От Карпато-Русского Освободительного Комитета

Игорь Бабанов
Карпато-Русский Освободительный Комитет
В самом начале кампании 1914 года, по инициативе одного из офицеров Русской службы, видные представители Галицкой культурной и общественной жизни, оказавшиеся, благодаря счастливой случайности, к этому времени в России, составили в г. Киеве особый Комитет, все значение которого легко взвесить, если принять во внимание, что в состав его вошло несколько членов Галицкого Народного Совета.
29 июля 1914г. состоялось в Киеве учредительное собрание Комитета, названного Карпато-Русским Освободительным Комитетом. Председателем его избран Ю.А. Яворский, известный Галицкий писатель, живущий постоянно в Киеве; в секретари С.А. Лабенский, редактор газ. Прикарпатская Русь и член Народного Совета; в состав комитета вошли членами: адвокат М.Ф. Глушкевич, изв. защитник Бендасюка, вице-председатель Народного Совета, адвокат Михаил Емельянович Сохоцкий, секретарь Народного Совета, и адвокат Юлиан Ильич Секало, уездн. организатор Русской Народной Организации.
Цель и задачи Карпато-Русского Освободительного Комитета:
1. Осведомление Русского общества и Освободительной Русской Армии об исторических переживаниях и современном национально-культурном и политическом положении русского Прикарпатья.
2. Забота о военных беженцах и пленных русских Галичанах.
Средствами для этого служат:
а) Издание периодич. органа - газеты, назван. Прикарпатская Русь и летучих листков;
б) Устройство публичных собраний и бесед.
В случае оккупации восточной части Галичины Русскими войсками, К.Р.О.К. переносится во Львов
…Редакторы газет:
21. Прикарпатская Русь - Семен Андреевич Лабенский (Переех. в Киев 28/VII 1914г.)
22. Голос Народа - Илья Иванович Церох.
Современная Галичина: этнографическое и культурно-политическое состояние ея, в связи с национально-общественными настроениями: записка составл. при Военно-цензурном отд. Упр. генерал-квартирм. штаба главнокомандующего армиями Юго-западного фронта (июль 1914г.). с.30, карт.
http://dlib.rsl.ru/01004102748 28Мб Российская Государственная Библиотека
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_188.htm
 
К.Р.О.К. (Карпато-Русский Освободительный Комитет) продолжает свою деятельность издаючи в Киеве под редакцией С.А. Лабенского закрытую во Львове австрийскими властями газету Прикарпатская Русь. Между прочим Комитет издал также прокламацию до галицко-русского населенья. В Киеве появились два первых номера Прикарпатской Руси (от 10 и 17 августа). Коли русские войска заняли Львов, редакция переехала в Броды и тут появился 3-ий номер Пр. Руси (от 26 августа), вмещающий в собе также отдел для газ. русского крестьянства Голос Народа.
Члены К.Р.О.К. ишли разом с русскими войсками и попутно освобождали из тюрем нашим узников. Особенную ревность проявил в том деле гр. В.А. Бобринский, который вступил добровольцем в армию яко гусарский корнет, щобы, як раньше словом, так теперь и делом защищать свовю любимую Галичину.
Дальший н-р Пр. Руси появился уже во Львове 12 сентября и с тех пор та газета начала появлятись правильно
Голос Народа. Н-р 30. Львов. четверг. 27 ноября (10 декабря) 1914, с.2 (Редактор И.И. Цьорох)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_752.htm
 
Прикарпатская Русь
Повременное издание Карпато-Русского Освободительного Комитета.
N 2. Киев. Воскресенье 17 августа 1914

