Случай все за нас решает

Борис Гольдин
В жизни все решает случай.....
Мы планируем..., мечтаем....
Календарь ты зря не мучай -
Все равно не отгадаем,
Что готовит нам судьба....
Мы не знаем никогда,
Где и что произойдет...
Если б кто мог наперед
Ленту жизни прокрутить -
Очень скучно стало б жить!
Случай все за нас решает,
Нашей жизнью управляет....
Мы планируем...., мечтаем...,
Про него мы забываем.....
А вот он-то помнит нас -
Каждый день и каждый час!!!
 Марина Шейнина

     Я верил, что все в жизни решает случай. Директор школы Го Глайзер ( Go Glaser), где я долгое время заменял ассистентов учителей, имела степень доктора  философии и огромный опыт работы. Под ее началом было двадцать классов специального образования, которые располагались примерно в десяти общеобразовательных школах города. Как- то в обеденный перерыв " случайно" начала со мной разговор.

   - Давно наблюдаю за вашей работой. Вижу,что умело обходите острые углы. Это важно.  С вашим личным делом  еще не знакома. Все время не хватает. Хотела бы кое-что уточнить. Поговорим после уроков.

     Я видел, что она,как ангел, душевно ко всем относится, старается каждому сделать добро. Я не любил говорить о своём образовании. Моя позиция  как-то не соответствовала. Но сейчас надо было раскрыть все  «секреты»: и о высшем педагогическом образовании, и про научную степень кандидата наук,и о работе в институте. Добавил,что в новой стране нет времени и средств, чтобы еще несколько лет провести в университете прежде, чем стать и  здесь учителем.После беседы директор пригласила меня на интервью.

     Ура! Не надо теперь каждое утро бежать к телефону. Работаю с чудесным учителем мистером  Грегори Ниспон (Gregory Nicpon). Кто знает, может быть Вероника Тушнова о нем и написала эти строчки:

Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

     У педагога интересная история. Раньше он трудился в области электроники. Но вот сын родился с синдромом Дауна. На семейном совете решили: Gregory надо закончить университет и стать учителем в специализированной школе.

     -  Так я и сделал,- сказал он.

        Mой праздник продолжался чуть больше трех лет. Мой "ангел"-  доктор Go Glaser пошла на повышение, а учитель Nicpon перешел в школу, которая была ближе к дому.
 
      НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ - НОВАЯ ПРОБЛЕМА
 
     После летних каникул новый директор Nancy Guerrero представила классу  невысокого немолодого мужчину.

  -  Новый учитель мистер Али. Любите и жалуйте,-сказала она.

  -  Я окончил университет в Индии,-рассказал он.- Работал много лет с такими ребятами,как вы. Очень их любил. Уже много лет живу в Америке.

     Я слушал про эту любовь к детям и в моей памяти всплыл разговор  многолетней давности в городском колледже Сан-Хосе. В одной группе со мной училась русская  студентка из Москвы. Была она уже далеко не молода. Но какая-то волшебная сила  тянула ее к знанием.

   - Наша семья несколько лет жила в Индии,- рассказала Варвара. -Вспоминаю с ужасом, что творилось там в школах. Мне даже страшно было посылать детей на учебу.

   - Это еще почему? - удивился я.- Школа везде является как бы святым местом.

   - В первый день в школе мой девятилетний Ваня получает от учительницы пощечину за то, что не так быстро ориентировался в новом учебнике,- продолжала она.- В другой раз он разговаривал с девочкой на утренней линейке. Учительница их заставила все уроки стоять с поднятыми руками. Побить палкой по ладоням за плохой почерк — это вообще в порядке вещей. За нестриженные ногти — пощечина ребенку. Моя Катя пошла в подготовительный класс. Учительница стукнула ее по голове и назвала "donkey" за то, что она что-то не так сделала.Конечно, дисциплина нужна. Но другими методами. Таких учителей,я считаю,нужно гнать поганой метлой из школы.
 
