Гоняли духов по ущельям

Любовь Архипова-Уральцева
– Вы застали меня в Гундоровке совершенно случайно, – после приветствия сказал Георгий Павлович Попко, – меня очень трудно здесь застать. Работа такая – связист «Ростелекома». Бываем в разных точках нашего Орловского района…
Профессию связиста он освоил уже в мирное время. И связь эта служит людям. А юность пришлась на ожесточённые события в Демократической республике Афганистан.
– В Афганистане я пробыл с ноября 1980 по май 1982 года. Призывался в мае – весенний призыв. И до осени проходили «учебку» в Туркменском Ашхабаде, в первом, пехотном, городке. Служил в легендарной Гатчинской дважды Краснознамённой мотострелковой дивизии, в 783 отдельном разведывательном батальоне. Он выходил из республики одним из последних. Мы стояли под Кундузом, прикрывали наших. Стараюсь следить за событиями в Афганистане и сегодня. Сейчас Кундуз в руках талибов.
…Из Ашхабадских «учебок» 80 процентов солдат отправились в Афганистан. От новобранцев не скрывали, говорили открыто: «Вас готовим для боевых действий». И 22 ноября Георгий с новыми боевыми друзьями оказался на войне, о которой в Советском Союзе многие даже не подозревали. Попал во взвод связи, стал оператором-наводчиком.
Два месяца привыкал к обстановке. Первое время особенно раздражал гул вертолётов. Очень быстро понял огромную разницу между тем, чему учили, и военной действительностью.
– Нас учили так: в случае опасности надо быстро закрыть люк боевой машины. На деле оказалось, что надо действовать с точностью до наоборот – люк не закрывать, чтобы была возможность при обстреле быстро выскочить и, укрывшись, дать ответный огонь.
Георгий Павлович рассказывает, как гоняли «духов» по кишлакам, брали их укрепительные батальоны. Воевать в населённых пунктах, в горной местности трудно. Дома в кишлаках вплотную подходят к дороге, поэтому повсюду, на любом участке могла поджидать засада.
На севере Афганистана довелось воевать вместе с афганскими разведчиками из Баглана. Они обучались военному искусству в Советском Союзе и хорошо владели русским языком. В моменты затишья даже кино вместе смотрели. Известный фильм «Ленин в октябре» увидели на афганском языке пушту.
Забавно, в то же самое время в Кундузе очень часто бывал муж тёти Георгия Павловича. Но – злая шутка судьбы! – они не встретились ни разу. Георгий Павлович вспоминает, будто и мама в письмах сообщала об этом. Но… Потом, уже по возвращении, удивлялись: как же пути не пересеклись?
Письма из родного дома приходили часто. Перебои случались в зимнюю пору, когда перевалы заметало, и вертолёты не летали.
– У меня друг был почтальоном. Это у него было общественное поручение, и он его ответственно выполнял. На боевые задания он всегда ходил с радиостанцией. Однажды зашёл на крышу одного дома по лестнице с одной стороны, а спуститься предстояло с другой. В этот момент «дух» в него и выстрелил.
Гибель друзей довелось видеть не раз. Совсем по-другому запомнился августовский день 1980 года, когда вся страна, прильнув к экранам телевизоров, умиляясь, плакала, расставаясь с ласковым олимпийским Мишкой. Люди даже не подозревали, какая кровавая трагедия происходила в то самое время в Яварзанском ущелье.
Это позднее офицеры 783 отдельного разведывательного батальона создали свой сайт и подробно рассказали о событии 3 августа. Потом была написана книга «Афганистан. Записки начальника разведки 201 мотострелковой дивизии»: «Командование 40-й Армии проводило Яварзанскую операцию с 29 июля по 9 августа 1980 года. Надо было взять отроги ущелья Машхад, где, по разведданным, были большие склады оружия и продовольствия. И если само ущелье Машхад было более или менее контролируемым, то многие из его отрогов – Яварзанское ущелье, например, был «краем непуганых птиц», где «духи» чувствовали себя вольготно.
Вход в это ущелье закрывало плато. Слева и справа к нему подходили сквозные ущелья. Второй батальон 149 гвардейского мотострелкового полка МСП прошёл по ущелью Машхад, дошёл до плато и занял его. Где-то 30—31 июля они начали штурм Яварзанского ущелья, однако, встретив упорное сопротивление и подошедшие свежие силы «духов», сами были окружены и перешли к обороне.
Вечером 2 августа 783 ОРБ сосредоточился у кишлака Кишим и получил приказ выдвинуться на помощь окружённым. Ранним утром 3 августа три роты 783 разведывательного батальона дивизии с приданными им миномётными и гранатомётными взводами 149 гвардейского мотострелкового полка, сапёрами, также группами арткорректировки и авианаведения – всего 142 человека под командованием командира батальона А.К. Кадырова выдвинулись в пешем порядке (на технике движение было невозможным) на юг от горы Кишим по ущелью Машхад.
В материалах расследования по этому случаю говорится: «Совершая обход, не обеспечив огневое прикрытие передовыми дозорами с господствующих высот, батальон попал в засаду, устроенную бандформированием главаря Вазира Хистаки. Разведчики оказали ожесточённое сопротивление, и в течение почти суток вели неравный бой в окружении. Только на следующее утро к ним на выручку прибыл мотострелковый батальон 860 ОМСП, когда душманы уже сами отошли ночью». В этом бою погибли 49 человек – 38 – из 783 ОРБ и 11 – из приданных подразделений. Ранено было, по разным данным, от 47 до 52 человек. Это были самые крупные потери Ограниченного Контингента в 1980 году».
После тяжёлых боёв отдыхали, читали письма, писали весточки в ответ. Георгию часто приходили письма от любимой девушки. С Верой вместе учились в школе, дружили с пятого класса. Она тогда в хуторе Романовском жила, Георгий – в Гундоровском. Когда провожали в армию, обещала ждать. И дождалась! 10 мая 1982 года, демобилизовавшись, воин-интернационалист покинул Афганистан, 14 мая его встречали родные и друзья, любимая. В августе молодые расписались. И нынешний год у Попко юбилейный – 55-летие со дня рождения и 35-летие семьи. Двое детей взрослых. У дочери уже дочка подрастает, любимая внучка!
Георгию Павловичу очень дорога солдатская дружба, настоящее боевое братство. Даже спустя десятилетия эта дружба не ослабевает. Жаль только, друзья потихоньку уходят… Когда стали говорить о наградах, Попко первым делом отметил:
– В нашем783-м батальоне каждый третий был награждён орденами, и даже есть Герой Советского Союза – Игорь Плосконос. Многие награждены посмертно…
У самого у него – знак Воина-интернационалиста, медали «От благодарного афганского народа» и «80 лет Вооружённым Силам СССР».
– Самое главное – чтобы сейчас не было войны. Чтобы внуки наши в мире жили…