ТАНКЕР «СПЛИТ» В ОКЕАНАХ.
8 августа 1983 года танкер Сплит встал к причалу нефтепирса в порту Туапсе Я собирался сходить в отпуск , поэтому в каюте лежали собранные вещи и я ждал себе замену. Однако замены нет и я с грузовым помощником приступил к погрузке судна . Позже , старший механик , Станислав Жук , сказал , что в кадрах замену не нашли, время летних отпусков . Рейс планировался : Туапсе – Куба – Туапсе . Работа на «Сплите «, мне нравилась ,поэтому я на нём задержался , проработал 4 года . Танкеру уже 18 лет , а его техническое состояние прекрасное .А может потому, что экипаж постоянный . Капитан Цай и стармех Жук ,работают вместе на «Сплите» более 12 лет .Даже судовой доктор Ведмедь ,работает чуть ли не с приёмки . Все знают , что заработок моряков , зависит от «хороших « рейсов и «заходов» . Капитан Цай , это двухметровый педант ,выглядит всегда безупречно. Как , сейчас бы сказали « косил под англичанина» . Экипажу он сразу сказал , мы моряки и я не пойду в пароходство к начальству , выбивать рейсы . Все это знали и «блатные» сюда не рвались . И так , я вместо отпуска иду в рейс .
10 сентября , мы на Кубе , первый порт выгрузки Нуэвитас . Встали к причалу , выгрузив часть груза , идём в следующий порт , Матансас . 20 сентября встали к причалу Сьенфуэгос. В районе Сьенфуэгоса , запасы никеля и кобальта , занимают первое место на Североамериканском континенте. И не нужны шахты , как в Норильске . Поставил экскаватор и « ковыряй» . Добыча никеля ведётся открытым способом на месторождениях Никаро и Пинарос де Маяри . В 1992 году , с распадом СССР , заброшено строительство АЭС – Хурагуа -- этакий памятник . После разгрузки в Сьенфуэгосе , 28 сентября поступило распоряжение идти грузиться прямогонным бензином в порт Виллемстад , остров Кюрасао .На Кюрасао мощный нефтеперерабатывающий комплекс , принадлежащий компании PdVSA. У компании свой танкерный флот , для доставки нефти из Венесуэлы . Голландцы основали поселение Виллемстад в красивой , удобной гавани Карибского острова Кюрасао в 1634 году . В начале он был центром торговли живым товаром. ( невольничий рынок ) . Город разделён глубоким , узким каналом Синт – Анибай . Восточный район Пунда и западный Отрабанда . (черный район ).Город застроен типичными Голландскими , пышными особняками восемнадцатого века . Через канал , районы связаны понтонным мостом , который ,при проходе кораблей , отходит к берегу . Мост называется Конингин – Эммабрюг. (Королевы Эммы ). Открыт в 1888 году . Форт Амстердам построен в 1635 году и по прежнему охраняет вход в гавань . Особняки на улицах города выглядят свежо и красочно .На Кюрасао проблема с питьевой водой , проблему решают мощные опреснители . 6 октября, погрузившись мы вышли из порта Виллемстад , а 9 октября ,встали на якорь на внутреннем рейде бухты Нуэвитас . Будем ждать швартовки к причалу, из опыта знаем, ожидание может затянуться и на месяц . Но мы не скучали ,днём спускали на воду рабочий мотобот , брали с собой маски ласты и шли на выход к маяку , в красивую лагуну . Кубинские пограничники нас выпускали . В этот раз с нами пошел молодой матрос – артельщик . Не смотря на свою молодость ,он имел внушительные габариты и рост . С собой он прихватил подводное ружье с резинкой . С таким ружьем можно охотится только на бычков . Мы ныряли за кораллами , искали раковины Каракол и Шлемов . А подводный охотник поплыл искать добычу . Путного он нечего не нашел , но на обратном пути заметил под мотоботом стоит приличная барракуда , Он выстрелил ,но гарпун от барракуды отскочил и она пошла на обидчика в атаку. Вы наверно когда нибудь видели , как выскакивают пингвины на льдину ? Так вот так , наш двух метровый « пингвин « выскочил из воды на мотобот . К причалу нас поставили 2 ноября . Сегодня россияне ездят на отдых в Турцию , Египет и даже в Индию и Таиланд . Если нам приходилось работать в этих странах , нам делали массу прививок , с отметкой в международном санитарном паспорте .И чтобы я в Индии или Таиланде что нибудь съел или выпил - этого - не может быть . Да и менталитет тех народов не наш . Другое дело острова Карибского моря , красота изумительная . А главное жители приветливы и менталитет культур близок . Выгружать прямогонный бензин трудно , особенно зачищать. Однако 8 ноября вышли в обратную дорогу , курс на порт Туапсе. Шли эконом ходом . 10 декабря 1983 года ,сошел в отпуск.
