2. Появление Театра-студии Академгородка

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Объявление о создании Театра-студии.
Вы видите объявление о начале работы Театра студии Академгородка

Весной 1962 г. в разных местах – в здании школы, где учились студенты НГУ, и в зданиях немногочисленных тогда институтов СО АН появились объявления:

                В н и м а н и е!

В нашем городке в клубе создаётся самодеятельный театр-студия.

В его коллектив должны войти энтузиасты всех возрастов, пожизненно заражённые любовью к театру и готовые стойко выдержать конкуренцию с кино.

Каждый, кто мечтает о сцене, кому знакома радость репетиций и волнение перед премьерой, кто хочет вести серьёзный разговор со зрителем (пусть в самой шутливой форме), должен прийти к нам в театр!

И даже для тех, кто не может играть, но все-таки хочет участвовать в спектакле, найдётся работа, т.к. театр - это не только актёры, но и целый ансамбль людей с горячим сердцем и натруженными руками.

Театру нужны разные люди!

Ему не нужны только ленивые и вялые, способные загореться лишь на одну-две репетиции.
Просим таких людей не приходить!

Каждый вступающий в труппу театра обладает одинаковыми правами со всеми: он может влиять на творческую программу театра и вносить свои предложения в его устав, выбирать и быть избранным в художественный совет театра, играть на сцене, быть постановщиком, художником, бутафором или стоять на занавесе. В процессе работы каждый найдёт своё место.

Наша первая встреча состоится 10 апреля во вторник в 8 часов вечера, в здании Университета.

Заранее напоминаем, что театр не терпит опозданий: третий звонок даётся ровно в 8.

                ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА-СТУДИИ

И молодёжь, любящая театр, потянулась по этим объявлениям.

Мне в руки попала одна черновая страничка воспоминаний, напечатанная на старой пишущей машинке, видимо, кем-то, кто пришёл в театр-студию одним из первых:

ТЕАТР-СТУДИЯ АКАДЕМГОРОДКА

Первое объявление о создании театра-студии появилось в конце марта - в начале апреля 1962 года. На отпечатанных на ротапринте листках, а затем в газете «За науку в Сибири» появилось сообщение о том, что в Академгородке создаётся САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР-СТУДИЯ. Первая встреча была назначена на 10 апреля, вторник, в 8 часов, в помещении Университета (теперь школа № 130).

В этом же помещении состоялась ещё одна встреча, после чего занятия были перенесены в помещение ДК «Юность».

В самое ближайшее время появилось два режиссёра, и коллектив разделился на две постановочные группы.

Одна под руководством к.ф.н. Ю.С. Постнова начала готовить «Фабричную девчонку» А. Володина, другая - с м.н.с. ИЯФ Арнольдом Пономаренко – пьесу прогрессивного современного французского журналиста Э. Роблеса «Монсерра».

Между постановочными группами поддерживалась тесная связь, и один раз в неделю проводились совместные занятия.

Члены коллектива по возможности помогали друг другу. Так, когда Ю.С. Постнов к 45 годовщине Великой Октябрьской Революции начал готовить «Сибирь земля героев», Пономаренко играл в этой эпопее одну из ведущих ролей. А Ю.С. Постнов, в свою очередь, был дублёром Пономаренко (в роли Искьердо) в спектакле «Монсерра» (но не играл).

Группа А. Пономаренко, за исключением самого режиссёра, ранее участвовавшего в самодеятельных спектаклях Харьковского государственного университета, состояла из людей, ранее никогда на сцене не выступавших. Нужно было учиться говорить, двигаться доносить до зрителя мысль автора и режиссёра. Для этой цели группой проводились, специальные занятия, на которых разыгрывались пантомимы, этюды, читались стихи, отрабатывались миниатюры.

В качестве учебных миниатюр Арнольдом Пономаренко были срежиссированы рассказы О'Генри «Предвестник весны» и Э. Хемингуэя «Там, где чисто, светло». Миниатюра по О'Генри в декабре 1962 года была показана широкой публике и принята очень тепло.