На заре народной свободы
Долга и беспросветна была карпато-русская ночь. Тяжел и кошмарен был шестивековый народный сон. Мучительный сон в горбу заживо погребенного народа, то окутанный сплошь черными, уродливыми тенями внутреннего безсилия, то судорожно пронизываемый лютыми молниями ненасытной вражеской злобы и шипящим заревом мученических костров. Нестерпимо ныла и обливалась кровавым потом истерзанная народная грудь, тревожно метался и задыхался в смертельной тоске прибитый, оскверненный, обезличенный народный дух. Черна и безпробудна была карпато-русская ночь!
Но, загнанный и замученный до полусмерти, изувеченный и истерзанный до уродства, он все-таки нетленно жив и непокорен, наш многострадальный народ-богатырь.
Сквозь вековую тьму и бурю, сквозь вражеские костры и тюрьмы, он вынес благоговейно и верно свой святорусский облик, свою прадедовскую речь и веру, свою подлинную душу живую. И в сокровенных тайниках народного сознания он сохранил бережно и свято, словно заветную каплю чудодейственной живой воды, аркую надежду на грядущее освобождение, на братскую помощь и ласку своей державной родни...
Долго, безконечно долго тянулось это томительное ожидание свободы и света. Поколенье за поколеньем падало во тьме в рабскую могилу, к безплодной борьбе и тоске сгорали лучшие жизни и души одна за другою, зловеще редели изнуренные ряды последних борцов, а лютые цепи вьедались в народное сердце все проникновеннее и глубже. Казалось, близок уж последний, смертный час народа, уж нет ему надежды никакой.
Но, утерянный случайно и нелепо в кровавой тьме веков, косно и малодушно обойденный и оставленный на произвол судьбы в последующее время собирания и обьединения Русской Земли и, наконец, уж совершенно заброшенный и забытый родной, великой Россией, он, этот верный народ-страдалец, с неизменной любовью и верой устремлял свои потухшие взоры на братский Север и чутко, последними силами истомленной души своей, ждал от него благовестного луча освобождения, соединения, немеркнущей народной правды и любви...
И пробил великий, святой час. Над селами, повитыми извечной тьмою и тоской, гребнями Карпат вдруг, по чудотворному мановению Судьбы, забрезжило, просияло воскресной зарею долгожданное утро золотое. И, злобно шипя, разступается могильный мрак, исчезают зловещие тени неволи, распадаются ржавые, едкие цепи. Вместо диких криков палачей и унылого рабьего стона, поднимается к просиявшему небу победный всерусский гимн и горячая воскресная молитва возстающего из многовекового гроба народа. Радостно и доверчиво раскрываются на встречу освободителю-брату раскованные братские обьятия, восторженно и умиленно раскрывается ему на встречу благодарное сердце народное.
Ярко и благовестно занимается над воскресающей Карпатской Русью долгожданная заря любви и свободы.
Разсеются скоро и последние разсветные тени, исчезнут навсегда кошмарные воспоминания ночи. И сквозь кровавый туман святой освободительной жертвы взойдет победно и незакатно торжествующее, вечное солнце!
Ю. Яворский

Витязям южной дружины

Стоите вы у поля битвы
И смелой грудью рветесь в бой.
К вам, к вам прикованы молитвы
И взор любви Руси святой.

Сияют перед Вами горы, -
Там та же Русь седых Карпат;
Заставы ваши и дозоры
Уж занимают древний скат.

Грохочет бой, - и ты, дружина,
Шагнешь вперед за Прут, за Сан.
И силой мощной исполина
Разсееш ты коварный стан.

Скорее братьям дай свободу,
В разстрелах гибнущим, в крови,
И вековую их невзгоду
Развей ты подвигом любви...

Неси же стяг на поле битвы
За Древний Галич наш родной,
Благословят тебя молитвы
И взоры всей Руси святой.

