баба Катя

Анатолий Марасов
В самом начале 80-х годов, когда еще в овраге перед домом стояли бани, а в самом овраге даже играли в футбол, в сумерках, когда серая и теплая темнота переполняла воздух, баба Катя сидела на каменном фундаменте дома и ждала наших детей… Уже было поздно, часов десять вечера, и темно, а баба Катя все сидела и ждала: а ведь только по голосам можно было различить, где дети в … этом огромном и звонком пространстве оврага…
О чем она думала? какое беспокойство ее было целительным - для нее же самой ?
*
Екатерина Семёновна Марасова, в девичестве Никитина (баба Катя) родилась 4 ноября 1923 г (но в свидетельстве о рождении указана дата другая -3 ноября) в каменном доме своего деда - Скучилина Петра Андриановича, который выстроил его сам в 1891 г, привозя кирпичи из Комаровки.
Деда раскулачили в 20-х годах (или раньше ?), после его смерти, уже в 1932 г, почти вся улица Старостина, вместе с надворными постройками, сгорела; дом же разобрала на кирпичи крестная, сестра бабы Кати, продавая их соседям на печи. Отец, Никитин Семен Филиппович, как и другие погорельцы, получил право ловить бесплатно лес на Волге для дома.
Когда новый (деревянный) дом был выстроен, работа для деда Семена, однако, нашлась далеко, почти в 100 км - в Крестовых Городищах, где и жила вся семья до 1936 г. Имеется свидетельство об окончании бабой Катей неполной средней школы с. Ундор, выданное в 1938 г: из 12 предметов оценка «хорошо» по алгебре, естествознаниию, химии и черчению. Остальные - отлично (русский, литература, геометрия, история, география, физика, конституция, физ-ра). Это - документ об окончании 7 класса, а за 6-ой (также в Ундорах), из 14 предметов лишь один был на «хорошо» - русский письменно, остальные - «отлично», в том числе и немецкий.
Затем баба Катя уезжает в город - к сестре Дусе, которая уже училась в педучилище (и затем всю жизнь работала в начальных классах Ундоровской школы), и баба Катя уже учится в городе в сельхозтехникуме, но начинается война и баба Катя сбегает домой. В войну работает в МТС, с 1942 г в заготзерно, где с 1936 г, вернувшись из Крестовых городищ, работал дед Семен. Но баба Катя говорила, что работала в заготзерно и в Усолье (за Куйбышевым). В 1945 г она заканчивает 3-х месячные курсы для продолжения работы в заготзерно…
Обстоятельства знакомства с моим отцом и их недолгая совместная жизнь мне неизвестны. В свидетельстве о браке написана дата регистрации их брака: 23.04.46 г. Известно, что баба Катя ушла из дома на Волжской с двумя детьми, видимо, в 1951 г, и никогда не возвращалась к отцу, а формальный развод решением Ульяновского суда датирован 3.01.66 г. Впрочем, за свидетельством об этом мои родители не обращались, пока я 13.08.2004 г, переоформляя дом в Ундорах на себя, не взял соответствующую бумагу для нотариуса. У бабы Кати сохранилась кипа квитанций и писем (в суды, отцу), - но многочисленные обращения  по поводу алиментов, видимо, были мало эффективны.
В 1951 г восстанавливается в Ульяновском сельхозтехникуме - на третий курс, оканчивает его в 1953 г, а далее - Нагаткинская МТС, с этого же года - к-з «Красный волгарь», с 1955 г - к-з имени Ворошилова, с 1956 г - имени Крупской (так по разному назывался колхоз в Ундорах) - до выхода на пенсию в 1978 г.
Работала баба Катя агрономом в соседних с Ундорами селах - Васильевке, Комаровке, Алейкине, наконец, последние годы - в самих Ундорах. Поля занимали огромную местность на возвышенности между Волгой и Свиягой (с понижением - гатью и лесами в середине), площадью в несколько десятков квадратных километров, поэтому баба Катя имела для разъездов лошадь, запрягаемую в двуколку - коляску с рессорами на двух тележных колесах
На этой огромной площади было множество оврагов, поля были ограничены лесополосами…Я помню множество случаев, как где-нибудь в середине лета баба Катя на двуколке к вечеру или даже к ночи приезжала в Ундоры со свежей травой и полным ведром ароматной степной клубники…
Я не знал тогда, что паспорта у бабы Кати не было, т.к. «местность Ундоровского с/совета не паспортизирована»; выдавали ей удостоверение личности (я лично видел эти удостоверения в каких то бумагах; удостоверения ей выдавали дважды вместе с путевками в санаторий).
