Короткие заметки о патриотизме 4

Харитон Егорович Сарамливый
Доносчику – первый кнут.
© Русская пословица.


По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
За правду он долго страдал.
© псевдонародная песня.

Примечательно, что в русском языке гармонично прижилось иноземное слово патриот.
Также примечательно и то, что в русском языке не нашлось слова, противоположного по смыслу слову патриот. Это означает, что русскому человеку генетически присущ патриотизм.

Русский язык сам по себе рассказывает о русском характере и русских обычаях. Надо только почаще заглядывать в толковый словарь Даля. В нём можно найти всё!
Из него мы узнаем, что, в отличие от такого сугубо иноземного понятия, как взятка, доносы были и на Руси.
Читая абзац «донашивание» видим, что Даль не испытывает таких же затруднений толкованию слова «донос», какие он испытывал с толкованием слова «взятка».
Примечательны оттенки, подчёркнутые Далем.
«Доказ также донос, свидетельство на кого-либо...  Доказчику первая мука (первый кнут), коли обманет или не докажет доноса».
Слова «уличитель, доводчик, доносчик, доказник, доказуха» толковый словарь относит к бранным.

В этом вся суть разницы между отношением к доносу на Руси и (для наглядности) в Европе.
Доноситель подвергался пыткам первым. А потом уже, если доноситель под пытками доказал, что он не клевещет, приступали к допросу преступника.
В Судебнике 1497 года «ябедничество» считается столь же тяжким преступлением, как «татьба», «разбой», «душегубство» и подлежит тому же наказанию.
Опять же, сам уклад жизни не способствовал обычаю доносить. Почти всё население жило на селе. А на селе всё про всех знают и нет нужды в доносах.

В Европе же всё наоборот. Быть доносчиком было почётно и доходно ещё со времён Афинской демократии. Особенно расцвело доносительство в Испании времён Инквизиции. Не отставала и Германия, в которой сжигали ведьм на основании одного лишь доноса. В Англии существовала целая каста профессиональных лжесвидетелей. А во Франции в 1791 году ДЕНУНЦИАЦИЯ (заявление, донос) была объявлена законодательно «высшей обязанностью гражданина перед Отечеством».

Русскую пословицу «Сам погибай, но товарища не выдавай» в Европе не поймут. Если вы зазевались и не пропустили пешехода на пешеходном переходе, вы далеко не уедете. Потому что на вас уже донесли и максимум через пятьсот метров вас остановит полиция.
Когда-то в немецких супермаркетах принято было вешать объявление: «Воровать нельзя. Указавшему на вора — премия 100 марок».

На европейскую почву доносительство в России поставил, конечно же, Пётр I, который, как известно, всё делал по примеру Голландии. Пётр  ввёл награды для доносчиков. Это оживило доносительство в стране, но не переломило брезгливого отношения к доносчикам. И занятие доносительством было по прежнему не престижным и небезопасным.

Активную попытку в очередной раз внедрить одну из самых ценных европейских ценностей в тридцатые годы прошлого века предприняли Енох Иегуда и Иосиф Джугашвили с компанией. Попытка принесла ощутимые результаты. Насаждаемый угрозами и насилием институт доносительства принёс свои плоды.
Но вместе с тем, выработал ещё более стойкое отвращение к доносительству в русском народе.

Немалую роль в отношении к ябедничеству играло и извечное чувство сострадания русского человека к сирым, убогим, бродягам и, конечно же, «борцам за правду» За правду, эту вековую несбыточную мечту русского мужика.

Вспомним:
«О себе приезжий… если же говорил…, то с заметною скромностию…, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его…» © Гоголь.

Услышав, что приезжий проходимец Чичиков пострадал за правду, аборигены мгновенно полюбили приезжего, приравняв его к народному герою.

Вот такую жалостливую песню пели стародавние каторжане:
   Милосердные наши батюшки,
   Не забудьте нас, невольников,
   Заключенных, -- Христа-ради! --
   Пропитайте-ка, наши батюшки,
   Пропитайте нас, бедных заключенных!
   Сожалейтеся, наши батюшки,
   Сожалейтеся, наши матушки,
   Заключенных, Христа-ради!

И батюшки – матушки сожалели! И подавали пропитание ворам, убийцам, разбойникам.
Но никогда – доносчику!

Добредшего до Байкала бродягу уважали за многочисленные страдания.
И батюшки – матушки и коллеги – арестанты «убеждены, что одна часть совершенных им преступлений невольная, сделанная от простоты, другая часть ему приписана судьями, о чем он узнал только тогда, когда уже очутился в тюрьме… Бездольная жизнь по тюрьмам… породили в бродяге непонимание, отчуждение, даже отвращение ко всякого рода собственности. Бродяга сделался простосердечен и добр до того, что, если у него завелись деньги, ступай к нему смело всякий -- отказа не получит ».
© Максимов.

По причине всё той же брезгливости к доносам русский мужик укрывал всяких бомбистов и прочих революционеров. Если кто на революционеров и доносил, то их же коллеги – революционеры. А имя Евно Азеф даже стало нарицательным.

………………………………..

ИТОГО.
Если ты учишься в немецкой школе, и положил кнопку на учительский стул, под задницу учительнице, берегись. Когда учительница спросит «Кто это сделал»? все, как один, одноклассники, укажут на вас пальцем.
Если же ты ученик русской школы и сделаешь то же самое, никто не укажет на тебя пальцем. А если кто укажет, тот после уроков будет посажен голой задницей в сугроб. А то и побит палкой.