Кем были так называемые сироты Казанские

Николай Наумкин
Кем были, так называемые сироты Казанские?
Всей стране, а не только жителям Татарстана хорошо известны закрепившиеся в обыденной речи выражения упоминающие сирот Казанских. Например, вспомним такие, не прикидывайся сиротой Казанской, или не прибедняйся как сирота Казанская, или что ты хнычешь как сирота Казанская и таких упоминаний сирот можно найти еще много. Обращает на себя внимание тот факт, что когда говорят о сиротах, звучит явное, даже не скрываемое раздражение по отношению к ним. Говорящий явно не верит, в истинное сиротство человека, считая его простым обманщиком, использующим рассказ о своем сиротстве для получения выгоды. Сам же факт закрепления в разговорной речи этого феномена известного практически на территории всей страны указывает на то, что к его возникновению могло привести только крупное, выходящее из ряда обычных событие, связанное именно с Казанью, которое надолго запомнилось всем. На первый взгляд, к такому событию может относиться распространенная среди Татарского населения вера в то, что сироты Казанские появились во время завоевания ханства Московским царем Иваном грозным. Пересказ легенды звучит примерно так. Когда Русское войско захватило Казань, Московский царь приказал, всех жителей города мужского пола подводить к телегам, и у тех, у кого голова выступала выше телеги, ее тут же рубили. В результате этого, в городе осталось много не имеющих средств существования голодных детей, ведь Татарские женщины, живущие по законам Ислама, занимались только домашним хозяйством и прокормить своих детей без помощи мужчин просто не могли. Оставшиеся сиротами дети, прося подаяние, переходили из одного населенного пункта в другой, и постепенно разошлись не только по всей территории бывшего ханства, но и по всем Русским землям. Теперь давайте, попробуем проанализировать Татарскую легенду, на предмет ее достоверности? По летописным источникам достоверно известно, что против Казани, вместе с Русским войском, воевало двадцать семь тысяч Касимовских Татар, возглавляемых ханом Шиг Алеем (Шейх Алий). Этот хан несколько раз правил Казанью, и у его Татарских воинов, в городе было много знакомых, и даже родственников, поэтому массовое истребление на их глазах большой части горожан невозможно себе даже представить. Сам Московский царь Иван Васильевич, хотя об этом и мало известно, тоже состоял в родственных отношениях с Казанскими Татарами. Старшая сестра его отца Евдокия, была выдана замуж за Казанского царевича Кудайкула, который сам, или его потомки наверняка находились в Русском войске среди приближенных к царю людей. Письменные источники приводят указы, и распоряжения данные Московским царем Русскому войску непосредственно перед началом штурма города, в которых говорится следующее, кому где стоять, как действовать в бою и как поступать с плененным противником. Так известно, что все захваченные в результате штурма крепости пленные, по приказу царя были переданы Русским воеводам и позже превращены ими в подневольных крепостных людей. Хан Едигер, возглавлявший оборону города, был пойман на крепостной стене, но смог уговорить Московского царя сохранить ему жизнь, пообещав за это принять Христианскую веру. Сохранение жизни хану Едигеру кажется очень странным, ведь из письменных источников известно, что он до этого жил в Москве и состоял на службе у Русского царя. Получив разрешение у Ивана Васильевича съездить в Ногайские степи, чтобы проведать своих родственников, Едигер соблазнился возможностью возглавить оборону Казани, чтобы стать в дальнейшем полноправным правителем в Казанском ханстве. По сути, хан Едигер совершил предательство, перейдя на сторону противника, с которым воевало Московское княжество, и поэтому вполне заслуживал смертной казни. В более поздних источниках можно найти сведения о том, что он уже под христианским именем Симеон, неоднократно участвовал, в военных походах Русского войска. Взятие Казанской крепости,  произошло как известно второго октября 1552 года, незадолго до наступления осенних, а затем и зимних холодов. Если даже предположить, что Татарская