В мае 1957 г баба Катя покупает за 9,5 тысяч дом у пожилой соседки по улице Черкасовой П. А. с сенями и огородом. В этом же году (или следующем) высаживает на этот огород примерно 50 (!) яблонь - летние, осенние, зимние сорта, и я помню, как мы поливали летом саженцы, нося воду на коромыслах издалека - из пруда. Высадили также вишню, малину смородину. Лет 10 (с конца 60-х годов) снимали очень богатый урожай яблок, но их буквально некуда было девать, продавали на рынке только грушу из баушкиного сада, яблоки же шли за бесценок…
*            *           *
                А. Вивальди. 1725 г. Четыре
                времени года. Концерт № 4.
                Allegro               
для нас времена были и места есть на земле, где свет и небо открывали внутренний мир твой, вели  твою волю, и вдох твой, взгляд твой наполнялись чем-то возвышенным и легким - чем?
есть времена и пространства земные, где возможности человека «перехватывали» осознание, и дух захлебывался от благодарности за собственную жизнь
сопровождает всю жизнь нашу невидимое и неслышимое…сопровождает: определяет? но это неведомое…не выдает себя ничем, лишь тревога проявляется невпопад: потому что когда-то момент осознания вдруг «выказал» всю огромность расстояний в привычной тесноте, парадоксальность расстояний, вдруг раздвинул времена…
ибо рождение твое - не мгновение, не бесконечно малая точка, устанавливающая собственный детерминизм, но следствие всеобщего и непонятного дыхания. Ибо сознание, весь мир внутренний - плоть от плоти мира внешнего
но начала всегда тревожны - там… рождается различие: в каких орбитах будет вращаться твое «Я», твой дух? Начала независимы и непонятны,…в них одна упорядоченность теснит другую
*    *    *
 и вот - сад. Прежде всего, - это символ земли преображенной, в котором имеем мы плоды собственного труда, где имеем результаты собственных эстетических представлений и независимых ни от чего проявлений непонятной  и вечной красоты
Но главное в саду - небо, одно на всю землю, но именно в саду, именно «из своего сада» видится оно иначе…
*     *      *
 Осенью 2002 крестне шел 88-ой год, и она уже несколько лет почти не выходила из ундоровского дома, она с горечью говорила: «хоть бы кто-нибудь в этом году вывел меня в сад ! так и не увидела я, как цвели в этом году вишни и яблони…».
Я помню много лет назад, когда кто бы ни приходил к нам в гости, крестна вела гостя в сад…
*     *       *
В декабре-январе 1979/80 г морозы за 40 градусов погубили сады, едва выжили лишь три московских грушевки…
Вот именно лютый мороз заморозил тогда и все отопление в Засвияжье ( из-за аварии на ТЭЦ), и баба Катя в сорокоградусный мороз из Ундор привезла нам с десяток дефицитных водопроводных труб и несколько таких же дефицитных батарей - на колхозной бортовой машине…На улице тогда было трудно дышать, не то, чтобы пройти, а взад-вперед по 40 верст…Сколько времени уж прошло с тех пор, но я все более поражаюсь этой самоотверженности
В апреле 1973 г я купил на деньги бабы Кати 3-х комнатную квартиру площадью 34 кв. м. на Даманском -  за 5711 р.
 В декабре 1980 г в Белоруссии трагично погибает сестра Лиды - Галя, баба Ира остается одна, болеет и физически и духовно: одним словом, горе подталкивает нас к объединению с тещей: свою квартиру и тещину, двухкомнатную, мы обмениваем на 4-х комнатную у Старого вокзала (плюс доплатой в 2 тысячи)…
В 1982 г баба Катя дает мне около 9000 рублей на покупку машины - ВАЗ 2106, на которой ездил я 10 лет, пока в полуразрушенном состоянии она не перешла в семью моей старшей дочери.
