Забытая история с. Талали

Три года назад (в 2014 г.) жители с. Талали торжественно отметили 110-летний юбилей своей малой родины. Оно и понятно, официальной датой образования этого села сегодня считается 1904 год. Она указана в справочнике «Опыт энциклопедического словаря. Амурская область», составленном профессором Н.К.Шульман, под редакцией академиков В.В.Воробьёва и А.П.Деревянко, и изданном в Благовещенске в 1989 году. Казалось бы, столь авторитетные имена на обложке книги являются полной гарантией точности приведённой в ней даты рождения Талалей. Тем не менее, она не верна. Об этом свидетельствует целый ряд исторических документов.

Во-первых, выселок Талали отмечен в Памятных книжках Амурской области за 1901 и 1903 годы. Во-вторых, населённый пункт Талали есть на Карте заселения Амурской области, составленной в 1902 году. В третьих, Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска за 1912 и 1919 годы чётко указывают настоящую дату рождения этого села (в то время ещё казачьего хутора) – 1897 год.

Но откуда же взялся тогда в советских справочниках 1904 год? Найти непосредственный источник этого заблуждения мне не удалось, но имеющиеся в распоряжении историков факты позволяют прояснить данный вопрос логическим путём. Для начала разберёмся с составом первопоселенцев по месту выхода и происхождению. Сайт «Амурские сезоны», публикуя списки репрессированных в 20-30-е годы жителей амурских сёл, даёт такую возможность, поскольку эта беда коснулась тогда очень значительной части их населения.

По месту рождения всех репрессированных с. Талали можно разделить на шесть групп: 1) родившихся в самих Талалях, 2) в Забайкалье, 3) в Краснодарском крае (на Кубани), 4) на левобережной Украине, 5) в южно-русских губерниях, 6) в других местах Амурской области. Самой многочисленной является четвёртая. Остальные делятся примерно поровну, причём фамилии рождённых в Талалях всегда совпадают с фамилиями из других групп, что позволяет первых тоже причислить к этим группам. Шестую группу можно игнорировать, поскольку её представители вряд ли могли принадлежать к семьям дореволюционных жителей данного села. Таким образом, остаётся четыре группы, различающиеся по месту выхода.

А теперь попробуем определить, когда каждая из этих групп могла появиться в Талалях.

Выселок Талали, зафиксированный в статистических изданиях начала 20-го века, был образован выходцами из какого-то уже существовавшего казачьего поселения. Логично предположить, что это был хутор Симоновский Кумарского станичного округа, поскольку он являлся ближайшим к Талалям и располагался в долине той же речки Белой, чуть более 10 вёрст ниже по течению. К концу 1900 года в выселке жили всего две большие семьи общей численностью 18 человек. Через два года талалинцев было уже 27, а число семей увеличилось до четырёх. Видимо, подселились дополнительно одна (ещё одна могла выделиться из прежних) или две семьи, скорее всего из того же хутора Симоновского.

Появление выселка Талали именно в 1897 году вряд ли было случайным. Ещё в 1894 году тогдашний Приамурский генерал-губернатор и, по совместительству, Атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск С.М.Духовской своей властью отвёл в основном пустующие тогда земли вдоль рек Амур и Уссури во владение казаков «впредь до законодательного разрешения вопроса о границах казачьей территории». Ширина этой полосы, которая стала называться «наделом Духовского», составляла 15 вёрст. Примерно на таком расстоянии от Амура и был образован три года спустя выселок Талали. Своим появлением он фактически обозначил северо-восточную границу принадлежащей Симоновскому хутору территории.

Хутор Симоновский был заселён забайкальскими казаками, поэтому и основатели Талалей тоже, по всей вероятности, должны были быть выходцами из той же среды. Среди репрессированных в 20-30-е годы XX века талалинцев числятся четыре уроженца восточного Забайкалья: Илья Афанасъевич Баженов (1872 г. р.), Фёдор Константинович Баженов (1869 г. р.), Назар Иванович Шестаков (1872 г. р.) и Роман Степанович Бузыкин (1901 г. р.). Кроме того, есть ещё Иван Фёдорович Баженов, который родился в 1909 году уже в Талалях. Судя по отчеству, он являлся сыном Ф.К.Баженова.