легенда правдива, и в городе осталось много бездомных детей, в возрасте до пяти, шести лет, то как они могли выжить, если через месяц уже наступила настоящая зима. Чтобы добраться от ханства до ближайшего Русского поселения, нужно было пересечь мало заселенную территорию, между Татарскими, и Русскими землями, где обычные люди просто боялись селиться. Чтобы преодолеть эту нейтральную полосу, нужно было переходить вброд реки, переправляться через топкие болота, проходить очень большие расстояния по диким почти непроходимым лесам, постоянно подвергаясь опасности нападения многочисленных диких зверей. Такое опасное путешествие, в одиночку не смог бы совершить даже взрослый человек, и не только зимой, но и летом когда выжить было гораздо проще. Достоверно известно, что во время походов Русского войска на Казань, в пути погибало большое количество народа, хотя воеводами принимались все меры для того, чтобы достичь пункта назначения с минимальными потерями. Кроме этого, с взятием Казани война как таковая не закончилась, а перешла в фазу партизанского сопротивления, которая длилась видимо еще не один год. Поэтому перемещаться местным жителям по территории бывшего ханства, было первое время проблематично, ведь каждый, кто попадался Русским воинам вне населенного пункта, независимо от его возраста вызывал подозрение как потенциальный разведчик противника. Учитывая все выше сказанное можно утверждать, что Татарская легенда является полностью выдуманной историей, созданной специально, чтобы вызвать вражду между Татарским и Русским населением республики. Но сироты то Казанские были, раз память о них сохранилась до настоящего времени?  Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к старинной летописи посвященной истории Казанского ханства. Такое заметное событие, которое могло привести к появлению феномена сирот Казанских, произошло видимо во время правления в Казани хана Мухаммед Эмина, правившего ханством два раза, с 1487 по 1496 год и с 1502 по 1518 годы. В конце первого срока правления, в 1496 году, власть в ханстве захватил его старший брат Али хан, и Мухаммед Эмину вместе с еще одним братом, пришлось бежать в Москву. Когда шесть лет спустя, в 1502 году, Русское войско на реке Свияге, одержало победу над Казанскими Татарами,  Али хан был арестован, и вместе с женой заточен в темницу.  Вот как об этом событии говорит летописец,  (послал Московский князь своего воеводу князя Даниила Холмовского, да князя Александра Оболенского, князя Семена Ряполовского, и встретил их Казанский царь Али хан старый с воинами своими на реке Свияге, и был у них бой великий, и помог бог пречистой своей матери молитвами воеводам Московским, и побили Татар, и мало их в Казань утекло, города же закрыть и в осаду сесть не успели, и самого царя Али хана живого поймали, и с ним во град войдя  поймали мать его и царицу, и двух братьев его, и к Москве их привели). 1. Мать Мухаммед Эмина, и двух его младших братьев, тоже попавших в плен, отправили в ссылку на Белое озеро, а Мухаммед Эмин в 1502 году снова занял ханский трон, получив власть от Московского князя, которому в это время служил. Как видно из приведенного выше рассказа, происходили эти события примерно за тридцать лет до завоевания ханства Русскими. Снова получив власть над ханством, Мухаммед Эмин дал клятву Московскому князю, что будет жить в мире и дружбе с Москвой. Очень долго, около семнадцати лет он соблюдал свою клятву, до тех пор, пока в темнице не умер его старший брат Али хан, и по Мусульманскому обычаю жена умершего не перешла по наследству к Мухаммед Эмину. Примерно в это же время Московский князь решил помиловать других родственников Казанского хана томившихся в ссылке на Белом озере. Как оказалось, к этому времени мать Мухаммед Эмина уже умерла в ссылке от старости. От болезни умер и один из его братьев. В живых остался только младший брат Казанского хана царевич Кудайкул, которого Московский князь вернул из ссылки на Белом озере. Чтобы загладить свою вину перед Татарским правителем Московский князь отдал в жены свою старшую сестру Евдокию, за возвратившегося из ссылки царевича Кудайкула. За достаточно длительный мирный период, в Казанское ханство, приехало, и поселилось здесь, большое количество богатых Русских купцов и искусных мастеровых людей. Летописец пишет, что Русские свободно жили не только в городе Казани, но и во всех окрестных улусах безбоязненно, надеясь на Мухаммед Эмина как на своего родного царя. Вот как об этом событии рассказывает автор.