбираю знакомый аромат. 
    Другая моя подруга, Люда Громова,  всегда угощала меня  папоротником, приготовленным по- корейски , а также - морской капустой с острой  редькой. Умела она правильно подобрать  ингридиенты,   потому было очень вкусно и можно было есть  эти блюда   сколько хочешь, несмотря на присутствие  в них жгучего  красного перца и чеснока.   Так было здорово сидеть у окна в ее кухне,   слушать гул разбушевавшихся волн на море и говорить о  наших любимых, которые  где- то,   наверное,  прячутся от шторма. Горячие пышные оладьи со сковородки, острый папоротник  по –корейски  - это от подруги моей,  Люды. Готовлю и помню,  с признательностью и грустью. Нет ее теперь, но вот память не хочет мириться с этой потерей и очень часто напоминает о ней.
    А вот котлеты с зеленью, маленькие, круглые и плоские люблю готовить,   когда попадается хорошее мясо. Сын их  обожает. Делает из них бургеры   и носит в школу, чтобы и друзей угостить. Раз в неделю,  балую сына такими котлетами по его заказу  и вспоминаю при готовке свою одноклассницу и подругу - Таню  Крутову.  Подружка   моя милая, сколько же мы с тобой не виделись! В ее доме такие котлеты были всегда.   До чего был дразнящим аромат этих котлет! А когда мы с Таней выросли,  и у нас уже были свои семьи, котлеты готовить,  как мама, она не разучилась!  Баловала меня ими в далеком городе  Яване, когда я прилетала в отпуск домой и заезжала к ним  на денек.  Эти котлетки  обожал и  маленький  их сын,  Егорка. А теперь  любит и мой Игорек.
    Можно еще многих,  дорогих моему сердцу  людей   вспомнить ,  кто делился со мной своим теплом, кровом, кто радовал гостеприимством и  всем,  что  у них было. Ничего  не забылось.  Каждый раз, стоя  на кухне, я вспоминаю каждого поименно. Снова и снова. Собрать бы всех за один стол. Познакомить друг с другом. Угостить  их своими коронными блюдами национальной украинской кухни. Напоить вкуснейшим чаем с шоколадно-кремовым тортом , который у нас с сыном очень вкусно получается приготовить.
 Пусть бы им было так сладко, сытно и хорошо, как когда- то было мне  -  у них. Понимаю, что невозможно это:  многих уже нет в этой жизни, другие - далеко, а третьи не могут приехать из-за своей вечной  занятости. Но в сердце  моем  они всегда.  А  это - самое главное!