Баженовы – известный в области до революции казачий род. Его представители жили во многих посёлках по Амуру, в основном выше Благовещенска. Что же касается Шестакова и Бузыкина, то местом их рождения отмечено с. Ишага, которое до революции было пограничным казачьим посёлком на берегу р. Аргунь. Таким образом, к числу первых жителей выселка Талали можно условно отнести Баженовых и Шестаковых. Бузыкины могли быть четвёртой семьёй, подселившейся в 1902 году.

Поскольку Талали вплоть до установления Советской власти являлись казачьим поселением, то все (или почти все) остальные его жители до революции тоже должны были быть казаками. Особенно это касается уроженцев нынешнего Краснодарского края (то есть выходцев с территории Кубанского казачьего войска). Когда же появились здесь кубанские казаки?

Начало их переселения на Амур относится к 1901 году. Тогда эту категорию казаков-переселенцев направили на заселение так называемого Зазейского района – бывшего «Маньчжурского клина» - относительно небольшой территории между Амуром и впадающей в него рекой Зеей, с которой незадолго до этого (во время вооружённого конфликта с Китаем 1899-1901 гг.) было согнано проживавшее там китайское и маньчжурское население.

По данным известного историка Амурского казачества В.Н.Абеленцева, из числа кубанцев «18 семей вначале остановились в выселке Талали Кумарского округа» (В.Н.Абеленцев. Амурское казачество XIX-XX вв. Благовещенск, 2005. С. 77). Правда потом, они «с разрешения наказного атамана перешли в Зазейский район» (Там же).
Когда именно они ушли из Талалей не ясно, но сам факт того, что данный выселок был избран руководством Войска для заселения кубанцами, говорит сам за себя.

Окончательно кубанские казаки осели в Талалях, видимо, после 1903 года, когда было «закрыто» их переселение в Зазейский район и оставшиеся партии разбросали по другим казачьим местам на Амуре и Уссури. Возможно, с их появлением и связано переименование выселка Талали в хутор, что вполне могло произойти в 1904 году.

Поселение в «полосе Духовского»  казаков (забайкальцев и кубанцев) кажется вполне естественным, но как могли оказаться здесь до революции выходцы из Полтавской и Черниговской (уже не казачьих в то время) областей? На то, что часть из них действительно приехала сюда ещё до революции, указывает факт рождения в с. Талали Ивана Александровича Мечикова в 1917 году. Его (очевидно) отец, Александр Алексеевич Мечиков, числится в том же списке как родившийся в Черниговской области в 1886 году. Известен также факт рождения в с. Талали в 1908 году Гавриила Мартемьяновича Майсак, родители которого были выходцами с Полтавщины (Летопись сёл Свободненского района. 1922-2007 гг. г. Свободный. С. 50).

Объяснение этому странному на первый взгляд факту имеется в написанной войсковым старшиной Р.С.Ивановым в 1912 году «Краткой истории Амурского казачьего войска». Там сказано, что в 1906 году правительство предложило Войску заселять казачьи земли крестьянами с зачислением их в казаки. Желающих сразу же нашлась масса, поскольку при этом выдавалось пособие 150 рублей (стоимость верховой лошади – Ю.Т.) на семью. Было даже образовано несколько дополнительных казачьих хуторов. Лишь 3 апреля 1910 года Комитет по заселению Дальнего Востока постановил прекратить причисление к Амурскому казачьему войску крестьян, а оставшиеся излишки земель из полосы Духовского отдать под образование собственно крестьянских селений (Амурские казаки (1-й том). Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век». Благовещенск, 2008. С. 169-170).

Итогом трёх первых этапов заселения с.Талали стал очень резкий рост его населения. К 1912 году в нём жило уже 212 мужчин и 186 женщин казачьего сословия, а также 8 не казаков (2 мужчин и 6 женщин), то есть всего 398 человек. Таким образом, за 10 лет население увеличилось gjxnb в 15 раз. Пять лет спустя там уже проживал 501 человек в 70 приписных и 2 посторонних хозяйствах (Поселенные итоги сельскохозяйственной переписи в Амурской области в 1917 г.. Благовещенск, 1918. С. 160-165), а в 1927  – 802 (Список населённых мест Амурского округа за1927 г. С. 22). В последнем случае учтены и подселившиеся за годы советской власти крестьяне-переселенцы, тогда как число бывших казаков значительно снизилось (многие бежали в Китай, опасаясь мести Советов за активное участие в гражданской войне на стороне белых властей).

