Имена. О. Берггольц

Виктор Каблов 3
20.11.87.

 Такая же волна мороза пробегает по мне, когда я вижу фото М. Цветаевой или О. Берггольц. (см. «Лариса Шепитько и Черный квадрат Малевича». http://www.proza.ru/2017/02/07/1949).   Нечто сверхъестественное чувствуется даже в фотографиях этих женщин - это мистическое воздействие их портретов осуществляется творчеством и биографией их, трагедийным бытием, высоким духом и одаренностью, величием человеческим. Мы знаем это, и над портретом, как над голографией, встает незримое, но воздействующее на нас поле.

От сердца к сердцу.

Только этот путь
Я выбрала себе, он прям и страшен,
Стремителен. С него не повернуть.
Он виден всем и славой не украшен.
("Пять обращений к трагедии" авг. 1946)
 
Я встану над жизнью бездонной своею,
над страхом ее, над железной тоскою.
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего- нибудь страшного стою.
("Обещание", 1952г)

Все роздано: влачащимся - полет,
трусливым и безгласным — дерзновение,
тем, кто всех глумливой осмеет,
глубинный жемчуг сердца — умиленье.
Нищенка, перед столом стою.
Как мать, дитя родившая до срока.
А завтра вновь иду и отдаю
все, что осталось, не приняв урока.
А может быть - мечты заветной нет,
вдруг чье-то сердце просто и открыто
такую искру высечет в ответ,
что будут все утраты позабыть?
("Сегодня вновь растрачено души"..1949)


Мы много и справедливо воздали Ахматовой (хотя может и недостаточно). Но она все-таки избегала политики, общественной деятельности, работы на "неблагодарных участках". А О. Берггольц - коммунист, политорганизатор, деятель. Одна только ее деятельность во время ленинградской блокады обессмертила бы ее. Блокада, Берггольц - легко ассоциируемые слова. Но мы мало знаем другие периоды ее жизни.
Трагедия всех трагедий - душа моего поколения...

А. Яшин писал, что железному, предельно четкому и афористичному стиху Берггольц нельзя не верить. Этой железной афористичностью, эгоистичностью суровостью, ее стихи близки к стихам Лермонтова, но по сердечному отношению к людям, по желанию добра и счастья каждому - неожиданная близость к Достоевскому. Впрочем, общего с Достоевским просто не может не быть после таких испытаний.

Я так хочу, чтоб кто-то был счастливым
Там, где безмерно бедствовала я.

И много общего  по духу с М. Цветаевой. Иногда даже кажется, что это цветаевские  строчки.  Впрочем, поэта не нужно хвалить  тем, что у него есть что-то общее с другим поэтом.

С какой любовью написаны воспоминания Н. Штемпеля о Мандельштаме,  и какой равнодушной рукой написана книга Д. Хренковым  об О. Берггольц  «От сердца к сердцу» (Сов. Писатель, Л., 1982).

О труднейших годах Берггольц он пишет глухо и  предоставляет самой Берггольц рассказать об этом, приведя один образ из её «Попытки автобиографии»: «В 1937 году меня исключили из партии, через несколько месяцев арестовали. В 1939-м я была освобождена, полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе доченьки мои умерли еще до этой катастрофы.) Душевная рана наша, моя и Николая, зияла и болела нестерпимо». А было вот что:

С худобой табачной сивилл
Мне Берггольц рассказывала быль,
как ее до выкидыша бил
следователь, выбросив в пролет

Это yжe из стихотворения А.Вознесенского "Богоматерь — 37"

(см.,  например, https://www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/2667136)

В стихах самой Берггольц об этих годах, как и о послевоенных, говорится трагедийно. Не случайно название одного из самых важнейших циклов -  "Пять обращений к трагедии. Поэзия Берггольц – это, прежде всего, обращение к трагедии. А что было с ней на Волго-Донском канале? Судя по стихам, здесь было какое-то неожиданное прозрение.

Прошедшая эпоха дала нам трех великих женщин поэтов — Ахматову, Цветаеву, Берггольц. Но если Ахматова и Цветаева и без тяжелых испытаний - были бы большими поэтами, то Берггольц сделал поэтом сам дьявол, рок и судьба ее. В "Дневных звездах" она описывает свою судьбу в виде слона, точнее слонихи из зоопарка:
"Бетти стояла огромная, равнодушная, почти безглазая. Только потрескавшийся хобот двигался из стороны в сторону, да иногда переступали столпообразные, тяжелые даже на взгляд ноги. "Если есть судьба, то она похожа на Бетти",- подумала я."
Вот такая судьба и навалилась на хрупкую и маленькую Ольгу и из веселой комсомольской заурядной поэтессы сделала Поэта, высвеченного мудростью и добротой. Особенно это чувствуется в "Дневных звездах". На первый взгляд странно, что Берггольц высоко ценила и Ахматову, и Цветаеву, поэтов далеких от политики, живших только в поэзии. Но именно в этом, мне кажется, видно, как Берггольц чувствовала хорошую поэзию, даже далекую от ее воззрений бывшей рапповки.
После войны у Берггольц появились совершенно неожиданные для нее, политорганизатора и яростной, полемистки, мысли: «И вдруг меня озарило до степени глубокого убеждения, что человек должен заниматься земледелием и ни на кого не сердиться, и тогда будет счастлив абсолютно" (из письма Ахматовой 1.08.45)
Судьба Пушкина, как поэта, счастлива потому, что он сразу выбрал свой путь и реализовывал только свой дар, а не сиюминутные концепции других людей даже общественную мысль преломлял так, что она становилась пушкинской мыслью. Таков же путь Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, но не Берггольц.

27. 12. 87.
Есть имена и есть такие даты,—
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,
Не замолчать по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их в памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Твардовский "Стихи из записных книжек".

Из «Записей текущего», часть 1.3. Имена
http://www.proza.ru/2017/01/30/1976