Воспитание детей - отрывок из романа Игра

Сестры Ивенс
- Вы почему одна на пляже, не с подругой? – обратилась к Люде Ольга.
- А я живу в одноместном номере, подругой не обзавелась.
- Любите одиночество?
Люда опять с интересом осмотрела Ольгу: видимо, была удивлена ходом ее рассуждений.
- Нет. Но сюда приехала именно за одиночеством.
- Как так?
- Элементарно хочу выспаться. У меня сейчас период в жизни такой – очень устала.

Ольге хотелось спросить, от чего же усталость, но из вежливости она не спросила. Люда, словно почувствовав это, сама объяснила.
- У меня трое маленьких детей. И я уже долгое время нахожусь с ними дома. А это, знаете, постоянное напряжение.
- А муж? Помогает?
- Ну как помогает…. Он много работает, чтоб семью содержать, и ночью должен спать.
- А родители?
- У нас своя квартира. Моя мама иногда помогает. Она живет одна и часто болеет. Его родители иногда забирают часть детей к себе на выходные, но они оба еще работают.
- Представляю, - сочувственно сказала Ольга. – Хотя и не в полной мере. Я вырастила только одного ребенка и, правда эпизодично, только одного внука. И то мне было нелегко, а как уж вам…. Извините за вопрос, а почему трое? Вы так любите детей?

- Скорее, обстоятельства так сложились. – Люда явно испытывала к Ольге доверие. – Сначала у нас долго не было детей. Мы даже лечились. Потом я забеременела, и беременность проходила тяжело. Оказалось, что у меня есть врожденная сердечная патология -  проблема с клапанами сердца.
 
Слава богу, родился мальчик, а через полгода оказалось, что я снова беременна. Ой, как врачи были против! Запрещали мне рожать, я даже подписку вынуждена была дать, что всю ответственность беру на себя. Ходила я неплохо, сделали кесарево, девочку родила. А почти сразу после родов пришлось сделать операцию на сердце. Тяжело было…. А тут – третья беременность!
- Как же вы так! – сокрушенно воскликнула растроганная Ольга.
- Случайно получилось. А что, убить надо было? – зло спросила Люда.

«Нет. Это судьба…, - подумала Ольга. – От судьбы не уйдешь».
Тут ей представился образ Нефертити. «Бедная красавица! Она родила фараону шестерых дочерей и умерла в возрасте, предположительно, 29-30 лет. Но, похоже, не винила судьбу, а умела радоваться жизни. Как и Люда. Есть, есть в этих женщинах что-то общее!»

- Я смотрю, вы книгу читаете. Интересное что-то? – сменила тему разговора Ольга.
- Да, хорошая книга, полезная.
- Роман?
- Пособие по воспитанию детей.
- Вот как! – удивилась Ольга. – Имея троих детей, сами вы не знаете, как их воспитывать?
- А вы знали? – перекрыла фонтан Ольгиных эмоций Люда.
- Затрудняюсь ответить…. Можно я вам историю расскажу?

… Когда я родила, мы с мужем жили в молодом, строящемся городе на БАМе. Знаете, что такое БАМ? – Байкало-Амурская магистраль. И жители в городе в основном все молодые были, такие же комсомольцы, как мы. И вот моей малютке  плохо: кричит, корчится, горит, как в огне. Муж на работе. Я одна и совершенно не знаю, что делать.
 
Вызвала участкового педиатра. Пришла молодая девушка, ровесница мне, с мотоциклетным шлемом в руках. Я спрашиваю, что с ребенком? Она смотрела, смотрела, потом говорит, а вы сами не знаете? Я говорю, откуда? А она отвечает, а мне откуда знать? Вы – мать. Вы должны чувствовать, что с вашим ребенком. А я могу только подтвердить. Короче, ничего не определила, сказала, будет хуже – вызывайте «скорую». Села на мотоцикл и уехала.
 
С тех пор я старалась развить в себе способность чувствовать боль своей малышки. Чувствовать ее состояние, ее потребности…. Так и воспитывала. Без книг, видимо, на основе собственных ощущений.

Олин рассказ не произвел на Люду никакого впечатления.

- Да причем здесь ваши ощущения? Когда надо действовать, нужны знания. Если ваш ребенок потерял сознание, к чему ему ваши чувства? Вы должны оказать ему помощь, чтоб спасти его. Про то, какие действия произвести и какие приемы неотложной помощи существуют как раз и пишут в книгах, - убежденно сказала Люда.
- Ах, в это смысле! Да, конечно, насчет приемов вы несомненно, правы. Но вы говорите о технике оказания первой помощи. Причем же здесь воспитание?

- А вы наказывали своего ребенка? – резко спросила Люда. – В смысле, били его?
- Ну-у … бывало …
- А вы знаете, что бить ребенка категорически запрещается? Это ломает его психику.
- Значит, не до такой степени бить, чтоб повредить психику. Тут меру чувствовать нужно. Но наказание, как и поощрение, в воспитании должны присутствовать, а иначе что же – вседозволенность? Отсутствие ответственности за свои поступки? Безнаказанность, получается, тоже ломает психику, - ответила Ольга.

В состоянии активного несогласия друг с другом женщины умолкли.

«Да, несомненно, Люда устала. И нервы у нее расшатаны. Хорошо воспитывать детей, когда у тебя здоровая психика. А если сам болен и живешь на грани своих сил … или за их гранью? У Люды, конечно, тяжелый случай. Как ей помочь? … Сейчас время такое. Все живут в стрессе. Я живу без забот, обложена от жизни, как говорят немцы, со всех сторон ватой, а здоровая ли у меня психика? Нет, конечно.  Так о чем я здесь рассуждаю? Разве я уверена, что воспитывала дочь правильно? Так «правильно», что сформировала в ней психологические комплексы личности, а счастья не дала….  Да и сама вся в комплексах…,  лечусь вот …"

- А вы психологические тренинги в санатории посещаете? – спросила Ольга.
- Нет. Мне не нравится врачиха, - ответила Люда.
- А чем?
- Алчная она какая-то, неискренняя. Я записалась к ней на прием, хотела, чтобы она мне комплекс лечения нервной системы провела. А она на приеме сидит пьет чай и, помешивая в стакане ложечкой, безразлично говорит, что лечение платное. Лечение  сначала оплатить надо. Это врачебная помощь?
- Но тренинги она бесплатно проводит, пожалуйста.
- А чему она может научить меня там? Нет у меня к ней доверия. Если не доверяешь врачу, лечение бесполезно.
- А мне, думаю, тренинги помогают.

«Хотя определенное недоверие к врачихе у меня тоже есть, - подумала Ольга. – Но связываю я его, скорее, ... с личной неприязнью ко мне. Она ко мне относится, … как будто я у нее мужа отбиваю!»