10. Композиция Сибирь - земля героев

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Юрий Сергеевич Постнов (1925-1978). Критик, литературовед, театровед. Он был весьма активной фигурой в культурной жизни в первые годы становления Академгородка


Ю.С. Постнов к 45 годовщине Великой Октябрьской Революции поставил литературно-музыкальную композицию «Сибирь – земля героев».

Хорошо помню, как он говорил, что театр обязательно должен время от времени ставить высокоидейные вещи, чтобы в райкоме КПСС к нему хорошо относились. Что если не будет таких спектаклей, то не будет и других.

Володя Штерн в фото-истории Театра-студии написал: «Основатели надеялись, что она [композиция. МК] обеспечит Театру-студии одобрение партийных органов».

Арнольд Пономаренко верил Юрию Сергеевичу Постнову, поскольку тот был членом ОКП и преподавателем-гуманитарием. Он даже согласился играть в этой композиции чуть ли не ведущую роль.  Правда, после этого их творческие пути разошлись.

Постнов репетировал со своей частью труппы «Фабричную девчонку» драматурга Александра Володина (это псевдоним, настоящая его фамилия –Лившиц Александр Моисеевич; годы его жизни: 1919-2001).

Запоминающегося следа она ни в ком не оставила, хотя пьеса и была достаточно спорной, и ее появление в репертуаре известных театров вызвало известную критику консервативной части общества.

Так что Постнов как режиссер большого следа в душах людей не оставил, но появление композиции «Сибирь – земля героев» стало все равно событием.
В газете «За науку в Сибири» 19 декабря появилась рецензия на постановку композиции. Приведу её целиком:

«О том, что самодеятельный театр-студия готовит музыкально-драматическое представление с таким названием, в Академгородке знали уже три месяца.

Немало хлопот и огорчений доставили неоднократные переработки автору композиции и постановщику Ю.С. Постнову, артистам: студентам НГУ, сотрудникам институтов Ядерной физики, Экспериментальной биологии и медицины, Гидродинамики и других.

Труд долгих репетиций во многом окупила творческая радость успешной премьеры.

От спектакля ожидали чего-то «специфичного». Эти слова всё чаще повторяют, когда говорят о требованиях к самодеятельности Академгородка.

Премьера «Сибирь – земля героев» содержит заметный шаг в этом направлении.
В пользовании экраном удаётся соблюсти чувство меры, лаконизма.

Сдержанность изобретательной стороны в эпизоде ареста Дуси Ковальчук («тень шпиона») или простое использование интенсивного цвета как фона «Священной войны» намного усилили выразительность этих сцен.

Особенно волнуют «подвиг Матросова» (профессиональная пластика исполнителя – Л. Шкутина – хорошо дополняется ярким световым «ударом» в кульминационный момент), «Реквием», сцена «После войны», а также становления научного центра в Сибири.

Решение отъезда в Сибирь не ново, его «ожидаешь», но выполнено оно хорошо, слаженно, лирично.

О впечатлении от спектакля в целом лучше всего говорят долгие овации зрителей.
Но поскольку удел критики – поиск недостатков, то наиболее ощутимыми из них можно назвать два:

несогласованность и робость в звучании хора (очевидно, он плохо отрепетирован) и «запетость» песен, используемых для сопровождения эпизодов гражданской войны.

Можно было бы ввести хотя бы одну редко исполняемую песню, что намного улучшило бы звучание первой части композиции».

Рецензия подписана неким Б. Фроловым. Скорее всего, это псевдоним. Ощущение, что рецензия написана «по просьбе».

Композиция «Сибирь – земля героев» не оставила заметного следа в культурной жизни Академгородка, и я упоминаю о ней только потому что это было начало театра-студии, когда Пономаренко и Постнов хотя бы формально были вместе.

Но следует отдать должное Юрию Сергеевичу Постнову: театр-студия был организован во многом потому, что он был председателем культурно-массовой комиссии ОКП. И эта часть его организаторской работы мне известна.

Для создания театра-студии у него были еще и личные причины – он писал пьесу, которую потом безуспешно пытался поставить.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/780