Михаил Балясный

Из прошлого и настоящего Карпатской Руси.
Современная Галичина.
Заметки и справки С.А. Лабенского.
(Продолжение)

Национальный состав населения городов, местечек и сел Галичины.
A. В восточной русской части края
В крупных городах, каковы: Львов (200,000 насел.), Тернополь, Золочев, Станиславов, Коломыя, Стрый, Самбор, Перемышль, Санок, Ярославль (все с насел. 15-30 тысяч), русское население живет в значительном меньшинстве (20-35%). Большинство поляки и евреи – причем, за исключением Львова, евреи значительно преобладают над поляками.
В остальных городах и местечках этой части края (от 3-х до 15-ти тысяч нас.) поляки находятся в значительном меньшинстве, или даже составляют только небольшие группы временно оседлого населения (чиновники, ремесленники, редко торговцы); немногочисленные давно оседлые поляки, наравне с русским населением, занимаются земледелием и в домашнем обиходе пользуются часто местным руским говором. В небольших местечках русское население, в большинстве случаев, имеет перевес над поляками и евреями.
Села восточной Галичины сплошь русские. Селения с одним польским населением попадаются весьма редко. Обыкновенно крестьян-поляки живут в селе рядом с русскими крестьянами, причем численный перевес всегда зa последними. Поляков-крестьян сравнительно много в полосе жел.-дор. линии Подволочиск-Львов-Перемышль и в уездах галицкой Подолии. В последних живет, между прочим, также значительный контингент так наз. латиниников – русских крестьян римско-католиков, причем по польски говорить они не умеют, но молятся в костелах. Последнее десятилетие ознаменовалось энергичным напором городских польских организаций в направлении ополячивания этих русских латиниников. Следует отметить, что эта работа поддержанная школой и костелом венчалась значительными успехами.
В карпатских селениях, a также селениях подгорской области, по жел.дор. линии Черновцы-Коломыя-Станиславов-Стрый-Самбор-Санок, польских крестьян почти вовсе нет. Мало их также в бассейнах Днестра и Буга.
Б. В западной, польской части края:
Города, местечки и села населены исключительно поляками и евреями, причем в городах и местечках евреи нередко имеют абсолютный перевес. В гор. Кракове и в других городах западнее Кракова – много немцев и чехов.
Экономические классы и социальные группы.
Галичина природою одарена весьма щедро. В области Подолии и бассейна Днестра, Сяна, Буга и Вислы первоклассный чернозем. В Карпатах богатые лесные угодья. На склонах Карпат неисчислимые источники соли, нефти, земя, воска, каинита и разных минеральных вод высоких лечебных качеств. Не хватало только у ее правителей хозяйственного ума и распорядительности. Польская шляхта в Галичине, добившись решающего голоса в решении хозяйственных дел края, повела эти дела по старой памяти покойной Речи Посполитой. Экономически следя за неприкосновенностью своих классовых привилегий и выгод, шляхта оставила хозяйство края на произвол судьбы. Оно скоро сделалось жертвой широкой, нездоровой спекуляции. Если тут и там, под влиянием национального инстинкта, она была милостива к западной Галичине, то для восточной, русской части края она, как хозяин края, была злой мачехой. Всесильная шляхта игнорировала голоса протеста и требования реформ. Польский Львовский сейм, прислушиваясь чутко к нуждам польской части края, во имя национальных соображений и политики момента был глух к воплям о помощи, раздававшихся в восточной Галичине. Венское правительство интересовалось только одним – правильным получением налогов и недоимок, все же другие дела автономной Галичины его не касались. Результатом подобных отношений явилось полное обнищание края и его населения, которое уже свыше десятка лет назад польский публицист-экономист Щепановский изобразил в ужасающем виде в своем сочинении – Нищета Галичины в цифрах (Nedza Galicyi w cyfrach). Недостаток дешевого кредита для крестьян породил ужасающее своими размерами лихоимство. Еврейские ростовщики превратили крестьянскую землю в обьект доходной спекуляции, отсюда пошло неимоверное повышение цен на землю, лишение неимущих крестьян возможности обзавестись собственным хозяйством и, следовательно, быстрый рост и без того многочисленного сельского пролетариата. Создавшиеся общие условия не миновали своим действием и виновников этих условий. Шляхта-помещики в подавляющем большинстве случаев не успели примениться к условиям современной хозяйственной жизни. Политиканствуя на сеймах и сеймиках или проводя время за границей, они вынуждены пользоваться услугами исторических Янкелей, которые в последние десятки лет все чаще из роли кредиторов и посредников польских помещиков переходят в положение самих помещиков, продавая с молотка и покупая имения последних. Этот переход крупного землевладения в еврейские руки (сейчас 35% помещичьей земли в руках евреев-собственников) гал. русские крестьяне определяют весьма образно: У нашего пана пейсы выросли – говорят они.
