6. Люба Качан продолжает вспоминать

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Александр Чернобров


Снова даю слово Любе Качан:

По городку разнесся слух (буквально) о создании театра. Был сформирован первый худсовет, в состав которого вошли (в алфавитном порядке): Гена Кайгородцев, Арнольд Пономаренко, Юрий Сергеевич Постнов, Жора Пыхтеев и Саша Чернобров.

Принято говорить, что этот театр начался с «Абсолютного нуля». Так называлась пьеса, которую решили поставить бывшие студенты Ленинградского политехнического института А.Чернобров и В.Свиньин, приехавшие в Академгородок для завершения образования в НГУ. Анонс первого представления выглядел примерно так:

Антон Положительный
Абсолютный нуль
5 августа 1962 года, физ.-мат. НГУ ртс ну – это!

Расширенная театральная студия, Новосибирский Университет, эстрадно-театральное объединение.

[В этом объявлении студентов НГУ чего только нет: даже «эстрадно-театральное объединение». Но четко видно, что пьеса была поставлена на физмате НГУ. – МК].
Когда работа над «Абсолютным нулём» близилась к завершению, возник естественный вопрос, а что же будет с театром дальше.

Худсовет театра собрался на квартире у м.н.с. ИЯФа Арнольда Пономаренко для обсуждения дальнейших действий.

Результатом этого обсуждения явилось объявление о создании театра-студии, которое вскоре появилось на всех домах Академгородка (это объявление показано чуть выше; автором его считают кандидата филологических наук Ю.С. Постнова, хотя, вероятнее всего, это был плод совместных усилий худсовета. – Л.К.).

На первом собрании был зачитан устав театра, а на втором уже читалась предложенная к постановке пьеса прогрессивного французского журналиста Эмануэля Роблеса «Монсерра».

Что касается других пьес, то либо они оказались менее интересными, либо не нашли благоприятной почвы. Так или иначе, но на ближайшем собрании читалась именно эта пьеса. Талантливо прочитанная Арнольдом Пономаренко, она произвела очень хорошее впечатление на слушателей, хотя и вызвала бурные споры.

Как эта пьеса появилась в «портфеле» театра? На заседание худсовета А. Чернобров принес «кучу» всяких пьес, которые механически разделили для прочтения между членами худсовета.

Пьеса «Монсерра» досталась Арнольду Пономаренко. Она заинтересовала и увлекла его.

Все сошлись на мнении, что пьеса, безусловно, интересная. Но когда речь зашла об ее постановке, мнения разделились. В коллектив пришли люди, любящие театр, но никогда раньше не выступавшие. Среди них были те, кто считал, что пьеса слишком трудна и будет им не по силам, или что ее можно поставить, но будет неинтересно над ней работать, т.к. речь в ней идет о событиях очень далеких.

Продолжительные и бурные дебаты закончились неожиданно просто: А. Пономаренко заявил о своем твердом желании ставить пьесу и предложил всем, желающим в этом участвовать, остаться для чернового распределения ролей.

Предложение была несколько неожиданным и необычным, и некоторые из присутствовавших, оскорбившись, удалились.

Так была потеряна незначительная часть группы, но обретен режиссер.

Те же, что остались, составили ядро театра-студии, которое в почти неизменном виде существовало до самого последнего спектакля этого театра. И продолжало работать еще некоторое время и после с другими режиссерами и даже самостоятельно.

На этом записанные воспоминания Любы Качан заканчиваются.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/745