Чудотворец

Горешнев Александр
 
   Из жизни в Новгородской глубинке
 
   - Когда я учился на ветеринара в Питере, - напутствовал своего сына Василий Васильевич, - мне посчастливилось оказаться в числе тех немногих пациентов областной больницы, что отбирались для расшифровки генома русского человека.
 
   Действительно, Василий Васильевич лежал несколько раз в отделении лицевой хирургии со сломанной челюстью, а упомянутый эпизод случился, очевидно, после падения его из окна квартиры на 7-м этаже, где дояр - стажер из колхоза имени Мичурина гостил у своей старшей родной сестры в Петербурге. Следует ли говорить, что прочие травмы были получены по месту жительства, неподалеку от магазина Райпо?
 
   - Так что, сын, учиться тебе будет легко, но особо не загуливай, - ничего в этом хорошего нет. Оказывается, Костя, у нас с тобой отличные гены. Что, собственно, подтверждено нашей родословной: из уст - в уста! Помни, предки были у тебя и военачальники, и царедворцы, и высочайшего духовного сана. Во все времена! Не подведи, сын, но помни: из четырех алкогольных генов у нас не работают все четыре, - дефект, признак породы.
 
   Сам Василий Васильевич был добрый человек, очень тихого нрава обычно, способный на лесть, охоту, рыбалку, - и все такое. Поэтому был вправе поучать, правда, за 17 лет он ни копейки алиментной не заплатил, но на то были свои причины: ровно 17 лет назад его, истопника, поперли из церкви вместе с батюшкой, которого он умудрился споить окончательно. С тех пор он нигде не работал, а чем жил - неизвестно.
 
   Вася с рождения известен как деревенский придурок, - родители его зашибали крепко. Так и говорили люди, заметив как он писает в бутылочку для выпаривания всяких снадобий: "пьяницын сын, что возьмешь?" И еще: везло ему на самом деле. Сходило ему с рук больше, чем иному юродивому. Взять хоть бы картошку: все уж выкопали давно, а он все гуляет. Только снимет урожай, - тут и мороз. Три года из-за него в тех местах до Новогодних праздников снега не было.
 
   Как-то в сильном подпитии зашел Василий в первую попавшуюся избу, запер засов и рухнул на кровать. К тому моменту хозяйка - слепая старушка - в первый раз за 20 лет погреться на солнышко выбралась, назад собралась, а в дом попасть не может. Долго на крыльце плакала, пока добрые люди не увидели. Позвали двух сыновей - бугаев, да не просто бугаев, а безголовых. Они дверь вышибли, дома - ни души. Попеняли старухе, и ушли... "Только ночью под кроватью храпел, - вспоминала слепая, - а под утро ко мне полез. Известно - убежал, как заголосила. Бог с ним, пьяницын он. Вот и чудит".
 
   А вообще Василий был весьма сексуально одарен. После 50-ти лет угарного стажа, бесчисленных травм и увечий. Однажды он не выпускал соседку из бани ровно неделю. По обоюдному согласию, конечно. Псы - волкодавы сторожили у той соседки, оголодали, - вольер снесли, и все это время по деревне рыскали. Много неприятностей причинили, до бед чуть не дошло. Всем обществом насилу загнали их в калитку дубьем, - в ту же секунду Василий навстречу - шасть! Что он сделал - неизвестно, только псы не тронули его, а между собой передрались, сильно погрызлись. "Ах, ты пьяницын сын", - подивился народ.
 
   Конечно, была у него жена когда-то. Хозяйственная, серьезная женщина. Ей-то все боком выходило. И откуда бабья заботливость бралась? Она Васю во время запоев и брила, и в чистое каждодневно переодевала. Но и она не вынесла. Ушла, развелась. Но с тех пор веселая жизнь ее не кончилась. То Василий на сеновал проберется и там ночлежку устроит, то во все окна стучит, а то бродит всю ночь вокруг дома. А уж за похмельем с поклоном к ней первой всегда приходил.
 