Для экипажа танкера « СПЛИТ» 1984 год прошел в работе в странах : Индия , Филиппины , Индонезии . В конце марта мы погрузились в порту Туапсе и вышли в рейс на Индию . 26 апреля мы встали к стенке причала в порту Вишакхапатнам . Окрестности выглядят красно – ржавыми . Не зря здесь СССР , построил металлургический комбинат . Как только встали к причалу , потянулись просители « красной москвы « ( хозяйственного мыла ) Боцман проявил коммерческую сметку . Просителям он заявил , что мыла не даст . А вот если они согласны заработать , тогда ящик мыла будет ваш . Сделка состоялась и он вручил ,кандидатам на приз , катки и краску . Задача - закатать краской надводный борт , стоящий к причалу. Под руководством боцмана , потенциальные маляры взялись за работу с энтузиазмом . Через несколько часов , борт длиной 200 метров сиял свежей шаровой краской , а маляры получили свой приз .Борт , со стороны моря ,красили с плотиков – матросы экипажа . Но предприимчивость боцмана пришлась не по вкусу первому помощнику капитана ( комиссару ) «Шурику» . Он пригрозил боцману , за эксплуатацию индийского пролетариата , увольнением . Еле утихомирили Шурика , к тому же индийский пролетариат с жалобой не обращался и компенсацией был доволен . 15 мая встали на якорь в бухте Сингапура . Сходили в город , пополнили запасы бункера и 22 мая мы встали к причалу в порту Замбоанга на Филиппинах . Даже в то время , в море Сулу процветало пиратство . Пираты охотились на не большие суда с ценным грузом . Мы Грузились пальмовым маслом . Назначение груза : изготовление охлаждающих эмульсий при прокате и обработке металла , компонент для приготовления напалмов , производство мыла и парфюмерии . Пока грузились в Замбоанге , в город не ходили , если была служебная необходимость , то только с сопровождением полицейского . А у борта со стороны моря , подплывали женщины на хлипких лодочках , иногда с маленькими детьми , которые ,по видимому с рождения ,орудуют веслом . Предлагают множество различных раковин . Просят сгущенное молоко и когда кто либо бросал банку в море , они мгновенно ныряли и всплывали с трофеем в руках . 10 июня перешли к другому причалу в какой то деревне . А в конце июня пошли на догрузку в Индонезию , порт Сурабая . Походили по городу , основной вид транспорта - рикши . На островах , везде красивые лагуны ,обрамленные рощами пальм . В этих лагунах масса деревень рыбаков . Эти деревеньки стоят в море на сваях . Они по видимому строят улицу на сваях как и мы пирс в море , а затем по обе стороны сооружают хижины . Все удобства за территорией хижины .Одно удивляет , как эти хилые сооружения выдерживают ураганы . Рыбу они ловят какими то ловушками , используя приливы и отливы , то есть , у них на службе природное явление. Хорошо устроились. . . При приливе рыбка зашла , а при отливе -- иди собирай . А вот на рынках, местные торговцы фруктами похожи на наших , завидев европейцев , когда спрашиваешь , цену за килограмм , отвечают одинаково - доллар ,подходишь к китайцу – сколько стоит ? Сорок центов - товались, товались если будешь брать ещё - тридцать центов а то и за двадцать отдаст . Так у китайцев приобретали поделки, бусы из натурального жемчуга на подарки домашним. Аборигены иногда бунтовали против китайских торговцев, устраивали погромы. В основном все солидные , торговые магазины принадлежат китайцам. Во время погромов ,все торговые точки закрывались. Проходило пару суток, а кушать хочется и лидеры аборигенов обращались к китайской общине , с просьбой открыть магазины и дают слово , что они больше – так делать не будут .
Догрузившись , вышли в море и танкер Сплит взял курс на порт Ильичёвск . До Ильичёвска дошли без проблем. Выгружались в железнодорожные цистерны , скорость грузовых операций зависела от регулярности подачи составов . Выгрузились 2 сентября , а 10 сентября 1984 года я сошел в отпуск .Вернулся из отпуска.
1985 год . для танкера «СПЛИТ» выпала работа с рыбаками.
