Medieval wunderwaffe или песня об алебарде

Александр Карабут
«…Всегда со мною мой верный "тролль"
И алебарда "Гутен таг!"
                Группа «Тролль Гнёт Ель».

«…мы покажем вам двух рыцарей и одного алебардиста…»
                Александр «Робин» Аджиев.
               
                Introduction
У каждой эпохи есть своё легендарное оружие. Оружие – символ. Предмет, вобравший в себя сумму технических и стратегических наработок своего времени. Гладиус – это Древний Рим, секира – эпоха викингов, шпага – времена мушкетёров, а АК 47 – период «Холодной Войны». Но это, так сказать, первичные ассоциации. Древний Рим – это ещё и пилум, раннее Средневековье – меч «каролинг», Новое Время – мушкет, основное оружие мушкетёра. Это, реже приходящее на ум вооружение, обычно оказывается либо более важным на полях битв своего времени, либо является куда лучшим «маркером» своей эпохи. Секира перешла из арсенала викингов и хускарлов в оружейные рыцарских замков. Применение шпаги стрелком – мушкетёром означало, что битва переросла в бойню. А пули из «калаша» летели в противника уже после снарядов или ракет. У Средневековья, помимо прямого обоюдоострого меча, есть такой символ как арбалет. Но поскольку сражения той эпохи ассоциируются с рукопашной, а меч у наших современников – синоним рыцарства, на сцену должно было выйти более «народное» вооружение. Таковым могли стать копьё или пика, но ими пользовались и до и после Средневековья. Поэтому, если речь идёт о Европе, это оружие – алебарда. Алебардами машут персонажи кино и компьютерных игр, как исторических, так и совсем фэнтезийных. Алебардами бьются как реконструкторы Позднего Средневековья, так и далёкие от истории «бугуртсмены» и толкинисты. Что уж там, даже офицерская алебарда XVIII столетия принимается обывателями за оружие «тёмных веков». Я предлагаю читателю разобраться в сущности, истории возникновения и области применения данного оружия.

1)What is this shit?
Алебарда – это древковое оружие, боевая часть которого совмещает в себя топорище, наконечник и крюк. Подобный набор колюще – режущих элементов делает алебарду универсальным оружием ближнего боя и эффективной как против пешего, так и против конного супостата. Её оператора именуют «алебардист». А русскоязычное слово «алебарда» происходит от немецкого «Hellebarde». Она появилась на свет в Швейцарии XV века. За сим я мог бы ещё описать тактику её применения, перечислить эпизоды с её участием, да и закончить статью… Но всё не так просто! Вышеописанное оружие является алебардой только в уютном мирке «дрыщей и очкариков» с высшим образованием. Помимо всяческих «ересей» типа исторической реконструкции и фехтования, в головах у этих субъектов алебарда соседствует, но не смешивается с другими колюще – режущими «вундервафлями». Так как и тяжёлые вужи и элегантные глефы и простоватые боевые косы и даже годендаги(1) – это не алебарды и никогда ими не были. Но если создатели приведённой в заглавии песни могли назвать годендаг - алебардой чтобы попасть в ритм и размер, то у остальных такого оправдания нет. Тем более что этих «остальных» весьма много. Для них любая метла с древком в человеческий рост если и не копьё, то обязательно алебарда! И ладно бы под горячую руку попали менее габаритные, но оснащённые остриём и крюком полэксы(2)… Нет! Алебарды для «пИхоты» - это всё что на длинной палке, колется и обязательно рубится. Так что если возьметесь подстригать деревья секатором – никого не заденьте, а то станете алебардистом!

