9. Cемь спектаклей выдающегося режиссёра

Михаил Самуилович Качан
Арнольд Пономаренко поставил с театром-студией Академгородка семь спектаклей: Каждый стал событием в культурной жизни Академгородка.

«Ради одной надежды» по пьесе «Монсерра» Эмануэля Роблеса. Спектакль был сыгран в мае 1963 года. Хотя пьеса алжиро-французского писателя и драматурга Эммануэля Роблеса была переведена на 27 языков мира, в СССР она не ставилась. Возможно, Арнольд был первым, кто ее поставил.

«Великий день» - фрагменты из комедии А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пьеса была сыграна в декабре 1963 г.

«Безымянная звезда». Пьесу написал румынский драматург Михай Себастиану. Спектакль был сыгран в мае 1964 года.

«Сирано де Бержерак». Героическая комедия в стихах французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868-1918). В свое время она шла с шумным триумфом. Действие разворачивается во Франции XVII века. Сыграна театром–студией в 1966 году.

«Сильное чувство». Илья Ильф и Евгений Петров. Водевиль впервые был опубликован в 1933 г. Поставлен в Академгородке в мае 1966 г.

«Борис Годунов» по пьесе А.С. Пушкина был начат еще в 1965 году, но был приостановлен. Потом сценарий был дополнен сценарием по А.К. Толстому. Этот спектакль и был сыгран в июне 1967 года. Оформлял спектакль художник Юрий Кононенко. Его декорации были совершенно потрясающи.

«Все, что есть – есть». Пьеса написана Григорием Яблонским, который тогда работал младшим научным сотрудником в Институте катализа СО АН.

Замечательную музыку к спектаклю написал молодой композитор Григорий Гоберник. Спектакль был сыгран всего один раз в клубе «Калейдоскоп» в Академгородке.

После спектакля Яблонского и Пономаренко вызвали в Советский райком КПСС. Яблонский к тому времени был уже на подозрении в связи с событиями в Кафе-клубе «Под интегралом» и его ролью в этих событиях. Он был там одним из лидеров.

Только что отгремел скандал с Галичем. Видимо, уже разбиралось и «дело» подписантов, а Яблонский был одним из них, да еще и молодым членом партии. И Яблонскому, и Пономаренко предстояли защиты диссертаций. Видимо, все это им и высказали. Но этим дело не ограничилось. Спектакль запретили.

У Любочки сохранился сценарий пьесы, который она недавно переслала Грише Яблонскому. Тот свой экземпляр потерял.

Арнольд после этой беседы в райкоме играл некоторое время в театре, но пьес больше не ставил. Я не знаю, кто из райкомовских деятелей с ними разговаривал, но хочу назвать его тем, кто он есть – могильщик.

Он похоронил выдающегося режиссера самодеятельного театра – Арнольда Пономаренко. А, возможно, и талантливого драматурга Григория Яблонского. Скорее всего, это был первый секретарь райкома КПСС Рудольф Григорьевич Яновский.

Почему я так думаю? Да просто больше там некому было проводить такие беседы. А у Яновского знаний, интеллекта и умения хватало.

Арнольд вообще был весьма чувствителен к мнению власть предержащих. После «беседы» в райкоме КПСС Арнольд «ушел в науку», и стал считать ее приоритетом в жизни - стал кандидатом физико-математических наук, а затем и доктором. Больше он пьес не ставил.

Я искренне считаю, что с его уходом из театра, пропал для современников великий режиссер, который мог с артистами-любителями творить на сцене чудеса. Его театр-студия был единственным и неповторимым. Это был его театр, и он закончился с его уходом.

 Театр-студия сохранил свое название, у него были интересные спектакли, он пользовался успехом у зрителей, но после Арнольда Пономаренко это уже был другой театр.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/775