Бухарин

Виктор Каблов 3
Одно из самых значительных имен — Бухарин.

 Если об уничтожении Тухачевского, Блюхера, Якира, других военных и политиков говорилось с 1956 г. много и охотно (причем повторялись в основном одни и те же имена, чтобы казалось жертв поменьше), то о Бухарине говорить никак не решались. Мне кажется потому, что это принципиально иная политическая фигура, затрагивающая сложившийся стереотип политика и сталинского, и хрущевского, и брежневского периода - легкость и открытость характера, любовь к людям, как основа политики, эмоциональность, подвижность, образованность, романтизм, действительно, по словам Ленина, "золотое дитя революции". Поэтому было стратегически важным держать "закрытым" Бухарина - он был в политическом плане важнее фигур маршалов. По значимости это, быть может, самая важная "Фигура умолчания".
Правда о судьбах Вавилова и Королева вызвала большое потрясение даже среди многих поклонников Сталина. Борьба за Бухарина будет сложнее - он делал много ошибок (видимо, из-за того, что "не вполне понимал диалектики" - опять ленинское пророчество!). Сталин на ХYIII съезде назвал Бухарина извергом. Вот один из эпизодов про этого "изверга":

"Во время коллективизации, проезжая Украину, на маленьких полустанках он видел толпы детей с опухшими от голода животами. Они просили милостыню. Николай Иванович отдал им всю наличность. По приезде в Москву он зашел к своему отцу и, рассказывая об этом, с возгласом: «Если более чем через десять лет после революции можно наблюдать такое, как это можно? Рухнул на диван в истерических рыданиях" (Из воспоминаний жены Бухарина А.М. Лариной "Огонек", 1987,№48  2.01.88)
Вот, наконец, сообщение о том, что Верховный суд отменил приговор в отношении Бухарина, Рыкова и др. Мне думается, что Бухарин признавал себя виновным не только из-за пыток. Анализируя свои прошлые ошибки, он, видимо, искренне, в силу особенностей своего характера и чистоты своей души, считал себя виновным. Таких интеллигентов можно убедить в их несуществующей виновности (т.е. убедить их, что "объективно" они враги народа). Поэтому Бухарин и сказал на процессе: "Стою коленопреклоненным перед страной, перед партией, перед народом" ( Сов. Россия от 7.02.88 ).

12.02.88. Статья Бухарина о Ленине. О Ленине я прочел, наверное, почти все воспоминания. И, сравнивая, могу сказать, что статья Бухарина "Памяти Ильича", опубликованная в "Правде" в 1925г. и повторно теперь настоящий шедевр. Это весьма небольшая статья, вероятно, первоисточник многих художественных и исторических произведений, во всяком случае, у Маяковского из нее почти прямые заимствования. Изображая Ленина, прежде всего, как политического деятеля, статья, тем не менее, по силе выразительности, образности, прекрасному, языку не уступает очерку Горького.
Вот как Бухарин пишет о "брестских днях", когда он сам был одним из виновников: "И вот на решающем заседании Цека вбегает Ильич. Он — как громадный лев, запертый мальчишками в клетку. Он бегает по комнате, гневный, с суровой решимостью в лице, на котором подобрались и сжались все мускулы. "Больше я не буду терпеть ни единой секунды. Довольно игры! Ни единой секунды!" Его: "ни единой секунды!" произносится с каким-то решительным, серьезным и вместе с тем гневным присвистом сквозь зубы,— это было характерным признаком того, что Ильич "свирепо" настроен. И Ильич ставит ультиматум. И Ильич ломает прежнее решение. И Ильич — могучий, грозный, железный, всевидящий — спасает революцию от страшных врагов: от революционной фразы и от революционной позы, которые чуть было, не выдали республику немецким палачам..."

Совсем иная тональность при описании смерти Ленина. Кроме того, мы вдруг узнаем, что Бухарин был в этот момент в Горках.
 
"В тихий зимний вечер умирал Ильич в Горках. Еще за несколько дней все шло на улучшение. Повеселели родные, повеселели друзья. И вдруг разрушительные процессы проступили наружу...
Когда я вбежал в комнату Ильича, заставленную лекарствами, полную докторов, - Ильич делал последний вздох. Его лицо откинулось назад, страшно побелело, раздался крик, руки повисли -  Ильича, Ильича не стало
Точно время остановилось. Точно сердца перестали биться у всех. Точно на мгновенье прекратился бог истории, и весь мир застонал мучительным стоном:
 «Милый, прощай!» "


Не правда ли необычный стиль? Восторженный, но точный, с богатой лексикой, сложным, но свободным и ясным синтаксисом. И совершенно неожиданное "Милый, прощай!", в котором проявилось мягкость и женственность натуры самого Бухарина.
 