2) The History of Holy shit!
 Предыстория алебарды стартует в Западной Европе начала XIV века. В то время как пехотинцы на Пиренеях и Альбионе били друг друга старыми, как мир копьями, кое – кто для целей войны вдохновлялся крестьянским трудом. В Италии появляется гизарма, форма лезвия которой явно навеяно садовым секатором. Французы апгрейдят оружие «народного гнева» - боевую косу, переименовывая её в глефу. А в Германской Империи и окрестностях на древко водружают переделанный плужный лемех и…Voila! Новое оружие – вульж готово к бою. Ранние годы этих орудий отмечены неопределённостью. Лезвия и крюки этих «прокаченных» копий полноценно работают только при хвате двумя руками, но избавляться от щита в левой руке никто не спешит – доспехи пехоты это всё ещё шлем и «стегло». Годы шли и пехота то побеждала конницу старым копейным способом, то по – старинке же ей и сливала, а у швейцарского вульжа на обухе тем временем вырос крючок. Вытянутый и сужающийся к острию «лемех» позволял им рубить и колоть, а аппендикс крюка – стаскивать всадника из седла. Функционально это уже алебарда, но для такого определения больше подходит не вульж с доработанной боевой частью, а оружие с полным набором «ништяков», сделанных одной деталью.
Столетие подходило к концу, а Габсбурги так и не решили «швейцарский вопрос». Неугомонные конфедераты не желали кланяться австриякам и раз за разом доказывали всяческим Леопольдам, что надо жить дружно. Но в этот раз банкиры достукались, все соседи явились к ним разом! Австро – франко – итальянские рыцари одним своим видом открывали врата городов и сносили дозоры с крутых перевалов. За модные островерхие бацинеты(3) их прозвали «гуглерами» - колпаками, а позже по этим колпакам и понадавали. С помощью пики – любимого оружия швейцарцев, поле боя не раз оставалось за ними. Но захваченный недругом город – это не поле, там нужно оружие помобильней. И тут «выстрелила» алебарда, а точнее, сильно прокаченный вульж. В итоге интервенты были разбиты и выдворены из кантонов. Хочется видеть здесь что – то особенное, но это лишь отголосок общей тенденции. Пехота в Европе снова входила в права. И в руках этой пехоты были не только «босяцкие» луки и «богомерзкие» арбалеты, но и целая палитра «пешеходных» долбилок. Примерно тогда же молотобойцы - «майотены» громят парижскую знать. В те же десятилетия не тольтко солдат, но и спешенных рыцарей рисуют с «вархаммерами» в руках. Вот – вот появится полэкс… Однако, что у конных рыцарей, что у пеших солдат рулит копьё. Да, теперь можно взять его в обе грабли, так как пехтура разжилась доспехами, но само копьё принципиально не изменилось.
 А что же наши швейцарцы? Следующий, XV век был для них благоприятен. К середине столетия конфедератов считали лучшей пехотой Европы, и многие западные владыки звали их на службу к себе. И это не удивительно, поскольку гуситы уже рассосались, а ландскнехты ещё не нарисовались. Но нанять швейцарцев было не всем по карману, и далеко не ко всем они шли. А что алебарда? Появилась, таки в первой половине столетия. Хотя большинство пеших конфедератов были всё - таки пикинерами. Алебардистов  конечно было больше чем арбалетчиков или бойцов с эспадонами(4), но в поле и против конницы на один алебардах не выехать. Древко слишком коротко по сравнению с копьями рыцарей, а работу с безопасного расстояния может обеспечить только прикрытие своих пикинеров. Алебарда была фирменным знаком швейцарцев, но их альфой и омегой по понятным причинам не стала. В итоге, пройдя полтора столетия в руках простых солдат, алебарда потеряла тактическое значение, став оружием самообороны офицеров «Галантного Века».

                Conclusion
Итак, дамы и господа, перед вами «автомат Калашникова» Средневековья. Простое в эксплуатации и недорогое оружие крестьян и рабочих. Это я о копье. Что же до алебарды и ей колюще – рубящих сестёр и братьев, то это конечно феномен западного Средневековья, но никак не «вундервафля» на поле боя. Таким же феноменом, но более поздним и в Европе Восточной был бердыш. Оружие хорошее и легендарное, но никак не более значимое, чем копьё или пищаль. Да, алебарда и подобные ей девайсы повысили тактические возможности пехоты, но не равнозначно возрождению пикинеров и появлению огнестрела. Чего стоит хотя бы то, что Макиавелли, хваливший тех же швейцарцев, не отдал должное их фирменному оружию. Почему же тогда алебарда NOT DEAD? Помимо её реальных боевых качеств, причина ещё и в маркетинге. Она легко узнаваема и, по – своему, эстетична.
                The End

Glossary:
1)Годендаг - (нидерл. goedendag, букв. «добрый день») — средневековое древковое оружие ударно-колющего действия: тяжёлая дубина в рост человека с расширявшимся вверху древком, окованным железом и снабжённым острым шипом. Наибольшее распространение получило во Фландрии XIV века.
2)Полэкс -  европейское древковое оружие XV—XVI веков для пешего боя. Он существовал в разных формах: иногда с тяжелыми, как у алебарды, лезвиями топоров, а иногда с головками в виде молотов, часто имеющих позади изогнутый шип. Также он был оснащён шипом на верхушке оружия и на нижнем конце древка. Помимо этого, древко часто оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами, спускавшимися от головки оружия вниз по сторонам древка и предназначенными для защиты его от перерубания. Отдельные образцы имели также рондели для защиты кистей рук. Существенным отличием являлось то, что «головки» полэксов собирались на штифтах или болтах, в то время как алебарды были цельноковаными.
3) Бацинет (Bascinet) — разновидность глубокого шлема XIV – XV веков с кольчужной бармицей и забралом, а также без них.
4) Эспадон (фр. espadon от исп. espada — меч) — тип двуручного меча, использовавшийся главным образом в Германии и (в особенности) Швейцарии в XV—XVII веках. Эспадон можно рассматривать как «классический» тип двуручного меча. В ряде источников наименование «эспадон» является синонимом собственно двуручного меча.