   А тут еще лесники ехали спозаранку по делам своим. Глядят, - человек на дороге лежит. Мороз 40 градусов, темно еще. Перевернули. "А, пьяницын, так его," - осмотрели: валенки, тулуп, шапка, толстенные рукавицы, - все на месте. Чего ему будет? И уехали. Только Любе привычно сообщили по сотовому: забирай своего, - спит там-то и там-то.
 
   Константин Васильевич, действительно, отучился в университете хорошо. Вспоминает студенческие годы с удовольствием: спорт, походы. И только раз батька побеспокоил: во время сессии каким-то образом ректору прямо в кабинет свиную тушу протащил. Женился Костя удачно: на одной из пяти близняшек из Новгорода, и поехал со всеми сестрами в Петербург жить и работать. Тем временем Василий стал задумываться, как бы навестить, чем бы помочь. А до этого молчал, обижался, что сын на побывку во время каникул только к матери являлся: кровиночка, а как быстро отца забывать стал.
 
   Но ничего, - в свое время и на свадьбу не позвал, зато род не опозорил. И позолоченного самовара не видать бы: в тот счастливый для них обоих день Василий Васильевич оставался дома и активно гулял по случаю, а потому провалился в колодец, - в родной деревне. В ледяной воде по горло простоял несколько часов. Не простудился. Но ногами - то какую вещь нащупал.
   Да, и мерз, и горел. Ничего, гены выручают. А однажды, укладываясь на ночь до времени прикрыл печную задвижку. Домашний кот угорел, а ему здорово - пьяницын.
 
   В героях всего района он тоже побывал. Как-то охотники собрались на облаву. Василий тоже при ружье числился: с перепугу, верно, и его позвали. В результате на кого медведь вышел? Дело было так: у костра долго готовились, схемы рисовали, бодрились, как могли. Там Васильевич и уснул. Будить не стали, - сам виноват. Только попозже мишка побеспокоил его, разбудил, а Василий Васильевич спросонья, с одного выстрела, его уложил. Тут и старики деревенские на охоту засобирались. "Пьяницын он, - вот и везет", - все говорили.
 
   В том же районе о нем и серьезная газетная статья была. Не поверите, под заголовком "Спасли утопленника". Летом в бывшем пионерлагере, как обычно, было полно детей, молодежи, воспитателей. Последние учили первых. В том числе, как на речке себя вести. Глядят: бревно по течению плывет, на воде покачивается. Пригляделись получше: нет, не бревно, - вытащили, - живой человек оказался. "Пьяницын это", - директорша догадалась сразу, - вверх по реке, километрах в пяти, он жил. Сам он до сих пор не верит, что было такое, - все врут, говорит.
 
   Еще такой случай был, Костя рассказал. Действительно, батька - страстный охотник. Пошел в лес на зайца однажды. Подготовился основательно: гончака с собой брал, - две недели до этого не кормил и не поил, пока охотничья собака не завыла в своем темном сарае круглосуточно... В тот раз без белой горячки не обошлось, точно. С утра выпил немного для верности глаза, взял верную одностволку, выпустил гончую, - она , конечно, сбежала, а вот что после было никто сказать не может. Известно только, что выбрел он в тот же день на луг, а там коровы паслись. Он целый час от куста к кусту ползал и по стаду палил. Потом отступил и исчез куда-то на три дня. В деревню входил как ни в чем не бывало. А тут уже караулит раймилиция. Обезоружили, скрутили, спрашивают: фамилия, имя, отчество? - Пьяницын я, - говорит, - Василий Васильевич.
   Отпустили скоро: действительно, пьяницын, - ни разу не попал, никого не подранил. Правда, Косте ружье перешло по наследству раньше времени. Костю тоже не поймешь, - жалеет отца или махнул рукой на него за лихие дела. Хотя какой он с виду лихач? Маленький, смирный, проповедовать пытался. Ясно одно, что человек он необычный, божий человек. А, может быть, и правда - гены.