Лестница

Татьяна Провоторова
Лестница

Ступеньки

Первая
Как ни посмотрю на тебя, так все время, ну, просто каждый раз вспоминаю.
Что вспоминаю?
Да все! Особенно ступеньки. Вот эти самые. Холодные, скользкие, мрачные.
И все наши идеи, все наши самые разнообразные (если не сказать, дурацкие) идеи, планы какие-то. Кто-то из нас (не помню уже, кто) все планированием занимался. Чего мы там планировали? Не помнишь?
А помнишь, как мы с тобой бегали по этой лестнице в… ну, в подвал, по сути, да? А ведь, смешно сказать, я даже не помню, зачем мы бегали в этот подвал.
А ты помнишь?
Не надо мне говорить, что это я должен был помнить, когда, почему и (ну вообще-то, типа, главное) по какой, собственно, причине мы стали бегать по лестнице. Да, по этой самой, темно-зеленой, узкой; и очень-очень старой.
Именно по ней, ведь она (ты помнишь?) еще всегда скрипела на третьей и четырнадцатой ступеньке. И иногда повизгивала. Слегка. То ли мышью, то ли крыской прикидывалась. Типа она особенная.
Клёво было...

Вторая
Спускаться по ней всегда… как это? престранно, точно ведь?
Каждый дюйм (сантиметр, фут? как правильно?) пронизан чем-то особенным. Нет, конечно, никакого аромата. Хотя наверняка эти… каменные (?) ступеньки чем-то пахнут.
Все в мире имеет цвет, запах, вес. Если этого нет, значит, это всего лишь эфир. Дуновение воздуха. Взмах крыла бабочки (хотя оно — крыло — тоже имеет и вес, и запах, и цвет). Но ты же меня понял, верно?
Шагать по лестнице всегда как бы интересно, как бы увлекательно. Кстати, ключевые слова "как бы". Заметил?
Хотелось бы знать…
Да, кстати, а пирожки? Надеюсь, ты помнишь пирожки. Запах, вес, цвет. Разумеется, пирожки всегда были под цвет стен.
На самом деле, жуть, а не пирожки, вообще-то.
А ты, кстати, их всегда хоть чуть-чуть, но надкусывал. Цвет не имеет значения. Твои слова.
Но ты вообще, чуднОй.
Прямо под стать лестнице.

Третья
Спускаешься ты, значит, в этот такой весь из себя глубокий, гулкий, темный, холодный подвал, а тут еще и ступеньки поскрипывают. Как будто лестница шепчется с тобой, тихо-тихо намурлыкивает типа песенку о всяких разностях. И чувствуешь, как будто древнее этой лестницы ничего в этом мире нет. Как будто именно об этом песенка.
Хотя (ну, признай!) на песню эти звуки походили весьма и весьма отдаленно.
Как шум прибоя.
Просто мне кажется, что я все еще помню этот звук…
Разумеется, прибой шумел намного громче. Звук — голос Лестницы — напоминает (парадоксально!) бесшумный шум прибоя.

Четвертая
Конечно, как и полагается по-настоящему чуднОй лестнице, скрип всегда был разный. Иногда забавный (правда, это было крайне редко, если честно), порой сердитый.
Странное определение скрипа ступенек какой-то лестницы, согласен. Но и ты согласись, что именно эта лестница не попадает ни в одну категорию любых нормальных, обыкновенных лестниц.
Обыкновенных…

Пятая
А помнишь, как на нее влиял свет? То есть, отсутствие оного. Чем темнее было в подвале, тем зловещей и необычней скрипели ступеньки...
А помнишь, как порой скрипела не третья и четырнадцатая ступеньки, а вот, к примеру, пятая и девятая. А ты идешь и ждешь скрип (даже считаешь про себя!). А оно воно как! Пятая скрипнула! Третья, самое интересное, промолчала, а пятая скрипнула!
Помнишь, как было обидно? И я говорю даже не о том конфузном случае, когда ты разревелся. Такой уже знаешь, взрослый, а тут...
После этого мы шли, осторожничая, внимательно вглядываясь во все, что появлялось в пределах зрения; мы все время ожидали новых всевозможных пакостей от лестницы.
Подумать только — пятая ступенька скрипнула! Надо бы это кому-нибудь рассказать. Пусть исправляют!
А что? Кто-то же должен за это отвечать!

Шестая
Ах, лестница! Ты помнишь, как весело (или страшно?) было по ней бегать?
Ах, эти пролеты, каждая ступень как новое достижение, и звуки, звуки, звуки...
Если бы я верил в привидения... но я не верю. А ты, как мне кажется, веришь и верил. В смысле, всегда верил.
Хотя, ну признай, это самая глупая вещь, в которую стоит верить.
Ну, как можно всерьез воспринимать то, что нас окружают какие-то невидимые и, по твоим словам, весьма злые духи.
Ха!
Чьи?!
Сам подумай, чьи духи могут находиться здесь? Ты бы еще сказал, что вон та лампочка на самом деле давно потухла. Типа перегорела, да?
Начнем с того, что это вовсе не лампочка (слишком много чести для лампочки), вот это — лампочка! да и фиг с ней, что перегорела! Она, по крайней мере, точно лампочка. Скажем, я тебе гарантирую.
Ты же мне веришь?

