Восточная хитрость

Римский
Зинаида Ивановна – миниатюрная, складная  женщина, лет 45-ти, со смуглым лицом и хитрыми живыми глазами, взяла меня бережно под руку и нежным таким голосом, вкрадчиво говорит:
- Ты, чемпион, вечером приезжай, часиков после семи вечера. Я буду тут. А заявку сейчас сделай. Девочки тебе скажут, что нужно.
Мне было неудобно конечно, но просит женщина, да еще старше меня. И заявка лишней не будет: полка почти пустая.
- Ну что же, значит после девятнадцати,  соглашаюсь я, еще не подозревая чем все это закончится. Магазин все равно по пути из офиса домой , от чего и не заехать?
Заявку сделал, получилась неплохая. Настроение отличное,  покатил дальше по району.

Вечером, как обычно, офис, вечерняя планерка. Суета. Раскладывание по папкам бумаг.
В то время, у каждого торгового, было пять папок.  Почему именно пять? Потому, что пять рабочих дней. И на каждый день по папке. В папке лежали «документы», как вы помните. Так вот, часть документов кочевала из одной папки в другую: прайсы, договоры, (хотя мы говорили договорА) и доверенности. Неизменным в папках оставались карты клиентов, такие листы, все в клетку, с наименованием продукции. Вверху листа – данные контрагента, день посещения, как называется торговая точка, как работает (отсрочка, факт) и пр. Приезжая в магазин, торговый представитель должен был проставить остатки своей продукции и, высчитав по определённой формуле продажи, сформировать заявку. На каждый день – свой маршрут - определенные торговые точки, а значит и карты клиента. Пять папок, словом. Вечером, все торговые представители писали планы на следующий день, раскладывали все по папкам и папки оставляли в офисе. Каждый на своей полке.
Планерка закончена, кофе выпит, бумаги на своих местах – можно ехать. И я поехал. К Зинаиде Ивановне.

Приезжаю, счастливый, на улицу 40-лет ВЛКСМ, захожу в магазин.
Зинаида Ивановна тут как тут. Бойко дает распоряжения продавцам (в магазине было три отдела в двух торговых залах). Увидела меня, идет навстречу, улыбается.
- Так чемпион (я уж не знаю почему, но меня непременно все желали именно так и называть – чемпион), сколько там у тебя денег?
Я говорю: - А разве вы, Зинаида Ивановна не знаете, сколько должны?
Она мне, округляя свои раскосые глаза:
- Нет! Ты посмотри там у себя в бумагах.
Блин блинский! Я бы конечно посмотрел, да только бумаги то в папке, папка на полке, полка в офисе, офис на замке. Этого я, конечно, ей не говорю, а про себя думаю.
- Зинаида Ивановна, вы же по своим можете бумагам посмотреть, фактуры то наверняка у вас есть, не сдаюсь я.
- Ну, нет, я так не могу. Вдруг чего-то тебе передам или еще хуже, недодам. Ты вот что, если нет у тебя с собой накладных, или дебиторки вашей, ты приезжай тогда в следующий раз.
Так нежно мне все это говорит, бережно взяв под руку и ведя к выходу из магазина.
Н-да… Ну что сказать, откуда я мог знать эти премудрости, проработав всего несколько недель?! И поехал я домой от Зинаиды Ивановны, без денег за предыдущую отгрузку.
 
Вечер следующего дня не был, каким либо особенным. Конечно, я позаботился, и попросил Сашу (офис-менеджера), распечатать мне дебиторскую задолженность. Это такой список контрагентов, которые должны деньги. Указаны в нем и даты отгрузок и номера накладных (фактур) и суммы.
Захожу, счастливый, к Зинаиде Ивановне в магазин. Она - навстречу.
- Здравствуй чемпион! Ну, сколько там набежало.
Листаю дебиторку, внимательно вглядываясь в страницы.
- 950 рублей, Зинаида Ивановна.
- Так, 950 рублей. Заведующая исчезает в подсобном помещении.
Возвращается через пару минут с тетрадкой (да, вот так приходовали товар в те времена!) и очками на цепочке. Кладет тетрадь свою на прилавок, деньги разными купюрами рядышком, ведет ручкой по строкам, находит нужную:
- Угу, чемпион, 950, точно. Давай доверенность свою.
Немая сцена конечно. Доверенность в папке, пака на полке, полка в офисе, а тот – далеко! Этого я не говорю, это вихрем проносится у меня в голове. И хотя, доверенность на целый месяц, многоразовая, и никто ее у меня пока ни разу не спрашивал, формально, Зинаида Ивановна права.
- Нет у меня с собой доверенности, Зинаида Ивановна.
- Раз нет доверенности, ласково говорит Зинаида Ивановна, кладя деньги в тетрадку и снимая очки то вот что: ты приезжай в следующий раз. Берет меня по локоток, и ласково глядя на меня, ведет к выходу из магазина.

На следующий день, вооружившись дебиторкой и копией доверенности, появляюсь в магазине, как и договаривались, после 19-00. Зинаида Ивановна тут как тут, отдает какие то распоряжения, как всегда уверенна в себе и энергична.
- А, здравствуй чемпион! Принес доверенность?
- Конечно, принес, говорю я, улыбаясь. Вот денег вы должны 950 рублей за такую-то фактуру от такого-то числа. Вот моя доверенность на получение денег. Деньги на бочку!
Зинаида Ивановна невозмутимо исчезает за прилавком в подсобке. Продавщицы как то странно начинают улыбаться.
Две минуты, и, Зинаида Ивановна с тетрадкой, очками, деньгами и моей доверенностью раскладывает это все на прилавке. Кроме очков конечно, очки она надела.  И вот берет мою доверенность в руки и начинает вслух читать: Доверенность. Дана …..для получения…действительна….подтверждаю…словом от начала и до самого последнего слова. Вскидывает на меня голову:
- Давай паспорт, чемпион.
Ёхан Грег!
Ну, кто из торговых, в трезвом уме и здравом рассудке возит с собой паспорт?! Конечно, его у меня нет с собой. Он в…словом и так понятно, что он недосягаем сейчас. Чуть начиная закипать, поворачиваюсь так, картинно в три четверти к Зинаиде Ивановне.
- Зинаида Ивановна, нет у меня с собой паспорта. Он вам вот зачем, скажите?
- Как зачем, искренне удивляется она. Что бы понять, что ты это действительно Семен. И так строго на меня смотрит. Совсем без улыбки. Чего нельзя сказать о продавщицах, которые уже не могут сдержать смех, согнувшись за прилавками.
- Неужто вы меня не признали, Зинаида Ивановна!
-Я-то тебя узнала, только вот ты ли это на самом деле? Вдруг ты вовсе не Семен, а Николай, например. А завтра ко мне явится Семен, с такой же копией доверенности и я ему вынуждена буду отдать еще 950 рублей!
- У меня водительское удостоверение есть! Я вам сейчас покажу. Я это я. Там и фотография есть!
- А зачем мне твои права, непреклонна Зинаида Ивановна. В доверенности черным по белому написано: паспорт №…
Продавщицы совсем уже смеются в голос, и только покупатели не могут понять причины такого безудержного веселья.

Конечно, на следующий день, я получил деньги за ту отгрузку в размере 950 рублей. И у меня были с собой и сумма долга, и копия накладной, и копия доверенности, и паспорт. И приехал я после 19-00.

Прошло уже больше десятка лет, а я все помню эту восточную хитрость Зинаиды Ивановны.  Это для меня был отличный урок, за что ей и огромное спасибо! Почему  восточную? Да потому что заведующая была по национальности кореянка.