В то время , в СССР существовал мощный рыболовецкий флот . Они ловили рыбу во всех морях и океанах земного шара .А танкеру «Сплит» выпала работёнка -- снабжать их топливом и водой . В марте мы стояли в дрейфе в районе Островов Зелёного Мыса . У нас на борту ,появились три человека , два - представители местной таможни и третий - повар , знаток мусульманской кухни . И вот повар , обращается к помощнику капитана , выдать ему продукты согласно заявки , наименование и количество указано в списке , и ещё несколько штук тушек куриц . Второй помощник даёт команду артельщику - « Василий выдай .» Василий идет в мясную камеру , берёт за ноги четыре тушки куриц , несёт на камбуз и бросает их в мойку . Из мойки торчат восемь ног непонятных существ . Народ ещё помнит . этих странных курочек , По полметра ноги и тельце синего существа с кулак . Мы их звали « спортсменками» . Так вот, когда араб поднял за ноги этих курочек , у него полезли глаза на лоб , и он спросил « what is it ?” . Все кто видел эту картину , хохотал до слёз . Отработав группу судов у « Зелёного мыса « , мы спустились в район Дакара , затем к Уолфиш - Бей . На каждый район у нас уходило по месяцу . Хотя мы бункеровали и у борта , через громадные пневматические кранцы и на бакштов . Суда у рыбаков в основном «Атлантики « ,» Супер - Атлантики « - Германской постройки , но были и старые « Тропик « , их рыбаки называли « Гробик» - наверно было за что . К июлю мы перебрались на Фолкленды . Здесь собрались флотилии под всеми флагами . Особенно много японцев . В этом районе мы работали июль и август месяц . По ночам флотилии ловили кальмаров . Поэтому каждая группа судов работала с включенными прожекторами , освещая небосвод ,группы работающих ночью судов - похожи на города в океане . Я тоже, каждый вечер опускал с кормы люстру и кидал «кальмарницу» (блесну). Процесс : опускаешь кальмарницу , затем поднимаешь ,сбрасываешь кальмара в ведро и опускаешь опять . Через несколько минут , полное ведро несёшь на камбуз . В сентябре мы пошли в другую точку , к островам Хуан – Фернандес . Но только спустились к Мысу Горн , как получили команду идти в точку, в районе Земли Королевы Мод , дать бункер какому то научнику . Что бы не получилось по Высоцкому - « Сгинул топливо истратив « .К научнику мы подошли ночью , взяли на бакшов , закончили бункеровку в два часа ночи . И только выбрали шланг , как сорвался свирепый шторм. Пару суток ,пока прошли пролив Дрейка , Сплит нырял и зарывался , чуть ли не по трубу . Вот это « сороковые ревущие « .
Опус Юбилей танкера « СПЛИТ» -- 20 ЛЕТ.
В проливе Дрейка шторм крепчал , носилось кресло по каюте . Расклинясь в койке я лежал , о вас родные вспоминал и философствовал : о том , что груз житья нам выпал -- не бог весть и дай нам боже сил его до горизонта несть ! Не знаю как живётся альбатросу -- глядишь со стороны -- легко парит и океан его как будь то не страшит . А Сплит идёт в пучину зарываясь , скрипит , всем телом содрогаясь - на верх стремясь . Сегодняшний же юбилей -- как двадцать лет назад он снят со стапелей -- мог тризной оказаться и в ледяной воде могли мы искупаться . Тогда уж в мир иной , чистилище пройдя , предстать пришлось бы нам в переохлажденном виде -- на исповедь к богам . За все житейские грехи возмездие не состоялось . «СПЛИТ» уцелел ! Старик Нептун нам отпустил грехи …
В конце ноября мы зашли пополнить бункер в порт Санта – Крус де Тенериф . А в декабре пришли в порт Новороссийск . И я сошёл в отпуск . Вернувшись из отпуска ,предстоял рейс в Никарагуа.
20 марта 1986 года ,мы вышли из порта Туапсе , с грузом бензина , в порт Коринто в Никарагуа . Обстановка , в этом регионе не стабильная . Суда , не зависимо от флага , то и дело подрываются на минах . Я еще пошутил, при встрече с четвертым помощником капитана Гогой , ну как ты , при корректировке карт, все сомнительные квадраты нанес по курсу ? Он к нам только что пришел и отрекомендовался Гога . Внешность его была не слишком складной , а походка , Чарли Чаплин позавидует -- пятки вместе , носки врозь. Пока мы с ним выпили по чашке кофе , он мне выложил даже самую, сокровенную мечту. « Если я попаду в США , то куплю себе самую большую машину , ну шесть на десять ! Куплю и уволюсь. Приезжаю в Кутаиси , а все знакомые скажут вах , вах -- Гога приехал! « А так он ,по моему ,очень добрый человек . 