О выводе тяжелого самолета из штопора

Василий Васильевич Ершов
 
             На тему многочисленных вопросов, типа: а нельзя ли вывести самолет из штопора, создав переднюю центровку путем пересадки пассажиров вперед?
             Ответ практического пилота.      

                *****

              Штопор с высоты 10 км длится максимум две минуты. За это время пилотам надо:

- определить по приборам, что самолет в штопоре;
- отдать команду перевести всех пассажиров вперед;
- поднять этих окаменевших от страха пассажиров и заставить их двигаться, в условиях страшных перегрузок;
- определить, что пассажиры уже скопились впереди и центровка уже передняя;
- произвести необходимые действия рулями на вывод;
- дождаться, когда инертный самолет прекратит вращение и перейдет в режим пикирования, не превысить при этом разрушающей приборной скорости;
- перевести самолет из пикирования в горизонтальный полет, не зацепившись за землю, но и не превысив разрушающую перегрузку.

              С этим, извините, за две минуты не справится и сам Господь Бог, а не то что до смерти перепуганный экипаж. А он таки до смерти перепуган. И бортпроводники не смогут управиться с гипотетической толпой хлынувших из хвоста пассажиров –  люди в панике передавят друг друга и заклинят проход.

             Эта ситуация сродни подобным:

           - Смогут ли пассажиры переполненной лодки, захлестнутые волной в шторм, успеть вычерпать воду, не дать волнам захлестнуть лодку еще раз и вернуться на берег?

           - Сможет ли поезд, превысивший скорость на вираже и слетевший с рельсов, вернуться вновь на колею?

           И т.п.

           Разумный человек скажет: нельзя такого допускать! И будет прав.


                *****