По ту сторону экрана или Где они?

Тамара Сароян
     Как-то раз, маленькая Лера искала вечером свою игрушку и нигде не могла её найти. Тогда она пошла в зал, в надежде найти её там. Игрушки там она не нашла. Потом девочка огляделась. Мама с папой сидели на диване и смотрели телевизор.

-Мам, пап, вы не видели моего плюшевого мишку?-спросила она.
 
    Но мама с папой ничего не ответили. Лера машинально посмотрела на экран телевизора. Шёл какой-то старый фильм. Красивый молодой человек в кадре великолепно исполнял свою роль.

-Ой, какой красивый, - восхитилась Лерочка, мило сложив ручки.

    Мама с папой улыбнулись, наблюдая реакцию дочки.

-Мама, а кто это? - спросила Лера, показывая на экран.

-Если тебе интересен актёр, - сказала мама, улыбнувшись и посадив дочку на колени, - это был великий актёр. В свое время он покорил множество зрителей. Его звали М.К.

-Ой, как здорово!-воскликнула Лера, прыгая на одной ножке и весело хлопая в ладоши.-Как бы я хотела с ним познакомиться!

     Мама с папой опять переглянулись. Тогда мама взяла папу за руку и тихонько вывела его на кухню, оставив свою дочку веселиться у экрана.

-Как думаешь, что ей на это сказать?-тихо спросила мама папу.

-Сказать, как есть,-ответил он ей.-что этот актёр уже умер.

-Но он ей так понравился,- умилённо сказала мама.-У меня не хватит смелости ей это сказать. Давай скажем ей, что она поговорит с ним, только когда вырастет. Она скоро  об этом забудет, вот увидишь.

-Да, ты права,-ответил папа.-Ну попробуй её обхитрить, действительно, она всё равно  это скоро забудет. Потом, когда она подрастёт, мы ей обо всём расскажем.
 
    Мама кивнула и вышла из комнаты.

-Лерусик, пора спать, -сказала она, войдя в зал.

-Как, уже?-грустно сморщила носик малышка.

-Да, уже поздно, пора бай-бай,-сказала мама, поглаживая головку дочки.

-Но я не хочу спать…

-Ну, Лерочка, все сейчас ложатся спать. И твой мишка, и я сейчас пойду спать, и папа сейчас пойдёт спать…

-И дядя из фильма?-спросила кроха.

-И дядя из фильма,-кивнула мама.

-Хорошо, я тоже пойду спать,-согласилась Лера и быстро выбежала из комнаты.

     Мама посмотрела вслед Лере, немного постояла и пошла в детскую, чтобы поцеловать дочку на ночь. Папа был уже здесь. Лера лежала в своей кроватке, укрывшись тёплым, мягким одеялком.

-Мам, пап, как вы думаете, я смогу с ним когда-нибудь поговорить?

-А что бы ты ему сказала?-улыбаясь, спросил папа.
-Ну, не знаю,-потянула Лера.-Сказала бы, что он мне понравился.

-Значит, скажешь, когда вырастешь, - сказала мама, обнимая дочку.

-Скорей бы, - сказала Лера, накрываясь одеялом с головой.

-Спокойной ночи, малыш!

-Спокойной ночи!

     Мама выключила свет, и они с папой вышли из комнаты.

-Думаю, дня через два она обо всём забудет,- сказал папа.

     Действительно, уже с утра девочка как будто забыла всё то, что  увидела и услышала вчера. Родители начали потихоньку успокаиваться, а к концу недели были уверены, что их дочка давно забыла о существовании того злосчастного фильма и М. К.

     Время летело очень быстро. Лера училась уже в одиннадцатом классе и из милой наивной девочки она превратилась в красивую мечтательную девушку.
В один из вечеров она уютно подсела к маме на диван и спросила у неё:

-Мам, знаешь, кем я хочу стать в будущем?

-Кем же, интересно знать?- спросила мама.

-Мам, ты только не пугайся, возможно это будет для вас с папой неожиданно, но я… хочу стать… актрисой!- весело закончила девушка и, улыбаясь , взглянула на маму в ожидании реакции.

-Вот как!-проговорила мама.-Я, вообще-то, в будущем хотела видеть тебя юристом… А давно ты хочешь стать актрисой и что тебя подтолкнуло на это? Почему ты мне раньше не говорила об этом?

-Ну, понимаешь, мам, актрисой я хочу стать давно. Ещё с пяти лет. Я просто не хотела вам об этом говорить. Я молчала об этом 10 лет.

-Да-а…-протянула мама, стараясь быстро припомнить, в каком возрасте Лера столкнулась с фильмом, в котором играл М.К.-А как ты приняла такое смелое решение?

