517 Дверь в будущее 17 06 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 517. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Дверь в будущее. 17.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый. Слева-направо: Левый снимок: Деловой визит на БПК «Свирепый» командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина и командира 12-й дивизии ракетных кораблей контр-адмирала В.А. Лапенкова в мае 1974 года. Два снимка справа: Выход командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина и командиров 12-й дивизии и 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ в Балтийское море на проверочные стрельбы. Этот визит командующего и командиров основного соединения боевых кораблей ДКБФ был внезапным. Перед приходом адмирала В.В. Михайлина матросы только-только успели прикрыть наше корабельное имущество брезентовым чехлом, но не успели закрыть дверь. Эту дверь адмирал припомнил… Всем по очереди «припомнил»… 17.06.1974.


В предыдущем:

Ровно месяц, с 17 мая 1974 года мы были в ВМБ Балтийск. Застоялся наш БПК «Свирепый». Наш корабль с обновлённым старо-молодым экипажем, как нетерпеливый и радостный щенок, рвался и стремился вырваться из рук, кинуться навстречу событиям и приключениям, выйти в родную стихию – в море.

Вместе с нами на БПК «Свирепый» в который раз выходил в море командующий Дважды Краснознамённым Балтийским флотом адмирал Владимир Васильевич Михайлин.

Не знаю, не считал, сколько раз был и бывал на БПК «Свирепый» Владимир Васильевич (не меньше десятка раз – автор), но с самого начала существования корабля, особенно с момента вручения нашему кораблю Военно-Морского Флага 12 августа 1972 года (день рождения БПК «Свирепый») он неизменно, когда бывал в ВМБ Балтийск, заходил и приходил к нам. Вот почему мы, экипаж БПК «Свирепый», впрочем, как и другие экипажи славных боевых кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, считали Михайлина «своим адмиралом».

На фотоиллюстрации зафиксированы два события – мая и июня 1974 года. Левый снимок – это деловой визит на БПК «Свирепый» командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина и командира 12-й дивизии ракетных кораблей контр-адмирала В.А. Лапенкова в мае 1974 года. Тогда мы выходили в море на торпедные стрельбы практической торпедой 53-65К, которую чуть ли не потеряли…

Два снимка справа – это сегодняшний выход командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина и командиров 12-й дивизии и 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ в Балтийское море на проверочные стрельбы главным оружием большого противолодочного корабля пр.1135 типа «Буревестник» - ракето-торпедами 85Р противолодочного управляемого ракетного комплекса УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон».

Комплекс УРПК-4 «Метель» состоит из твёрдотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью – самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, объединённых в единой (счетверённой) пусковой установке, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики системы управления «Муссон».

(О «работе» УРПК-4 «Метель» я ещё расскажу – автор).

Кроме УРПК-4 «Метель» БПК «Свирепый» имел две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 «Смерч-2», два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135 под торпеды СЭТ-65 или 53-65К, а также проложенные в корме минные рельсы, на которые устанавливались 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Противолодочное и противокорабельное вооружение БПК «Свирепый» дополнялось арткомплексом АК-726-МР-105, состоящим из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105. Эти артустановки («орудия») АК-726 могли поражать надводные, береговые и воздушные цели (это зависело от типа снарядов).

БПК пр.1135 типа «Буревестник» в данное время (70-80-е годы XX века) были очень эффективным, компактным, гармонично устроенным, великолепно отлаженным и смертоносным оружием ВМФ СССР и мы все от самого молодого «салаги» до адмирала и главнокомандующего Советского ВМФ осознанно гордились такими кораблями и таким оружием. Главное осознанно, строго и ответственно использовать его…

Этот сегодняшний визит командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина и командиров основного соединения боевых кораблей ДКБФ был внезапным. Перед приходом адмирала В.В. Михайлина матросы только-только успели прикрыть наше корабельное имущество брезентовым чехлом, но не успели закрыть дверь (смотри средний снимок фотоиллюстрации – автор). Эту дверь адмирал припомнил… Всем по очереди «припомнил»…

Странно, но Владимиру Васильевичу Михайлину даже понравилось, что на его пути оказалась открытая дверь в один из боевых постов, хотя по всем правилам приёма «гостей», по нормам боевой тревоги, главное, по правилам обеспечения безопасности «первых лиц», все двери и люки должны быть «задраены наглухо».

Дело в том, что командующий и адмирал ДКБФ и так знал, что мы готовились к его приходу, чистились, «драились», убирались, а тут такая «оплошность», которая дала ему повод «ласково» выговорить и намекнуть командиру 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, командиру 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ЛКБФ, командиру БПК «Свирепый», капитану 2 ранга Е.П. Назарову, что «негоже оставлять на пути следования высших офицеров флота открытые двери чёрт знает куда, для чего и для кого»…

Вот это самое адмиральское – «чёрт знает, куда, для чего и для кого» оказало магическое воздействие на указанных командиров: они вытягивались «в струнку» перед В.В. Михайлиным, с застывшими лицами провинившихся школьников вслушивались в слова и интонации слов адмирала, а потом, с его разрешения, по-строевому поворачивались через левое плечо с отданием чести адмиралу, и в свою очередь, «ласково и с намёком» строго выговаривали очередным командирам по нижестоящим ступенькам должностной лестницы военно-морской службы.

Естественно, что по «ниспадающей» флотской иерархии званий и должностей, нерадивым матросам, которые не успели или не захотели вовремя закрыть злосчастную дверь, досталось больнее всех и всего, так как им просто старшина «навесил весомых кренделей» по стриженым затылкам…

Для «профилактики» тогда всем «навесили»…

Конечно, командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин «по-отечески» весело и оживлённо шутил и балагурил, упоминая к месту или не к месту эту злосчастную дверь на шкафуте, но в тот момент, когда я сфотографировал его и одного из командиров 12-й дивизии ракетных кораблей на сигнальном мостике в момент отхода БПК «Свирепый» от причальной стенки ВМБ Балтийск (правый снимок на фотоиллюстрации – автор), Владимир Васильевич говорил следующие слова…

- Дверь - это ерунда! – сказал адмирал В.В. Михайлин. – Главное, чтобы они при стрельбе рот не раззявили, как эту дверь…

Это слово «ряззявили» мне что-то напомнило, и я с удивлением вдруг осознал, что так говорят в деревнях на моей родине – в окрестностях города Суворова Тульской области (это недалеко от того места в Калужской области, где с младенчества жил с родителями В.В. Михайлин – автор).

Мог ли я тогда, 17 июня 1974 года, знать, что судьба ещё не раз сведёт нас с Владимиром Васильевичем Михайлиным, что я, будучи депутатом и председателем комитета по законодательству Законодательного Собрания Калужской области вместе с моими коллегами-депутатами, Губернатором Калужской области и военными морячками-офицерами-инициаторами 21 сентября 2000 года буду участвовать в принятии решения и сердечно поздравлять Михайлина Владимира Васильевича, адмирала военно-морского флота СССР, ветерана Великой Отечественной войны с присвоением ему звания «Почётный гражданин Калужской области»? Конечно, - нет, но предчувствие было…

Вот она – дверь в будущее…