В таких условиях современная хозяйственная жизнь не наложила на жизнь края своего яркого отпечатка. Торжествует прошлое с его типичными подразделениями эконом. классов и социальных групп. Панский двор и мужицкая хата – вот очаги двух основных экономических классов и двух социальных групп, взаимодействие которых друг на друга и на общее положение красной нитью проходит через все фазисы серой общественно-политической борьбы в крае.
Национальный состав класса крупного землевладения: поляки и значительный процент евреев; русских в этом коассе почти совсем нет. Несколько (буквально) несколько русских помещиков-хуторян лишены какого-бы то ни было значения. Поляки сохраняют свое положения в качестве владельцев латифундий. Поляки – помещики средней руки уступают свои позиции евреям. Привилегированное положение класса поддерживается полной независимостью его членов от громад (гмиц). В правовом отношении поместья, под названием дворских обшаров, являются самостоятельными административными единицами…
Национальный состав класса мелкого землевладения (социальная группа: крестьянство в восточной русской части края – русский, при незначительном проценте польского элемента: в западной Галичине – польский. Значительный процент крестьянской земли во всей Галичине в еврейских руках: фактическое же землепользование в еврейских руках в этом классе – редкость. Мелкое землевладение в руках евреев – это своего рода земельный запас для целей спекуляции, служащий юридическим прикрытием ростовщических сделок, подчас явного грабежа.
Прикарпатская Русь. Повременное издание Карпато-Русского Освободительного Комитета. N2. Киев. Воскресенье 17 августа 1914г. N2
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_753.htm
Нищета Галичины в цифрах (Nedza Galicyi w cyfrach)
...Каким было экономическое положение Галиции в 80-х годах XIX века, можно представить, в частности, на основании данных, содержащихся в книге польского автора, промышленника и общественного деятеля, депутата галицийского сейма и австрийского парламента Станислава Щепановского, под выразительным заголовком “Нищета Галиции в цифрах” (“Nedza Galicyi w cyfrach”), опубликованной во Львове в 1888 году.
Отличительной особенностью Галиции была аграрная перенаселенность. Согласно галицийской статистике 74% населения края было занято в сельском хозяйстве, но С.Щепановский, замечая, что большая часть людей, отнесенных статистикой к работникам неопределенных занятий, фактически так же занималась сельским трудом, указывал, что в действительности эта величина превышала 80%. Следовательно, на 1 квадратный километр в Галиции приходилось как минимум 60, а то и 64 человека, работающих в сельском хозяйстве. Тогда как в Англии на 1 кв.км приходилось 27 человек, занятых в сельском хозяйстве, во Франции – 32, в Королевстве Польском, т.е. в той части Польши, которая входила в состав Российской империи – 38 человек.
Сравнивая объем производства продукции на душу населения в Галиции и в соседнем Королевстве Польском, автор отмечал, что в Галиции этот показатель вдвое ниже, чем в Королевстве. Так же вдвое меньшим в сравнении с российской Польшей был в Галиции и средний доход на душу населения; в сравнении же с Англией он был ниже в 9 раз.
Если потребление зерна на душу населения в год составляло в Англии 217 кг, во Франции – 284 кг, то в Галиции – 114 кг. Мяса потреблялось в Англии – 50 кг на душу населения, во Франции – 34 кг, а в Галиции – только 10 кг. Зато в среднем житель Галиции потреблял в год 310 кг картофеля, тогда как житель Англии – 160 кг, а житель Франции – 255 кг.
