1. Один за другим сдаются дома

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: крупнопанельные дома. Они были ярко раскрашены. Цвет был сочный, говорили, что красили какой-то специальной импортн краской. Сегодняшняя окраска этих домов мало напоминает ту, которая запомнилась. В интернете я, к сожалению, не нашёл снимков этих домов того времени. Это не удивительно. Цветной фотографии тогда не было.


В июне в микрорайоне «А» сдали в эксплуатацию дом №31. Это был последний дом, который строили из кирпича. Теперь дома строили только из крупных панелей. Одна панель – стена комнаты с окном или без окна. Дома теперь стали строить быстрее, чем раньше. Теперь сдача их в эксплуатацию производилась два раза в год. Меньшая часть (процентов 30) сдавалась в первом полугодии (до 1 июля), большая – в конце года.

Домостроительный комбинат «Сибакадемстроя» набирал силу, но панелей нехватало, и часть панелей по указанию Минсредмаша приходила из других мест. Точнее, панели поступали в комплекте, т.е. домостроительные комбинаты отправляли целые дома, их оставалось только собрать, установить сантехнику, электрику и отделать.

Профессия каменщика ушла в прошлое. Теперь нужны были монтажники. Это были типовые дома, которые по всей стране должны были решить жилищную проблему, – так нам обещали.

Правда потолки в этих домах были много ниже, кухоньки маленькие, а туалеты, совмещённые с ванной, но всё же это лучше, чем ничего. Говорили, что дома строятся только на 25 лет, а потом их разберут и построят другие, с более комфортабельным жильём.

Их начали сносить только через 50 лет, когда жизнь в них стала совсем невыносимой. С этими домами эксплуатационники начали мучиться сразу после их сдачи, потому что многие швы между панелями протекали. То ли конструкция их была неудачной, то ли заделка швов при монтаже была некачественной. Скорее всего, и то, и другое. Так что жалобы новосёлов потекли широкой рекой.

Во время приёмки домов комиссия тщательно проверяла каждый шов, проверялся он и в ходе строительства, но все равно на стыках панелей начиналась течь.

Дома из крупных панелей строили в микрорайоне «Б» и «В», причём именно в микрорайоне «В» их красили в яркие цвета и строители утверждали, что это какая-то особая несмываемая импортная краска.

Дома вдоль Спортивной ул. Сияли всеми цветами радуги, причём преобладали насыщенные цвета. Этот район из-за такой сумасшедшей раскраски домов стали называть Гарлемом.

Почему Гарлем, район Нью-Йорка, где, как мы знали, живут только негры, ассоциировался с яркой раскраской, я не знаю.

А, может быть, его называли Гарлемом ещё и потому, что люди жили тесно. Норма жилплощади на человека была низкой – 5 кв. м на человека. Несмотря на то, что квартиры в этих домах предназначались на одну семью, часто в одну квартиру вселяли две семьи. Говорили – временно, но люди так жили годами.

Дома сдавали, люди заселялись, но очереди, по-прежнему, были длинными. Институты тоже росли, как грибы. Соответственно приём на работу был очень большой, так что спрос на жилье возрастал.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/06/598