Нелишним будет вспомнить и о хозяйстве казачьего Талали к началу революции 1917 года, когда никто ещё не слышал здесь ни о каких колхозах, МТС, МТФ, комбайнах и тракторах, а большая часть взрослых мужчин (на своих лошадях) сражалась на полях Первой мировой войны. Всего на хуторе оставалось тогда 358 лошадей (в т.ч. 242 рабочих), 256 голов крупного рогатого скота (в т.ч. 107 коров), 304 свиньи и 1043, 7 десятин пашни (из которых засеяно 820 десятин)(Поселенные итоги сельскохозяйственной переписи в Амурской области в 1917 г.. Благовещенск, 1918. С. 160-165). Таким образом на одно хозяйство в среднем приходилось почти по 5 лошадей (в т.ч. более 3-х рабочих), 3,5 головы к.р.с. (в т.ч. 1,5 коров), более 4-х свиней и 14,5 десятин пашни (11,4 дес. посева) . Тогдашняя десятина составляла 1 га + 1197, 44 кв. метра.

Как же получилось, что нынешние жители Талалей совершенно не знают первого, казачьего периода своей истории? Судя по всему, потомственная часть здешнего казачества (забайкальцы и кубанцы) давно покинула село (по своей и не по своей воле), а частично была выбита в годы сталинских репрессий и на фронтах Великой Отечественной войны. Наскоро же повёрстанные в казаки за 7-10 лет до революции крестьяне-переселенцы не успели сжиться со своим новым статусом и при советской власти предпочитали не вспоминать о кратковременном пребывании в составе этого враждебного Советам военного сословия. Немало сделала для вытравливания памяти о казачьем прошлом талалинцев и сама Советская власть.

Итак, подведём краткий итог наших рассуждений. Село Талали было основано как выселок казачьего хутора Симоновский в 1897 году. В 1904 году (предположительно) он был преобразован в хутор, с подселением семей кубанских казаков. В 1907-1910 годах в состав его населения вошли также крестьяне-переселенцы из разных губерний европейской России (в основном Полтавской и Черниговской), пожелавшие вступить в сословие казаков.

Таким образом, село Талали в наступившем 2017 году по праву должно отмечать 120-летнюю годовщину с момента своего основания. С юбилеем вас, уважаемые талалинцы. Помните и чтите свою историю. Она этого безусловно стоит.


Список источников:

1. Абеленцев В.Н. Амурское казачество. 19-20 вв.: Сборник статей и публикаций. Благовещенск, 2005
2. Амурские казаки (1-й том). Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век». Благовещенск, 2008
3. Летопись сёл Свободненского района. 1922-2007 гг. г. Свободный.
4. Опыт энциклопедического словаря. Амурская область. Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, 1989
5. Памятная книга Амурской области на 1901 г. Благовещенск, 1901. С. 130
6. Памятная книга Амурской области на 1903 г. Благовещенск, 1903. С. 147
7. Список репрессированных из села Талали. Книга памяти Амурской области. / Амурские сезоны / http://геоамур.рф/sources/d_28_14/district14-x=14$01.php
8. Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска. 1912 г. / Ф. 10-И. Оп. 1. Д. 80а. Л. 1
9. Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска на 1 января 1919 г. / Ф. 10-И. Оп. 1. Д. 152. Л. 1


Рецензии
Сколько ни читаю о казаках всегда создается впечатление что их во все времена кидали грудью на амбразуру. Все шишки им достались. Видимо доля такая казачья...

Алена Драгунова   21.02.2017 20:14     Заявить о нарушении
В своё время это сословие создавалось в качестве военной прослойки между подконтрольной российскому государству территорией и воинственными кочевниками, охочими до грабежа невооружённого осёдлого населения. Позже казаки стали использоваться в качестве пограничной охраны на малонаселённых восточных границах с Китаем. За это они получали от государства определённые привилегии. Большевики посчитали эти привилегии излишними и ликвидировали их. Это и стало причиной казачьей "вандеи" в годы гражданской войны, что, в свою очередь, привело к мести казакам со стороны советских властей.

Юрий Тарасов-Камчатский   22.02.2017 15:16   Заявить о нарушении