(Посадил в Казани великий князь служилого своего царя Мухаммед Эмина Ибрагимовича приехавшего из Казани к Москве с братом своим Ходелетифом, Али хану же царю в заточении умереть, и люба ему была очень братняя жена. И начала по малу она разжигать как огонь сухое дерево, и как червь сладкое дерево точить, и как прелукавая змея научаема от вельмож своих царевых, присосавшихся к выи его шепча царю в уши день и ночь, да отложится Казань от великого князя, и да не называется Казанский царь рабом, да не позором и унижением будет всем царям во всех их бусурманских землях, и всю Русь да погубит живущую в Казани, и корень их изведет из всего царства своего). 2. Просидевшая больше десяти лет в темнице жена Али хана, по Мусульманскому обычаю перешедшая к Мухаммед Эмину, стала всеми возможными способами добиваться от мужа восстановления независимости Казанского ханства от Москвы. Действуя через приближенную к хану Татарскую знать, и напрямую уговаривая мужа, она убеждала его приказать убить всех Русских живущих на территории ханства. Далее в летописи говорится, (как каждодневная дождевая капля твердый камень пробивает, так и женское льщение даже твердых мужей разум съедает). 3. Долго крепился хан Мухаммед Эмин, но все же прислушался к словам жены своей, и отдал приказ убить всех Русских живущих в ханстве. Убили всех, и молодых, и старых, и мужчин, и женщин, не пощадили даже грудных младенцев. Только золота взятого у Русских купцов было так много, что им засыпали полную комнату во дворце, а остальные купеческие товары и имущество, растащили жители ханства, сильно за счет этого обогатившись. Понаделали Казанские жители из цветных тканей, взятых у купцов себе одежд дорогих, и расцвел город как цветник, ведь все жители ходили, и хвалились друг перед другом кто ярче и богаче одет. Хан же Мухаммед Эмин с того времени, не ел больше со своими вельможами из простой деревянной или глиняной посуды, а только из золотой и серебряной. Как только сведения о произошедшей трагедии достигли Русской территории, так во всех концах государства, почти сразу стали появляться так называемые сироты Казанские. Многочисленная по количеству прослойка людей, постоянно занимающаяся попрошайничеством, сразу же стала использовать известие о произошедшей в Казани резне, для получения прибыли. Около церквей, и в торговых рядах все чаще стали появляться люди, показывающие прохожим малолетних детей, или грудных младенцев утверждая, что это ребенок известного всему городу купца, чудом оставшийся в живых и привезенный на родину добрыми людьми из Казанского царства. Первое время, пока произошедшее в Казани побоище было еще свежо в памяти народа, это видимо приносило попрошайкам хороший доход, и Казанских сирот становилось все больше и больше. Со временем таких сирот по всей Руси стало очень много, и они уже стали раздражать людей своим постоянным нытьем, поэтому первоначально доброжелательное отношение к ним сменилось на негативное. Поэтому в разговорном Русском языке закрепились, и дошли до настоящего времени выражения, в которых звучит явное пренебрежение и неверие в их истинное сиротство. В заключении нужно сказать, что многие такие люди, став позже взрослыми, видимо свято верили в свое знатное происхождение, и когда Русское войско, в очередной раз отправлялось воевать с Татарским ханством, в нем конечно же было много так называемых Казанских сирот, стремившихся отомстить Казанским Татарам за своих, как они считали убитых родственников.               
Список использованной литературы.
1. Авторский перевод фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
2. Авторский перевод фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
3.. Авторский перевод фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.