"Изверг" Бухарин был расстрелян через три дня после суда.
(28.02.88)


Завещание Бухарина.

 Приводимый ниже текст взят из пьесы "Дальше... дальше... дальше!" М. Шатрова и возможно не является полным.

"Ухожу из жизни. Опускаю свою голову  перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но и целомудренной. Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно.
Нет Дзержинского, постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЦК, когда революционная идея руководила всеми ее действиями, оправдывала жестокость к врагам, охраняла государство от всякой контрреволюции. Поэтому органы ЦК заслужили особое доверие, особый почет и уважение. В настоящее время, в своем большинстве, так называемые органы НКВД — это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, пользуясь былым авторитетом ЦК, в угоду болезненной подозрительности Сталина, боюсь сказать больше, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя - история не терпит свидетелей грязных дел.

Любого члена ЦК, любого члена партии эти "чудодейственные органы" могут стереть в порошок, превратить в предателя, террориста, шпиона. Если бы Сталин усомнился в самом себе, подтверждение последовало бы мгновенно. Грозовые тучи нависли над партией: одна моя ни в чем не повинная голова потянет еще тысячи невиновных. Ведь нужно создать организацию - бухаринскую организацию, в действительности не существующую не только теперь, когда вот уже седьмой год у меня нет и тени разногласия с партией, но и не существовавшую тогда, в годы правой оппозиции. О тайных организациях Рютина, Угланова мне ничего известно не было. Но свои взгляды излагал вместе с Рыковым, Томским открыто. С восемнадцатилетнего возраста я в партии, и всегда целью мои жизни была борьба за интересы рабочего класса, за победу социализма. В эти дни газета со святым названием "Правда" печатает гнуснейшую ложь, что якобы я, Николай Бухарин, хотел уничтожить завоевания Октября, реставрировать капитализм. Что неслыханная ложь, адекватной которой по наглости, по безответственности перед народом была бы только такая: обнаружилось, что Николай Романов всю свою жизнь посвятил борьбе с капитализмом и монархией, борьбе за осуществление пролетарской революции.

Если в методах построения социализма я не раз ошибался,— пусть потомки не судят меня строже, чем это делал Владимир Ильич. Мы шли к единой цели впервые, еще не проторенным путем. Другое было время, другие нравы. В "Правде" печатался дискуссионный листок, все спорили, искали пути, ссорились и мирились, и шли дальше вместе.

Обращаюсь к Вам, будущее поколение руководителей партии, на исторической, миссии которых лежит обязанность распутать чудовищный клубок преступлений, которые в эти страшные дни становятся все грандиознее, разгораются как пляж, и душат партию.
Ко всем членам партии обращаюсь! В эти, может быть, последние дни своей жизни, я уверен, что фильтр истории рано или поздно неизбежно сметет грязь с моей головы. Никогда я не был предателем, за жизнь Ленина без колебаний я заплатил бы собственной. Любил Кирова, ничего не затевал против Сталина. Прошу новое, молодое и честное поколение руководителей партии зачитать мое письмо на пленуме партии, оправдать и восстановить меня в партии.
Знаете, товарищи, что на том знамени, которое вы понесете победоносным шествием к коммунизму, есть и моя капля крови. Н.Б. ( Николай Бухарин)."

Журнал "Знамя", 1987, №1, с.48-49.


Завещание Бухарина было обнародовано его женой А. Лариной:

ЛАРИНА: Это письмо было написано Бухариным во время февр.-март. Пленума ЦК в 1932г. Вопрос о Бухарине, Рыкове пленум обсуждал не один день. По ходу пленума Н.И. уже видел, что рассчитывать на хороший исход нельзя. До ареста Бух. уже прошло два процесса. Отчаявшись оправдаться при жизни, Н.И. написал это письмо за 2-3 дня до ареста. Он был арестован 27/П-1937 г., письмо просил меня передать будущему руководителю партии. Ждали ареста, обыска. Боясь, что письмо будет обнаружено, и его последние слова не смогут дойти до партии, и, боясь, что в случае обнаружения этого письма, меня подвергнут репрессии, Б. поручил мне выучить его наизусть. Убедившись, что письмо я запомнила твердо, рукопись текста была уничтожена. Все годы заключения и ссылки как молитву я повторяла это письмо, поэтому сохранилось оно у меня в памяти точно.
А. Ларина


Период появления в самиздате: 1960 - 1965 гг.

Записи текущего часть 1.4.3. Имена