26 апреля мы прошли Панамский канал . Перед подходом к Коринто нас встретил тральщик и мы пошли в кильваторе его паравана . Пришвартовавшись к причалу , в порту Коринто , мы узнали что грузовые операции мы проводить не можем . Контрас подорвали опоры высоковольтной линии и мы не можем выгружаться , без работы подхватывающих насосов . Весь май месяц ждали восстановления электроснабжения . И всё бы ничего , если бы не обстановка военного времени . На баке и корме расположились « Командос « -- морские ныряльщики обеспечивающие безопасность танкера . У них перерывов нет ни днём ни ночью ,хаотично по времени бросают за борт гранаты . После взрыва ныряют , осматривают днище судна на отсутствие установки мин и диверсантов . Только на борт поднимутся и снова гранаты за борт . На спящего человека , производят не забываемое впечатление -- удара кувалдой по корпусу . А мы стали постоянными посетителями , расположенных рядом « ресторанчиков «. В тропиках очень вкусно заказывать дыни или арбузы , они подаются нарезанные кубиками в больших чашках со льдом , очень приятно посидеть в прохладе ,пользуется спросом местное сэрбэсо . Садишься за столик , а рядом сидят девушки ,что сделаешь - война . Здесь так принято , не будешь сидеть за столом и сам лопать . Приглашаешь за стол собеседницу , и заказываешь ей то , что и себе . Кушаешь и непринужденно беседуешь ,на любую житейскую тему . Очень приятно . Потом ,местная администрация пригласила студентов из Манагуа на уборку кофе - на плантации . И свободным от вахт моряков , предложила присоединиться . Мы с удовольствием присоединились , особенно были довольны , любители прохладного бесплатного сэрбэса . За это кофейная фабрика ,наградила нас по громадной банке изумительного кофе . К стати , один из тех студентов , закончил университет в Петербурге , приехал в Туапсе ,женился и уже выросли три дочери .Зарабатывает преподаванием языков . Раньше у меня был частым гостем . Наконец , в первых числах июня мы разгрузились и с радостью распрощались с морскими « командос «. После прохода Панамского канала , мы получили распоряжение идти на погрузку в порт Санта Марта , Колумбию и доставить груз на Кубу . На переходах мы спали с особым удовольствием . Утром , мы встали под погрузку к причалу в порту Санта – Марта , а 20 июня уже у причала Сьенфуэгоса . На Кубе работать всегда приятно . Остаток груза пошли выгружать в порт Сантьяго де Куба . Здесь , на нефтеперерабатывающем заводе , работал мой товарищ - Валерий Овчаренко . Он сюда, сначала приехал строить ремцех , а затем , несколько лет работал начальником ремцеха . Встреча была приятной , даже съездили отдохнуть на пляж «Симбоней» , правда только на несколько часов . Ещё ,часть груза отдали в порту Нуэвитас, наконец вышли в океан и взяли курс на Туапсе . В Туапсе мы пришли в конце августа и встали на «перестой» на Туапсинском СРЗ .
12 сентября пришвартовались к причалу нефтепирса ,взяли груз бензина и вышли в рейс на Рейкьявик . В это время рейсы на Исландию , тяжелые по погодным условиям. А в этот рейс , на подходе к Исландии , в два часа ночи , в жилых помещениях , почувствовали резкий запах бензина . Включили на грузовой палубе прожектора и обнаружили , что в районе четвёртого танка , по правому борту ,волной срезало двух дюймовую трубу паротушения , изуродован трап с грузовой палубы на надстройку . Чтобы была возможность подойти к месту повреждения трубы ,капитан развернул танкер по волне . За это время , токарь изготовил два деревянных « чопа « на трубу в два дюйма . Всё это я уложил в противогазную сумку , взял кувалду , надел страховой пояс и вышел на переходной мостик . На переходном мостике меня страховал боцман . К моему поясу привязали линь ,и боцманская команда держала линь , чтобы меня волна не выбросила за борт . Правда , если меня волна накроет на палубе , мало не покажется . И вот, только волна сходит , я бегу к врезке и пытаюсь кувалдой сбить сорванную трубу . Как только набегает следующий вал , я должен успеть подняться на переходной мостик . С третьей попытки, мне удалось сорвать трубу а с двух последующих , забить чоп . Встали на прежний курс . 12 октября ,вечером подошли к причалу . От властей узнали о встрече президентов , М. Горбачёва и Р. Рейгана на вилле Хёвди . На другой день , пока комиссия устанавливала причину попадания в груз танка № 4 , воды , мы успели сходить на виллу Хёвди и на ступенях лестницы, запечатлели свои персоны . Жители Рейкьявика ,на это событие , отреагировали с юмором . На плакатах и даже исландских свитерах , изобразили : на каноэ сидят ,спина к спине два индейца , с традиционными на головах , украшениями из перьев и лицами президентов . Гребут вёслами , соответственно каждый в свою сторону , а каноэ на месте . Мы ,так же съездили на экскурсию , в ресторан Рай . Для обогрева ресторана используются термальные источники , столики расположены под кронами тропических деревьев : мандарина , лимона и так далее . Здесь же в оранжереях выращивают клубнику и экзотические цветы . В ноябре мы пришли в порт Туапсе. К сожалению нам больше не пришлось работать на танкере «Сплит» . Его вывели из эксплуатации , после трагедии в Новороссийской бухте , столкновение пассажирского круизного судна с грузовым балкером . « . Обожглись на молоке , дуют на воду .