Может ли критика навредить творческому процессу?

Юлия Ханевская
Критика она такая...
Лично я прошла все ее стадии. Попав впервые на литературный сайт в 16 лет со своим первым тогда "гениальным" романом, считала что лучше меня никто не напишет)))) Все начинающие авторы такие, особенно, когда примеров других не видели.
Сайт был матерый, с акулами критики и пера. В общем, прогнали мою писанину и меня заодно по всему, что можно было и нельзя. Это был шок, конечно. Я, убедившись в своей ничтожности закинула писательство года на два.
Потом начала изучать это дело. Потому как не писать я не могла.
Пробовала себя в любых жанрах, участвовала в дуэлях, конкурсах, оттачивала перо во множестве литературных ролевок, попутно перелопачивая кучу информации, какую только могла найти в сети и читая "мэтров" литературы.
Как-то незаметно, начала видеть недочеты во многих книгах, при чем изданных, именитых авторов.
Начала сама критиковать, занималась бета-риддингом. И платно и бесплатно вычитала кучу текстов. Было время, даже приглашали в жюри больших межсайтовых конкурсов, сама участвовала в конкурсе рецензий.
Потом была школа писателя, коей я серьезно загорелась. Разрабатывала со знакомой уроки по составленной нами же программе.
Сейчас, я только пишу.
Наверное, созрела, выросла во всех смыслах слова, чтобы создавать мир на бумаге не переводя ее.
Но до этого момента я прошла длинный путь.

К чему это все.
На данный момент, я могу по косточкам разобрать любой текст, вижу все возможные ошибки, какие только мог допустить автор и пути их решения. Я прекрасно владею как острой, язвительной манерой, так и лояльной. В любом тексте могу найти то, к чему придраться и по какому пункту размазать автора тонким слоем по плинтусу.
Но очень редко позволяю себе это делать.  Особенно, если автор находится в процессе сочинения.

Верно говорят: писатели, существа ранимые. Они могут клясться, что им пофиг на грубую критику, могут смеяться над своими ошибками вместе со всеми, но в глубине души их съедает глубокая обида. И направлена она скорее не на критика, а на себя самого.

Сейчас, спустя годы, я могу уверенно сказать - критика не нужна произведениям, которые находятся в процессе написания. Авторам она вообще противопоказана. Именно КРИТИКА.
Полезен будет читательский отзыв, вопросы по ходу сюжета, высказывания в сторону того или иного персонажа или сюжетной линии. Даже бета-риддингу лучше в незаконченный текст не лезть.
Процесс написания - это полет фантазии. Это Муза, за которой, порой, скорость пальцев по клавишам не поспевает. И критиковать это нельзя.

Критика полезна завершенным произведениям. Когда роман полежал немного, был прочитан автором, который внес какие-то правки. Именно тогда она полезна. Когда не навредит творческому процессу.

Отдельно хотелось бы сказать о разновидностях критиков (ИМХО, не истина во всех инстанциях и охватывает далеко не всех).

1. Критиканы. Ни строчки за жизнь не написали, зато знают все лучше всех. Эти особо жесткие натуры. Рубят правду-матку с плеча, не заботясь о нежной творческой душе. Ищут в тексте именно гадость. Даже если в тексте ее нет, найдут и заставят поверить, что она есть и ее много. Знавала я такого на форуме Эксмо, в его лучшие годы.

2. Критики-писатели. Эти пишут сами и критикуют других, абы глаз навострить. Очень полезная вещь, кстати. Только научась видеть ошибки в чужих текстах, научишься находить их в своем. Они чаще лояльны, но могут и поострить. Любят бросаться умными фразочками и научными словами, вычитанными в статьях про писательство. Бывают весьма полезны.

3. Критики по-призванию. Редкость в наши дни. Это люди, которые четко знают что такое критика и для чего она нужна. Освещают плюсы и минусы текста, не берясь предлагать "а вот я бы написал так". Высказываются нейтральным языком, не оскорбляя ни автора, ни произведение.

Ну и, подытожив, выделю свое мнение более четко: лично мне критика не нужна. Она мне мешает. Часто обижает меня и может напрочь отбить желание писать. Мне очень нужны читательские отзывы, которые будут подогревать мое вдохновение, задавать кучу вопросов по ходу сюжета, предполагать что-то, о чем-то догадываться и ошибаться. Мне не нужно указывать на ошибки или ляпы - я способна самостоятельно их увидеть и исправить. Но не сейчас, когда фантазия бьет ключом.
Когда текст будет завершен, я потрачу время для того, чтобы привести его в идеальный вид. Конечно же, мне нужен будет один или несколько бета-риддеров, которые укажут на те моменты, которых я не заметила.
Но все это потом.
Все это завершающий этап работы над текстом.