Короткие заметки о патриотизме - 3

Харитон Егорович Сарамливый
      


Не считай преступным делом - 
 Взять хорошенькую взятку,   
Прилепись душой и телом 
 К канцелярскому порядку.   
© П. И. Вейнберг. Практические советы.


Можно ли не любить родину? Ведь Родина – это не царь, не президент, не ваш сосед, и даже не ваша жена.  Которых вы можете не любить. Родина это «то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой!..»

Сегодня трудно представить, что толковый словарь Даля в стране советов, в усечённом до безобразия виде, издавался всего один раз. А в полном виде не издавался ни разу.
И только в новой России словарь начал издаваться и переиздаваться. Интерес к словарю такой, что его издали, как минимум, сто сорок раз. Несмотря на бесконечные диверсии по отношению к русскому языку, интерес к великому сочинению Даля не угасает.

Читая словарь, многие начинают неожиданно для самих себя, раздумывать над такими вещами, над которыми прежде далеко не каждый задумывался. Раздумывать уже и над тем, отчего великий Автор по разному строит тот или иной абзац.

Вот, например, читаем большой абзац «Взимать».
Когда автор доходит до толкования слова взятка, вдумчивый читатель обращает внимание на следующую особенность. Далю не хватает русских слов для исчерпывающего толкования слова взятка, приходится пояснять его словами иноземного происхождения.

«Взятка ж. срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело».

Здесь и татарские бакшиш, хабара. И арабское могарыч.

Это говорит о том, что взяточничества в стародавние времена на Руси не было. Попросту не было. Фольклор русский воспевал удальца Илью Муромца, разбойников Кудеяра да Стеньку Разина, безымянного бродягу, притащившегося к Байкалу, Ваську Ключника – злого разлучника. Украсть, ограбить – это в характере русского человека. А вот давать взятки для русских нехарактерно. Не по русски.

На самом деле в этом, казалось бы, удивительном факте удивительного ничего нет. Таким уж сложился общественный и экономический уклад на Руси. Прежде всего, это обусловлено сословным и вотчинным укладом русского государства. Русь не была знакома с Римским правом, лежавшим в основе законов европейских стран.


Испокон веков собственность в России обозначалась термином «вотчина».
Корень  слова «вотчина» тот же,  что и  в слове «отец».
Вотчина обозначает собственность и права, унаследованные от  отца.
Наследование от отца и было полным доказательством  владельческого  права.  «Оставленное отцом» означало «неоспоримо мое».
По смерти владельца имущества оно делилось равными долями между наследниками мужского пола. Никакими взятками этот порядок изменить было невозможно. Кому я должен дать взятку, чтобы быть сыном моего отца? Нелепость какая-то, не так ли?
Изменить социальный статус за взятку тоже было невозможно. Если ты по рождению не боярин, ты не можешь им стать никаким образом.
Таким образом, взятка во властных кругах общества была бессмысленна.
А со  времён Ивана Грозного земля ещё и постепенно становится монаршьей собственностью. Владеть землёй можно было только служа государю (или государству, что в те времена одно и то же).

В крестьянской среде, к которой принадлежала подавляющая часть русского народонаселения, о взятках и говорить смешно. Треть крестьян составляли крепостные. Конечно, крепостной крестьянин мог выкупить себе свободу, заплатив помещику выкуп. Но выкуп это ведь не взятка.
Свободные же (государственные) крестьяне опять же, не имели возможности изменить своё социальное или материальное положение. Единственное, что они могли, так попытаться перейти в крепостные, поскольку налоги вольных крестьян были намного выше, чем у крепостных. Но вряд ли для этого был смысл давать взятку.

Дворянство, изначально происходившее из боярских холопов, вплоть до правления  Екатерины II, владела землей по царской  милости.  Какой стимул давать взятку был у дворянина? За что?  За выход со службы? Или за то, чтобы приняли на службу? Служить дворянин был обязан по закону. А если ты вышел со службы, так лишаешься средств существования.


Петровская «Табель о рангах» всего лишь создала предпосылки для взяточничества. И только во времена Екатерины Второй семена взяточничества, посеянные в благодатную почву, стали давать невиданные урожаи.
Почву эту создали следующие обстоятельства.
Первое это присоединение земель Речи Посполитой, где взятка издавна признавалась нормой.
Второе это зарождение отечественной буржуазии.
Третье – стремление Екатерины Второй наладить в России то, что принято называть «общественной жизнью». То есть, участие определённых слоёв общества в государственной жизни.

Едва ли не первый случай отъёма земли у законного хозяина за взятку был описан Пушкиным в повести «Дубровский».
В которой великий Поэт наглядно показал безвозвратное отмирание вотчинного права и приход совершенно новых экономических и политических отношений.
Европейских отношений.

Сегодня же, когда Россия приобщается к европейским ценностям, взятка и в России становится нормой.
Бытие определяет мышление!
© Европейская пословица.

Что о том тужить, чего нельзя воротить.
© Русская поговорка.