Баба Катя многого добилась в своей жизни: в советское время, работая в колхозе, одна, без мужа, дала детям образование, купила дом, перестроила его, вырастила сад, купила кооперативную квартиру в городе, купила машину,…была награждена медалью «50 лет Победы в В.О.В. 1941-45 гг», знаком Почета СССР (№ 57541); предприимчивость ее была постоянной: примерно в 1975 г проводит водопровод в свой дом в Ундорах, в котором она и не жила ни одного дня!, распахивает (трактором!) склон оврага перед домом и засевает картошкой (примерно 5 соток)…Ну, конечно, не лично все сама - в основном с помощью крестны, дяди Вани, меня…
И в то же время она не умела варить даже для себя еду: сваренное было предельно безвкусным, имела слабое здоровье: десятилетиями у нее болел живот, худая, все более и более нервная, с исключительной недоверчивостью к другим (чужим) людям, может быть даже к своим…И сколько же я не знаю из ее взаимоотношения с  крестной!
Баба Катя на протяжении всей жизни была  волевым человеком, но ее воля была обращена не к собственной персоне -другим, конечно, к благополучию детей, и она истязала себя своим же отношением. В последнее десятилетие, может быть, с 2000 г, баба Катя стала видеть все хуже и хуже: все мои приезды в Ундоры, уже на автобусе, несмотря на то, что я не велел ей меня провожать, все же приходила на остановку, полуслепая, махала рукой…смотря мимо меня, только тогда, когда я заговаривал, она по голосу «смотрела» туда, где я…
И, в общей сложности лет 15,  ухаживала за своей сестрой - моей крестной, и в Ундорах, и у Соколовых, потому что крестна не могла ходить: когда-то крестна ухаживала за детьми бабы Кати, а теперь баба Катя -уже за нею
Шесть последних лет баба Катя с крестной жили у сестры, на лето возвращаясь в Ундоры. В середине июля 2009 бабу Катю в Ундоры привезли уже одну…И в жару 19 числа баба Катя умерла от инфаркта, всем своим худеньким телом сопротивляясь внутренней боли, сжимая худенькие кулачки, и в застывшем немигающем взгляде пряча навсегда свои материнские проблемы…
Есть ли цена отношениям среди людей?
Но именно я и замкнул какой-то трагичный ряд
потому что «выпадал» из нормального взаимоотношения родителей и детей
*       *      *
Охватываю взором я три поколения (на поколение детей уже не хватает сил: это поколение «уходит» в будущее) -баушки Федосьи, бабы Кати и свое, это свое настоящее перевернулось перед глазами несколько раз, полностью видоизменяясь: патриархальный уклад был взорван революционной нищетой, колхозами, войной, перестройками - всему неестественному, чуждому самой природе человеческих отношений, а близкие мне люди сопротивлялись насильственным веяниям, оставаясь самими собой…В чем они провинились?
Но я знаю только свою вину, знаю то, что поиск своих истин всегда ставил выше самой жизни, выше жизни собственной, потому и результаты жизни оказались слишком дорого оплаченными
*    *    *
Зима в саду наступала сама по себе - вне прямой связи с белым снегом на улице и морозным ветром…
Заканчивались работы в саду или заботы иные тебя не приводили в сад, и незаметно наступало время, когда в саду уже никого не было
оставался сад один на один…с чем? с игрой света единственной для всех нас природы. Великая неизвестная но понятная игра обнажала бесконечные варианты состояний света, в которых отсутствовал наблюдатель
Никого не было в саду!
никого, лишь птицы да собаки с кошками, а когда-то и зайцы прочерчивали на поверхности противостояния сада с небом свои, понятные только самим себе знаки жизни, лишь звуки да следы на снегу становились случайными свидетелями холодного объятия этой чистой снежной поверхности огромным небом.
Да, небо было главным не только в саду
Бесконечными ночами небо шептало неразборчивые холодные слова о взрезанных звездах на своем своде, о таинственной и печальной луне - называлась луна зимой месяцем, и месяц в морозные ночи освещал и сад с деревьями и ажурными тенями от деревьев, и само небо, пустое до далеких белесых туч, там, за месяцем, перед звездами, наконец что-то внушало о свободе, которая оказывалась безразличной ко всему, и к людям в том числе…
опрокинутое на землю небо шептало
шептало, что люди в лучшем случае могли что-то понять, осознать, а главное вокруг - было не в нас



                2000-июль2009