8. Начало работы Театра-студии Академгородка

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Энгелина Плеханова, помощник режиссёра


Любочка стала ходить на все репетиции, которые сначала проходили в школе микрорайона «А», а с 1963 года - в ДК «Юность». Работа этого Дома культуры была ориентирована на строителей, но руководство ДК не отказывало никому, поддерживая любые начинания.

Постройком «Сибакадемстроя» и его Дом культуры были значительно богаче профсоюзного комитета СО АН, не имевшего в то время в своем составе Дома культуры и штатов руководителей кружков. ДК «Юность» же был специально спроектирован как ДК, поэтому там было много помещений для занятий кружков, клубов и студий, зал на 800 мест был оборудован большой сценой для театральных постановок, всевозможных концертов, в ДК был большой штат работников культуры и все возможности для оплаты руководителям коллективов. Единственным минусом была удаленность его от жителей верхней зоны. Но это «препятствие» было преодолимо. Некоторые приезжали на автобусе, другие предпочитали пройтись пешком – минут 15-20.

Иногда вся труппа вваливалась к нам в дом – отметить какое-нибудь событие. Я вскоре перезнакомился практически со всеми артистами. Арнольд там был безусловным лидером. Он был немногословен и, как говорят, «не бросал слов на ветер».

У него был звучный низкий очень приятного бархатного тембра грудной голос, казалось, исходивший с самого нутра.

Когда он начинал говорить, его голос перекрывал все голоса, хотя он не напрягался. Ему не нужно было никого перекрикивать, – с первого же звука его голоса все смолкали.


Актерский талант его был прирожденным. Очень скупо, с минимумом мимики на лице, но мельчайшими интонациями голоса он завладевал зрителем, сразу и до конца. С первого появления, с первых слов зритель видел не Арнольда Пономаренко, а его героя, и Арнольду не надо было ничего доказывать зрителю, - все было искренне, честно, правдиво, никакой даже минимальной доли искусственности. Удивительного дарования был актер.

В театре Арнольд поддерживал исключительно рабочие отношения. Он был, безусловно, командиром. Но без крика, без необходимости повторения просьб, которые расценивались всеми, как руководство к действию. На обсуждении каждый говорил, что думал, но принимал решения Арнольд. За сценарий, за пьесу, за замысел, за линию, но не за образ, который создавал сам актер.

Любочка там была вроде комиссара. Я сразу заметил, что в труппе очень чистые рабочие отношения. Никакой пошлости не могло быть по определению. Дружба – да, желание помочь друг другу, но и только.

Высокий симпатичный и кудрявый Жора Цикин, игравший героев и первых любовников.
Крупный, начинающий полнеть талантливый актер, а впоследствии и режиссер Сережа Кудрявцев.

Худой и подтянутый, но скованный Леня Шкутин, игравший героев (я знал его и раньше по институту гидродинамики).

Красивый и аристократичный Гена Кайгородцев.

Ну и, конечно, наш Володя Штерн, студент НГУ, молодой, высокий, порывистый, с горящими глазами, которого тянуло в театр, как магнитом, притягивает до сих пор, и никак не может отпустить, хотя ему через пару месяцев исполнится 70.

Потом в театр пришли талантливые актеры Саша Хуторецкий и Женя Савин и многие другие.

Женская часть артистов, пожалуй, была поменьше, но очень сильная.

С самого начала в театре играли Люба Качан, Лена Ширшова и Алла Ушакова из НГУ. Я хорошо помню Люсю Климину в ее характерных ролях. Чуть позже пришла в театр Клара Штерн.
Две актрисы впоследствии ушли в профессиональный театр.

Лена Ширшова обладала громадным талантом. Она окончила театральное училище в Новосибирске и подавала большие надежды, но, увы, не сумела выразить себя в провинциальных театрах, куда ее послали работать после училища. Помешал и «зеленый змей».

Одной из последних пришла в театр Ирина Алферова, впоследствии знаменитая артистка театра и кино, и Арнольд Пономаренко, пожалуй, был ее первым режиссером и партнером по пьесе «Два театра».

Формально (да и фактически) ставил этот спектакль уже не Арнольд, а профессиональный режиссер Николай Воложанин. «Полтинничек», – как его прозвали в труппе, поскольку он довольно часто просил полтинник то у одного, то у другого на опохмелку.

Помощницей у Арнольда на протяжении почти всего времени была Энгелина Плеханова, мягкая и доброжелательная, но очень профессиональный и всё видящий и понимающий специалист. Она была на ставке ДК «Академия».

ДК «Юность» открылся летом 1962 года, другой площадки для драматических коллективов тогда не было. И театр-студия Пономаренко уже функционировал там с 5 августа 1962 года.

Руководителем художественного совета был Юрий Сергеевич Постнов, ст.н.с. Института экономики, истории и философии. Образованный и очень эрудированный гуманитарий, исследователь поэзии Сибири ХIХ века.

Он и сам пробовал творить – написал какую-то пьесу, которую безуспешно предлагал к постановке. Как режиссер, он поставил пьесу А. Володина «Фабричная девчонка», и она позднее была сыграна на сцене ДК «Юность».

Юрий Сергеевич так и остался на несколько лет формальным руководителем театра-студии Академгородка, хотя больше ничего не ставил, да и практически никогда не приходил. Вначале он бывал только на обсуждениях пьес, а потом совсем перестал бывать, – «ушел в науку».

Театр-студия с самого начала был коллективом клуба СО АН, а с 1963 года автоматически стал коллективом ДК «Академия», хотя и использовал, по-прежнему, помещения ДК «Юность» и выступал в зале этого Дома культуры. И её все стали называть театром–студией Академгородка, или театром-студией Арнольда Пономаренко.

Удивительный и огромный талант режиссера и актера привлекли к Арнольду Пономаренко многих будущих артистов. Пришла в коллектив и Любочка осенью 1962 года.

Осень 1962 года и можно считать временем рождения Театра-студии Арнольда Пономаренко.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/766