С.Щепановский писал, что в среднем галичане питаются хуже, чем обитатели английских приютов для нищих, а так как определенная часть населения Галиции все-таки обеспечивает себя нормальным питанием, то положение остальных жителей в этом отношении является совершенно бедственным. Количество и качество питания галичан было недостаточным не только для воспроизводства рабочей силы, но и для поддержания здоровья и жизни. Из всех коронных земель Австро-Венгрии Галиция давала наибольший процент людей, непригодных к военной службе. С.Щепановский констатировал, что «господствует у нас поражающий недостаток здорового и соответствующего питания для всего населения. Относительно значительное потребление алкоголя и табака ничем этого недостатка не возмещает».
Производительность труда среднего жителя Галиции составляла едва ли четвертую часть соответствующего показателя в высокоразвитых странах. Английский предприниматель Брассей заметил подобное соотношение производительности труда английского и галицийского рабочего при производстве земляных работ на строительстве Львовско-Черновицкой железной дороги. Хотя галицийский рабочий не получал и пятой части зарплаты рабочего той же категории в Англии, земляные работы в пересчете на метр кубический стоили в Галиции столько же, сколько и в Англии.
Несмотря на то, что галичане жили тогда в одном “культурном пространстве” с Европой, от которой их не отделял никакой “железный занавес”, тем не менее они значительно хуже питались, хуже работали и раньше умирали, причем не только в сравнении с жителями высокоразвитых западноевропейских стран, но и в сравнении с соседней российской Польшей.
За 21 год, считая с 1860 года, численность населения Галиции увеличилась на 24%, при этом рождаемость выросла на 17%, а смертность на 29%. Высокая смертность в Галиции официально объяснялась эпидемическими болезнями, но среди учитываемых статистикой причин смертности нельзя было найти одной страшной рубрики, а именно – голодной смерти. «Однако нет ни малейшего сомнения, – писал С.Щепановский, – что если слабая сопротивляемость против эпидемий и болезней есть результатом физического истощения, а это истощение происходит от недостатка питания, то ведь и первичной причиной смерти является не эпидемия с греческим названием, но тот недостаток питания, т.е. голод, – другими словами, что это не смерть от эпидемии, но смерть от голода».
Сравнение австрийской Галиции с российской Польшей, сходной по климатическим условиям, в которой проживало подобное в расовом отношении население, доказывало, что причиной высокой смертности в Галиции был исключительно недостаток питания, вызванный отсутствием заработка для увеличивающегося населения. Если в 1860 году население Галиции и Королевства Польского было почти одинаковым, составляя по 4,8 млн. человек, то через 27 лет при одинаковом уровне рождаемости, в 1887 году в Королевстве проживало 8,0 млн. человек, а в Галиции – 6,4 млн. человек. Исключая влияние фактора миграции, отсюда можно было сделать вывод, что за 27 лет в Галиции умерло на 1,5 млн. человек больше, чем в российской Польше.
С.Щепановский писал: «Ежели поэтому у нас, при населении той же расы, первоначально такой же численности, с той же самой первоначально цифрой рождений, за те 27 лет умерло на полтора миллиона больше – разве надо искать истолкование в эпидемиях, а не в доказанном недостатке питания, в недостатке заработка и неслыханно слабо развитом производстве. Это значит, только другими словами, в нищете, в голоде, в голодной смерти. От нищеты, следовательно, погибло у нас за 27 лет 1.500.000 человек, которые бы выжили, если бы у нас имели такой же заработок, какой имеют люди по ту сторону границы. Составляет это ежегодно 55.000 человек. Ежели поэтому хотим знать, сколько нам стоит наша экономическая немощь в человеческих жизнях, то имеем на это точный ответ, т.е. голодная смерть по крайней мере 50.000 человек в год».
Леонид Соколов. Осторожно: "украинство" (2009). «Королевство Голиции и Голодомории» или Каким был жизненный уровень галичан под властью Австрии. c.303-312
http://made-inussr.livejournal.com/338377.html
http://bert-s.livejournal.com/316973.html
http://mikle1.livejournal.com/3081628.html
От Карпато-Русского Освободительного Комитета
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_481.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_479.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm