22 ступени вверх

Елена Демидова 5
3-я ступень
    Сегодня Вирене надо было вставать пораньше. Это был один из тех дней, когда внешняя жизнь вторгалась в двери её квартиры с методичной неизбежностью. Работу она любила и, даже, с годами сумела оценить все её преимущества. Вирена преподавала искусство игры на фортепиано в одной из многочисленных частных школ. Это теперь, по прошествии лет, она смирилась с ограничивающими стенами её рабочей комнаты. Ученики перетекали по её жизни ровным потоком. В памяти редко оставались моменты прикосновения к высотам профессии. Даже эти скованные, зажатые внешне и внутренне дети, требовавшие скорее душевного тепла, не могли отвлечь Вирену от её скрытой тоски по не угасающему зову большой сцены. Но мысли с годами заметно изменились. Если раньше она думала, что только там может быть настоящая жизнь в искусстве, то теперь она стала любить и ценить другие стороны творческого участия в жизни. Но мозг её продолжал ощущать эти высокие токи, которые возникают между исполнителем и залом. Это магия звука, когда касаясь пальцами клавиш, она могла создать в зале ту напряжённую тишину, которая вскрывала тайники сердца слушателей. В ответ она получала мощный разряд чувств где-то рядом с роялем. Вирена всегда помнила эти ощущения и видимо в тайне жалела о них.
В снах она иногда уносилась в прошлое, но оно теперь не радовало, а пугало её. Сцена во сне приобретала колоссальные размеры. Зал выглядел вселенской бездной, и вокруг ни единой живой души. Самое страшное для Вирены было в этом сне, беснующийся от космических порывов, занавес на сцене. Именно занавес составлял ключевую точку всего сна. Вирена шла через весь зал навстречу своей судьбе. Занавес всегда тыл одного, ярко-малинового цвета. Она ощущала его бархатистую толщину и плотность. Теперь она стала понимать, что это Маг её испытывал уже давно. Ураган налетал на женщину именно со сцены. Занавес бесновался. Вирена, пригибаясь, настойчиво пробиралась через пустой зал. Занавес плескался. как живой, между сценой и залом. В последний момент сон насыщался такой электрической мощью, что Вирена просыпалась. Теперь она начала думать, что если бы её удалось не струсить там, во сне, то Маг появился бы в её жизни гораздо раньше.
По дороге на работу, женщина мысленно припомнила глаза Мага из своего сна, и они показались ей знакомыми. Возможно даже это не внешнее сходство, а особая мощь и концентрация взгляда. Такое для неё уже было знакомо. Именно теперь, когда её внутренняя, невидимая для окружающих жизнь, наконец переполнила её существо, Вирена окончательно поняла, что длительная дорога от дома до её работы не должна тревожить её. Раньше она думала о дороге как о потерянном времени. Потом пришло понимание, что это как отдых, приятная поездка по живописным местам. И вот теперь она представляла себя бегущей рядом с движущейся машиной вдоль всей трассы. Вирена могла с разбегу перепрыгнуть через большой овраг, проскочить через частый ельник. Но обычно женщина старалась бежать по дорожке удобной для прохода человека, как бы сберегая силы для экстренных действий. Позднее Вирена стала не только бежать глазами рядом, но и получать ощущения от этого движения. Особенно ей нравилось обниматься с маленькими ёлочками. Они были посажены кучно и совсем было невозможно пробраться между ними. Вирена разом пролетала по всем их пушистым лапкам и даже втягивала запах смолы, который возникал, когда иголки выдёргивали с их законного места. Но больше всего женщина любила наблюдать за небом. Утром, особенно в зимнее время года, она заставала моменты восхода солнца, а вечером его же закат. Вот уж тут было невозможно увидеть что то одинаковое. Это всегда захватывало воображение и наполняло душу Вирены.