   ПОД ЗОРКИМ ОКОМ?
 
     И тут я подумал:”Случайно, это не один ли из тех, кого Варвара считала надо гнать поганой метлой?” Но сам себе тут же ответил, что мы в Америке и здесь действуют свои законы. И нарушать их никому не позволят. Дети под зорким оком государства.

    Прошла неделя, другая. Все нормально. Все были довольны. Потом началось.

  - Сколько раз тебе говорить,возьми книгу и читай!

    Мистер Али схватил ученика за локость и потащил к книжному шкафу.

 -  Мое слово для тебя закон!

    Учащиеся были разными. Одни были такие, от которых слова отскакивали, как мяч от стенки. Другие, до которых слова доходили, как до жирафа. И ещё были те, кто вообще не реагировал ни на что, даже, если бы услышали сигнал воздушной тревоги.
 
    Каждый из этих мальчиков и девочек требовал особого подхода к себе, можно сказать, ключик к своему  сердцу. У меня складывалось такое впечатление, что об индивидуальном методе наш учитель и слыхом не слыхивал.

    Вскоре в арсенале нашего педагога появились первые элементарные толчки.

  - Я сказал встать в строй, значит надо выполнять. Не поняла?  Я помогу тебе.И легонько толкнул ученицу с синдромом Дауна. Она заплакала.

    Еще через пару недель ученики просто стали его бояться.

    Я понимал, что этот,на мой взляд, горе -учитель,пришел не с улицы. Работу найти трудно. Была чья-то протекция? Может быть нового директора? Но мне было все равно. Я просто не хотел больше этого терпеть. Во мне все кипело.

    Как-то после уроков обратился к нему.

 -  Мистер Али,детей трогать нельзя.

  - Ты кто такой меня учить? 

   «ЛАСТОЧКА» ПОЛЕТЕЛА
 
    Утром пришла директор. Или ее пригласили, или случайно заглянула. Я подошел к ней и все рассказал. Откровенно говоря, думал, что она меня поддержит.

    Но она только ответила:

 -  Не может этого быть,у него отличные рекомендации.

    Назавтра я сделал «фотографию»  дня, где по часам раскрыл «формы» и «методы» работы  учителя. И  отправил "ласточку" в полет. Прямо в Santa Clara County Оffice of Еducation.

    Жена была педагогом и одобрила мое решение.

    Пришел ответ. За подписью доктора Colleen Wilcox, главного начальника Управления образования округа. Она писала, что мою жалобу передала на рассмотрение... моему директору школы Nancy Guerrero. Какой ответ можно было ожидать? Правильно, что это клевета на человека, хорошего специалиста. Точно, как это было когда -то в Советском Союзе: жалоба шла к тому, на кого жаловались.

    Второе письмо от доктоpа Колин Вилкокс( Colleen Wilcox) не заставило долго ждать. Она сообщила,  что после проверки факты не подтвердились. Но ,если я не согласен с ответом, то могу к ней снова обратиться.
 
    ГДЕ МИСТЕР АЛИ?
 
     Но почему через месяц мистер Али куда-то испарился? Почему через месяц  представили классу новую учительницу?

  -  Я получила высшее педагогическое образование в Индии. У меня уже большой опыт,- представилась мисс Шивани (Shivani).

    Я - интернационалист. Но мне было странно: что нет других учителей в нашем городе, округе только с индийским опытом работы?  Ну, что ж теперь надо готовиться ко второму раунду.

    Через несколько дней у меня с директор Nancy Guerrero состоялся интересный разговор.

   - У вас педагогическое образование. Вы подходите для работы в нашем колледже  со студентами с нарушениями развития. Это работа «один на один» с русской студенткой. Вам будет интересно? Да и учительница с большим стажем.

  - Буду с вами откровенным. Может случится так, что через месяц эта позиция случайно закроется и я останусь без работы?

 -  Нет, такого не может быть. Можете спокойно работать,- ответила она.

    Подумал, что второй раунд не состоится.