-Просто где-то лет в пять, я впервые увидела фильм, не мультик, не сказку, а фильм. Там играл «красивый дядя» и я спросила у тебя, кто это. Ты посадила меня на колени и сказала мне, что это был один из великих актёров, покоривший в своё время миллионы зрителей. Его звали М.К.. Тогда я очень захотела встретиться с ним, меня что-то сильно толкало поговорить с этим человеком. Раньше я не понимала, но сейчас я понимаю, что это вряд ли возможно. Ты, чтобы меня успокоить на ночь, сказала, что я ещё поговорю с ним, когда вырасту. Но с того момента он стал моим самым любимым актёром и по сей день остаётся им. Тогда я решила, что обязательно стану актрисой и буду на него похожа…Что я тоже покорю миллионную аудиторию и буду так же хорошо играть, как он. И я решила, что точно поступлю в театральный , куда бы вы меня не отдали.

     Мама испуганно смотрела на дочку. Пощупала рукой её лоб.

-Как ты всё это запомнила? Мы с папой были уверены, что ты давно это забыла.

-Ну, не знаю. Просто запомнила, и всё. Я просто не показывала вам вида , что я всё помню. И так десять лет. Ну ладно, я пойду, уже скоро девять часов, а я уроки ещё не все сделала.

     Валерия ушла, а мама позвала папу, села с ним на диван и сказала:

-Знаешь, кем хочет стать наша дочь в будущем? Актрисой! Интересно знать, почему? Вот я и задала ей этот вопрос.

-И что же она ответила?

-Как ты думаешь, что?

-Что?

-Она рассказала мне от начала до конца и в мельчайших подробностях историю с фильмом, где М.К. играл главную роль и которую мы так тщательно от неё скрывали на протяжении последних десяти лет.

-Да ты что?-проговорил удивлённый папа.-Но как она запомнила тот случай?

-Оказывается, она только делала вид, что забыла. Десять лет делать вид! А теперь она заявила мне, что будет актрисой и обязательно поступит в театральный.

-А ты имеешь что-то против?- спросил папа.-Что плохого в том, что девочка хочет стать актрисой? В конце концов, попытка не пытка. Если не понравится быть актрисой, поступит на юриста, будет два высших образования.

-Да, но я никогда не думала, что моя дочка будет актрисой…

-Дай ребёнку шанс,- прервал её папа.

     И вот наступил торжественный день, когда Валерия, одетая в красивое платье, поступила в один из театральных ВУЗов Москвы. Родители не могли налюбоваться своей дочкой: если ей суждено стать актрисой, она будет самой красивой актрисой и покорит миллионы зрителей.

-Ну а всё-таки,- сказала мама вечером за кружкой чая после Церемонии посвящения в студенты.-В чём заключается твоя цель?

-Моя цель-доказать людям, что советское кино ещё живёт, что его ещё не вытеснили никакие боевики и фильмы ужасов. Я верну советское кино на экраны.

    Действительно, принеся такую клятву, Валерия  начала работать, не покладая рук, и уже с первых дней учёбы в институте заявила о себе, как о старательной ученице и замечательной актрисе, подающей большие надежды . Преподаватели очень полюбили её, а товарищи по курсу брали с неё пример.

     Закончив учёбу, Валерия уехала в Москву и  начала успешно сниматься в кино, собрала огромную аудиторию поклонников… Но вдохновение она черпала из неизвестного образа М.К. – она не помнила, как назывался тот фильм, который она увидела, но почему-то она его не пересматривала и не особо старалась его найти. Она ни разу с того момента не пыталась найти о нём какую-то информацию в Интернете. В её голове сложился образ таинственного героя, незнакомца из потустороннего мира за стеклом телеэкрана. Но он был ей так близок!..Просто она помнила, что есть такой фильм, что есть такой актёр и этого ей было достаточно.

    Устроившись работать в одну из  самых престижных киностудий, Лера познакомилась с девушкой Наташей, которая работала в актёрском отделении. Девушки быстро сдружились, и вскоре ни один работник киностудии не мог их видеть порознь. В свободное от работы время, девушки часто ходили друг к другу в гости по поводу и без: иногда решали вопросы по работе, а иногда просто проводили время вместе. В один из таких вечеров Лера зашла к Наташе. Наташа  заварила чай и предложила подруге посмотреть какие-нибудь фильмы. Лера согласилась.
     Устроившись поудобнее у компьютера с кружками чая и сладостями, девушки начали смотреть фильм. Наташа, зная, как её подруга любит советское кино, и, желая угодить ей, включила один из таких шедевров. Странное дело: Лера, вроде бы, видела фильм впервые, но на экране она замечала человека, до боли знакомого. Где-то на тридцатой минуте фильма, Лера узнала тот эпизод, который она увидела пятнадцать лет назад, увидела актёра, о котором кроме имени и фамилии, больше ничего не знала, но которому так симпатизировала.

-Это же он!-неприлично громко воскликнула она.