Да, что то припомнилось знакомое во взгляде…Это было в молодые годы. Как теперь Вирена понимала, это была та жизнь, которую создавал вокруг неё Маг из сна. Молодость – как светлы и безбрежны её мечты. А может заглянуть ещё дальше. ещё глубже. Детство. Кто назвал его розовым? Скорее это целая радуга чувств и эмоций. Вирену так плотно окружили образы из детства, что она вспомнила даже запах пригоревшего молока лля манной каши. Немного покупавшись мысленно в этой живительной силе, Вирена открыла свои глаза новому дню. Теперь можно было послушать, как кричат грачи, осевшие на вспаханных полях вдоль дороги. Пора увидеть реальную жизнь, чтобы подготовиться к её поворотам. Сегодняшний день не грозил ей особой новизной, где бы требовалось напряжение всей её эмоциональной системы. Как есть кровяная. нервная. лимфатическая системы, так и эмоциональная составляющая всегда были присущи людям с творческими переживаниями. Эмоции, особенно в женском теле, живут своей импульсивной жизнью. Они могут зашлаковаться, затромбироваться, заморозиться. Иногда это делается сознательно и человек гуляет с замершими, зажатыми и обесточенными чувствами. Но вдруг случается непредвиденный прорыв. Ах, как тогда внутри начинало болеть, корёжиться и рваться. Когда Вирена в себе почувствовала эту внутреннюю горячность, то из неё сразу высветилась молодая душа, которая заняла всё тело Женщины. Вот так молодость караулит нас находясь рядом, в любом возрасте. Правда эмоции настолько увлекают в свой водоворот. Что можно потерять контроль и потом жалеть об этих вспышках.
Работа сразу ввела Вирену в нужное эмоциональное состояние. Здесь нельзя допускать крайностей. Перелить или недолить эмоциональный настрой в робкую детскую душу? –такой вопрос вставал перед Виреной педагогом постоянно. Ошибка  грозила браком в творческом деле. Процесс должен идти постепенно. Горение должно усиливаться естественным путём. Но часто уголёк лишь тлел в ученике, а Вирена никак не могла его раздуть. Лепить можно, когда воск или глина прогреты в руках. Время научило Вирену не унывать, если ученик был не готов к ежедневному труду. Такой ученик изначально был готов к выступлению на сцене, но не с готовым продуктом своего труда, а скорее с плохой рекламой этого продукта. Такие ученики долго не задерживались у Вирены. Они начинали искать, совместно с родителями, более лёгкие пути в своему частному успеху. Это не обижало Вирену. В конце концов, талант должен пробиваться к известности. Её потрясло предательство другого порядка. Вирена была ученицей прекрасного музыканта, который вышел из школы Генриха Густавовича Нейгауза. Это школа обогатила российскую и мировую культуру. Она гордо несла звание гнезда Нейгауза. И преподавала она ученикам сам дух этой школы. А предательство было в отрыве «сделанного» педагогом ученика, от яркого имени своего учителя. Ученик настолько возгордился, что презрев традиции школы, все заслуги приписал своему нескромному имени. Педагог так это глубоко переживал, что ушёл в себя и разорвал нить традиции уходом из жизни. Так скороспелый плод. блеснув ранней свежестью, вязнет оскоминой и срывает все естественные сроки созревания таланта.  Для Вирены  высоты исполнительства уже были не достижимы, а вот понимание великой роли учителя в жизни ученика, раскрылись очень убедительно. День завершался и настала очередь последнего, любимого ученика. Вирена знала, что желание научиться всему, что только можно взять от неё как педагога, было не просто угольков в этом мальчишке, а мощным костром. Ей даже не надо было подбрасывать в него дровишки, а просто регулировать процесс горения. Какое счастье, что есть возможность творчески развернуться. Быть молодой. сильной, уверенной в себе и вселять эту веру в ученика. Урок был длинный. но не время тут играло роль, а сила, которая соединила два сосуда творческого процесса: один отдавал, другой брал. Вирена возвращалась домой окрыленная. Она даже подумала. что её ученик может замахнуться и на произведение, которое любила играть и сама Вирена. Это Маг уже составлял вместе с ней творческую программу для любимого ученика. И ещё Вирена подумала. что не любимых учеников не должно быть. Надо искать изюминку в любом, а музыка как волна. на которой маленький человечек поплывёт в море большой человеческой жизни.
(продолжение следует)