Седьмая
А вот это вот — точно лестница. И это — настоящее.
Должно же быть что-то настоящее. По-настоящему настоящее. В настоящее время (что говоришь? тавтология? да ну, не умничай!) необходимо, чтобы хоть что-то явно было настоящим. Настоящим без исключения.
И это — ЛЕСТНИЦА. Именно она, зеленая, старая, скрипучая лестница. Ее кто-то когда-то зачем-то именно здесь поставил. И это точно не я и не ты.
Почему не я? Ну, как же? Я бы знал!..
Иначе все насмарку. Смысл воспринимать реальность, если на самом деле нет ничего по-настоящему настоящего? Как же ты догадаешься, что это фальшивка, если ты не знаешь, как выглядит оно же, но настоящее?

Восьмая
То, что потухло, должно было потухнуть.
То, что сгорело, должно оставаться пеплом.
Однажды эта лестница тоже может стать пеплом.
Если здесь возможен огонь.
Если он по-настоящему настоящий.

Девятая
Спускайся. Я не собираюсь торчать здесь, пока ты подсчитаешь, сколько всего потерял. Разве в этом есть смысл?
Потери бывают разные. И не только у тебя.
Ага! Ты бы еще своего хомячка вспомнил! И да, я помню, что он никогда не давал тебе возможность забыть про его острые зубки. Сколько же добра он изгрыз!
Помнится, лучшее, что пострадало от его неуемной активности, это какой-то старый, лохматый и (ну, честно!) в общем-то, никудышный ковер.
С бантиками.
Кстати, где это видано, чтобы на большом (три на пять метров) ковре был рисунок в виде бантиков. Что это — для особых фанатов бантиков, — что ли?
А такие фанаты вообще бывают?

Десятая
И заметь, это ведь действительно была лучшая вещь, которую сгрыз твой питомец!
Как будто ты и есть тот самый любитель бантиков.
Хотя зачем ему эти бантики — причем нарисованные — грызть?
Может, они действительно вкусные?

Не, ну я-то не пробовал. Может ты?

Одиннадцатая
Стоп. Кажется, я что-то напутал. Может, это был вовсе не хомяк?.. Зачем хомяку такой огромный для него ковер?..
Или что-то не так с ковром?..
Это был ковер или просто собрание бантиков?
Я сказал "собрание бантиков"?
Действительно, что-то я не то говорю…
А ведь если бы бантики умели разговаривать…
И если бы звезды действительно что-то предсказывали…
Если бы люди регулярно не совершали наиглупейшую ошибку в своем стремлении что-то открыть, доказать, изменить…

Двенадцатая
Не помнишь, возможно, мне только кажется, но мы ведь уже прошли третью и пятую ступеньки?
Не помнишь? Но мы же считали… всегда считали, так нужно. Нужно считать, чтобы быть готовыми к окончанию лестницы. Она где-то должна заканчиваться. Поэтому нужно…
Ну и кто из нас должен был считать?

Тринадцатая
Что ты делаешь?
Надо же, а я ведь помню этот блокнот. Не помню, где ты его взял, но то, что ты постоянно таскал его с собой в подвал, это я помню.
А потом там и потерял. Кажется в самом начале. Мы с тобой даже до третьей ступеньки не дошли тогда.
Скажи, зачем он тебе?
Нет, не пиши. Не надо.
Я говорю, не смей записывать. Нашел время. У нас, что, дел других нет?
Лучше бы ступеньки считал. Нет же, он блокнотом увлекся…
Что ты от него хочешь? Оставить послание потомкам?

Да откуда им взяться, этим потомкам?

Четырнадцатая
Замри! Ты тоже это почувствовал? Какой-то странный (нет, не шум!) это что-то напомнило мне, как будто воспоминание о чем-то...
Не получается вспомнить…. Ну никак... Даже обидно. Это ведь уже было.
В принципе, как говорят (говорили), все уже было. Где-то, когда-то и с кем-то.
Не так ли перегорала (нет, не лампочка!)…
Звезда?..

…Пятнадцатая
Странно, что четырнадцатая ступенька опять не скрипнула. А про третью ступеньку я вообще не уверен, что по ней шагал.
Ну, то есть, сейчас шагал.
Конкретно сегодня.
Конечно, "сегодня" — это неправильное слово.
И, да, я это помню, спасибо.
Ах, эта лестница! На фоне бескрайнего, безликого, холодного, безжизненного космоса только она имеет смысл.
Так я прошелся по третьей, пятой, десятой ступеньке, или нет?
Какой-то особенный спуск получается. И мысли спутаны, и память вышла покурить.
Правда, не помню, была ли вообще третья ступенька?
Должна была быть…
Обычно я все прекрасно помню, помню, как мы с тобой всегда бегали по этой лестнице…
И пирожки тоже помню… и шум прибоя…
Кажется…

А что помнишь ты?

…бесшумный (в вакууме по-другому и не бывает) взрыв разрывал космическое пространство…
Лестница, ведущая к Марсу, дрожала и рассыпалась…
Уже не один десяток лет.
На Марсе было видно, как раскалывается когда-то голубая, сейчас блеклая, будто потухшая, планета, острые темно-зеленые куски построенного устройства, которое какой-то шутник (шутник, не иначе), назвал в свое время Лестницей, плавно, лениво, но неуклонно набирали скорость… их ждал открытый космос.
Давно уже ждал.
А ты или уже давно не-ты все так же, как и вчера или почти забытую земную неделю тому назад, наблюдал за повторяющимся грандиозным (ведь, правда, эффектно?) сюжетом, которому не видно завершения…
О, этот Марс!..