Весной 1963 года (май-июнь) была показана премьера первого большого спектакля ТЕАТРА-СТУДИИ «Ради одной надежды» («Монсерра»).

Постановка этого спектакля была осуществлена 8 раз, из них 2 раза в городе и 3 раза в районе (Ярково, Боровое, Посевная).

Была поставлена «Фабричная девчонка» (временно отложенная в связи с подготовкой к намечавшемуся тогда открытию Академгородка).

В дальнейшем Ю.С. Постнов в связи с большой занятостью (работа над докторской диссертацией) отошёл от театра...

...На этом первый листок обрывается. Видимо, было продолжение на втором листке, но его у меня нет. Автор этого листка мне неизвестен.

Тем не менее, кое-какая канва рассказа о начале театра-студии здесь записана. Мой рассказ не будет противоречить содержанию этого листка, но существенно его дополнит. 

Я не был участником театра-студии и не ходил на его репетиции. Но жизнь театра-студии проходила у меня на глазах. Я знал обо всём, что они делали или даже хотели делать.

Я видел все его спектакли, а, кроме того, Любочка и Володя - артисты театра-студии много рассказывали о его работе, некоторые заседания его художественного совета проходили у нас дома, я был знаком почти со всеми артистами, некоторые из них были моими друзьями.

Именно поэтому я взял на себя смелость написать о театре-студии. Его постановки были явлением в Академгородке, и я не хочу, чтобы они ушли в забвение.

Я знаю только по рассказам, как проходили репетиции, какая там была атмосфера, и, скорее всего, упущу достаточно много важных подробностей, но не написать о театре-студии Арнольда Пономаренко не могу.

Постановки этого театра в Академгородке на протяжении 1962-1968 гг. были яркими событиями. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важнейшим элементом культурной жизни Академгородка того периода. И пусть меня потом критикуют и дополняют. Я согласен принять на себя огонь критики, если она поможет полнее раскрыть работу театра-студии, его режиссёра и артистов, его блестящие спектакли.

А в книге воспоминаний жителей Академгородка «И забыть по-прежнему нельзя» об этом театре просто ничего нет. Не написал о нем Арнольд Пономаренко, не написал и никто из актёров. Собирались написать, переписывались друг с другом, но не написали.

Уже потом, Володя Штерн и его жена Клара решили восполнить этот пробел и сделали фильм с помощью программы movie-maker, записав его на диск. У меня он есть. Замечательный фильм, великолепная работа. Но я полагаю, что заменить воспоминания фильм не может.

Поэтому я долго уговаривал Любочку написать, как начинался театр-студия Академгородка, и, в конце концов, мои уговоры возымели своё действие: она написала, как её приняли в театр-студию.

Время летит незаметно. Первый раз Любочка взялась за перо в 2004 году, когда зашла впервые речь об истории театра-студии. Любочка тогда записала страниц пятнадцать, но только об истории театра-студии там было не больше трети. Но мне пригодились и эти записи, – были «по делу».

Написал я и Арнольду Пономаренко, сообщил, что собираюсь писать о событиях того времени в Академгородке, в т.ч. и о театре-студии. Попросил кое-что вспомнить.

Арнольд обрадовался и ответил мне следующим письмом (привожу выдержку):

Я очень рад Вашему письму и постараюсь как смогу... Уверен: у Вас получится замечательная книга! Мне понадобится некоторое время, чтобы сосредоточиться и написать ответы на поставленные вопросы. О чём-то я напишу в ближайшее время, материалы и т.п. потребуют также некоторых усилий - но буду искать и стараться...

Больше никакой помощи от него не было.

Но всё же кое-что у меня было. Был разрозненный и весьма неполный архив, были и альбомы с фотографиями Бориса Годунова. Арнольд передал в своё время этот архив на хранение Любочке, сказав:

– Пусть он будет у тебя. Я знаю, ты его сохранишь.

И Любочка сохранила.

Были кое-какие программки, афиши и фотографии у Володи, и свой фильм он делал и по своим, и по нашим материалам.

Теперь и в моём распоряжении есть все эти документы.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/05/706