-Кто-он?-спросила Наташа, ставя фильм на паузу и пристально глядя на подругу.

-М.К..

-До тебя дошло, что это М.К. только на тридцатой минуте фильма?-сказала, улыбаясь, Наташа.

-Нет, я просто…-начала Лера, но Наташа продолжала:

-Да, действительно, актёр был гениальным… Умел оживить любую роль. Жалко, что уже умер.

     Тут Леру облило ледяной водой: она не думала, что тот, кто подтолкнул её на путь актрисы, уже умер.

-Как  «умер»?..

-Ну, Лера , ты даёшь,-сказала Наташа.-Сначала восторженно кричишь «Это он!», а сама не знаешь, что «он» уже давным-давно умер,  мы ещё маленькие совсем были, когда это случилось. А ещё актриса!

     Лера вылетела от подруги, не попрощавшись с ней. Она даже не хотела объяснять Наташе причину такого неожиданного поворота событий, по крайней мере, сейчас.
Валерия шла по ночным улицам Москвы, погружённая в свои мысли. Как же так? Почему родители сразу ей ничего не сказали? В какое дурацкое положение она попала – «Актриса, а не знает, что М.К. давно умер»! Что скажут на это в киностудии? Но самый страшный ужас терзал её душу-неужели все эти шедевры постепенно уходят от нас всё дальше и дальше, в глубину веков? Неужели больше такого не будет, простого кино, без всякой компьютерной графики и 3D очков?

     Валерия подняла глаза, наполненные грустью, в ночное холодное звёздное небо.

     Куда они ушли?

     Где они?

     Дойдя до дома, она заварила себе чай и попыталась отвлечься, читая книгу.

     Тут зазвонил телефон. Это была Наташа. Лера взяла трубку.
-Алё, Лер, ты ещё не спишь? Ты зачем убежала? Ты обиделась? Прости меня, пожалуйста. Я не хотела тебя обижать или шокировать… Ты можешь всё-таки рассказать, что же произошло?

     Лера во всех подробностях рассказала Наташе историю, уже известную нашим читателям. Когда она закончила, в трубке длилось молчание около пяти секунд. Наконец, Наташа сказала:

-Даа… Интересная история. Лер, но почему же, если он тебе так понравился, ты не попыталась найти о нём хоть какую-то информацию в Интернете?

-Я была очень маленькой, я тогда вообще не знала, что такое Интернет. А когда подросла, мне было просто достаточно знать, что он есть. То есть, был…

-Даа,-протянула Наташа.-Не переживай по этому поводу. Просто ложись спать. Не думай об этом. Уже через неделю всё будет хорошо, ты и не вспомнишь о нём.

     Не вспомнит она о нём через неделю! Лера помнила об М.К. в течение пятнадцати лет!

     Попрощавшись с подругой и отключившись, Лера, не раздеваясь, легла на диван в надежде заснуть. Но что-то не спалось. Сначала стало жарко, потом холодно, потом… Потом в квартире раздался какой-то шорох. Прежде Лера поняла бы, что это за звуки, но сейчас её пугало любое шуршание. Девушка зарылась головой в одеяло и истошно закричала. Тут она почувствовала чьё-то присутствие и приоткрыла глаза.
Оказалось, что это был её любимый кот по кличке Батон. Он мурчал и лизал руки своей хозяйки. Лера взяла его на руки и включила настольную лампу.
Поглаживая ласкового Батончика, Лера вдруг вспомнила, что в возрасте пяти лет она захотела вживую увидеться с актёром, который ей так понравился. Тогда наивной девочке очень хотелось просто подарить ему цветы и  улыбнуться ему своей весёлой, детской наивной улыбкой…

    Вдруг радостная (!) улыбка пробежала по губам Леры. Ей в голову пришла одна идея.  Она обняла своего Батона, укрылась одеялом и спокойно заснула.
*                *                *
     На могиле её кумира лежала куча цветов. Ни один звук не нарушал тишины этого жуткого места, но Лера стояла со спокойным лицом. Она не относилась к тому типу людей, которых слово «кладбище» заставляло трястись от страха. Разве что немного участился ритм сердца…
-Всё-таки я встретилась с Вами,- тихонько прошептала девушка.- Спасибо за такие хорошие фильмы.

     Она положила букет цветов и тихонько ушла.

     Грустить было незачем. Её детская мечта сбылась. Лера летела на крыльях по утренним улицам Москвы. Пели птицы, в лицо дул свежий весенний ветерок. Она купила мороженое и села на скамеечке. «Всё, что нужно для счастья!»- радостно подумала Лера.

     Как же хорошо на свете жить!

     Вдруг зазвонил телефон.
-Наташа? У меня всё хорошо. Ты сегодня свободна? Давай, сходим куда-нибудь что ли?

     Быстрая, яркая, весёлая, та, которой мы её привыкли видеть, жизнь продолжалась.